Главная » Пример сочинения ЕГЭ по литературе
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...


Пример сочинения ЕГЭ по литературе

Вопрос: Почему повесть "Фаталист" завершает роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"?

Работа учащегося

     Роман "Герой нашего времени" это прежде всего психологическое произведение. Оно состоит из пяти частей. Каждая из них представляет собой законченную повесть. Все они расположены не в хронологическом порядке, а в соответствии с замыслом автора: наиболее полно и отчетливо показать читателям, кто же такой Григорий Александрович Печорин - герой нашего времени. Для этого Лермонтов рисует психологический портрет Печорина.

     Открывает повесть "Бэла" где Печорин представляется читателям со слов штабс-капитана Максим Максимыча. Далее следует глава под названием "Максим Максимыч". В ней с Печориным нас знакомит сам автор. А вот три последние главы - дневник Печорина. Здесь сам герой раскрывает свой внутренний мир, объясняет причины своего поведения, обнажает все свои недостатки.

     Последней расположена повесть "Фаталист". В ней Печорин находится в обществе офицеров-пограничников и заключает пари с одним из них - Вуличем. Тот утверждает, что существует предопределение судьбы, то есть каждый человек умрет когда ему суждено. И раньше этого срока с ним ничего не случится. В доказательство своих слов он собирается выстрелить себе в голову. Вулич стреляет, но случается осечка. Следующий выстрел направлен в воздух. Однако Печорин утверждает, что видит в лице Вулича близость смерти, и предупреждает об этом офицера. И действительно: вечером Вулича зарубил пьяный казак, а затем заперся в доме. Узнав об этом Печорин вызывается в одиночку арестовать казака. И арестовывает.

     В предыдущих главах мы изучали характер Печорина, а в "Фаталисте" получили представление о его мировоззрении. Вначале он не соглашается с Вуличем о существовании предопределения, а затем сам испытывает судьбу, пытаясь арестовать вооруженного казака. Может это свидетельсвует о том, что Печорин поверил в судьбу? Или хотя бы начал сомневаться. Значит ли это, что тот вопрос, который задавал себе Печорин о своем предназначении в жизни получил положительный ответ. И действительно он создан, чтобы разрушать чужое счастье?

     Эта глава наиболее философская во всем романе. И она позволяет читателю самому разобраться в характере героя нашего времени, задуматься о своем характере, о своей судьбе и поставить себя на место Печорина. Вот почему именно она завершает роман. Автор нам в этом не помощник. Лермонтов в предисловии заявил, что не собирается судить о поступках Печорина. "Я лишь указал болезнь, но не средство ее излечения".

     Комментарий экзаменатора

      Экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, четко формулирует свою позицию, однако в конце работы приходит к ложным выводам. Странно звучит мысль о том, что автор "не помощник" читателю в постижении характера Печорина. Экзаменуемый не разбирается в том, что такое авторская позиция, и не знает, как она может проявляться  в произведении.

     В работе есть фактические ошибки, а именно: неверен вывод о роли автора в романе, а также утверждеие, что Печорин находился в кругу офицеров-пограничников, неверны утверждения, что роман это "прежде всего психологическое произведение" и что только в повести "Фаталист" дано представление о мировоззрении Печорина.

     Части работы логически связаны между собой, но высказанные мысли не всегда находят подтверждение и обоснование. Так, рассказывая о пари с Вуличем, экзаменуемый не объясняет, почему второй выстрел был сделан в воздух. В основной части работы пересказ текста преобладает над анализом,  текст рассматриваемого произведения привлекается единожды и не вполне целесообразно.

     Отвечая на предложенный вопрос, экзаменуемый показал владение теоретико-литературными терминами, необходимыми для анализа литературного материала. Он использует такие термины, как "роман", "повесть", "глава", "герой", "психологический портрет".

     В работе допущен ряд речевых ошибок ("где Печорин представляется", "Здесь сам герой раскрывает свой внутренний мир", "обнажает все свои недостатки", "получили представление о его мировоззрении", "глава наиболее философская"). Развернутый ответ оценен 8 баллами.


Другие варианты работ учащихся ЕГЭ по литературе

 

Распечатать

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: