Главная » ЕГЭ онлайн
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Вперед

Демонстрационный 2014 КИМы с ЕГЭ за 2013 год:
Центр: Урал: Дальний Восток: Кимы с ЕГЭ 2012:
Реальные типовые 2012 года:
Типовые варианты 2012 года:
Типовые варианты 2011 года:
Типовые варианты 2010 года:


2014 год: литература – изменений нет.
Изменились критерии и инструкции к выполнению заданий. Демонстрационный вариант так новый и не придумали, он такой же, что и был в 2012 году.



Подготовка к ЕГЭ по литературе для одних - занятие более чем простое, для других - настоящая мука. Кто-то занимается литературой в школе должным образом, кому-то достался не совсем требовательный педагог, а кто-то просто лентяй - для всех подготовка к ЕГЭ будет разной. И если не любить литературу, то хорошо к ней подготовиться и сдать практически невозможно. Как готовиться к ЕГЭ по литературе расскажет эта статья.



Желаем успеха!

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечера нее небо все было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространенным по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились черные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разоренной кочки, в разных мундирах и в разных направлениях, проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой-то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад.
— Сдают город, уезжайте, уезжайте, — сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам:
— Я вам дам по дворам бегать! — крикнул он.
Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.
Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что-то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.
— Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! — закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.
— Решилась! Расея! — крикнул он. — Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась… — Ферапонтов побежал на двор.
По улице, запружая ее всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела также на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.
Была уже совсем ночь. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрестка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в черном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрестке.

Л.Н. Толстой, "Война и мир".

При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B1
Назовите литературное направление, принципы которого нашли свое воплощение в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
 
Ответ:


B2
Какое определение добавляет к слову "роман", характеризуя жанр "Войны и мира".
 
Ответ:


ВЗ
Назовите прием, к которому прибегает автор, рисуя картину отступления ("...как муравьи из разоренной кочки <...>, проходили и пробегали солдаты").
 
Ответ:


B4
Как называется намеренное употребление в тексте одинаковых слов, усиливающих значимость высказывания ("Решилась! Расея! - крикнул он. - Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась...")?
 
Ответ:


B5
Каким термином обозначается способ отображения внутреннего состояния героев, мыслей и чувств, владеющих ими ("Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи"; "схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом")?
 
Ответ:


B6
Как называется выразительная подробность, несущая в художественном тексте важную смысловую нагрузку (например, застилаемый дымом молодой месяц в начале и в конце фрагмента)?
 
Ответ:
 

B7
Фрагмент начинается и заканчивается описанием пожара в Смоленске. Укажите термин, которым обозначается расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов в художественном произведении.
 
Ответ:
 

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8-B12; C3-С4.

 

***

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.


И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал березку.

С.А. Есенин, 1925

 
При выполнении заданий В8-В12 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B8
Обращаясь к клену, "приморозившему ногу", лирический герой стихотворения "очеловечивает" его. Как называется этот прием?
 
Ответ:


B9
Укажите название стилистического приема, заключающегося в использовании одинаковых гласных звуков, усиливающего выразительность художественной речи и рассчитанного на слуховое восприятие образа ("Утонул в сугробе, приморозил ногу").
 
Ответ:


В10
Как называется образное определение, являющееся средством художественной выразительности ("клен заледенелый", "под метелью белой")?
 
Ответ:


B11
Текст стихотворения делится на двустишия, каждое из которых содержит законченную мысль. Укажите термин, которым обозначают элементы смыслового членения стихотворного текста, объединенные общей рифмовкой и представляющие собой ритмико-синтаксическое целое целое.
 
Ответ:


B12
Укажите размер, которым написано стихотворение С.А. Есенина.
 
Ответ:




Желаем успеха!

 Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с ее холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками, и предстанут пред ним знакомые комнаты, радостный крик выбежавших навстречу людей, шум и беготня детей и успокоительные тихие речи, прерываемые пылающими лобзаниями, властными истребить все печальное из памяти. Счастлив семьянин, у кого есть такой угол, но горе холостяку!
Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью, приближается к характерам, являющим высокое достоинство человека, который из великого омута ежедневно вращающихся образов избрал одни немногие исключения, который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры, не ниспускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям, и, не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от нее и возвеличенные образы. Вдвойне завиден прекрасный удел его: он среди их, как в родной семье; а между тем далеко и громко разносится его слава. Он окурил упоительным куревом людские очи; он чудно польстил им, сокрыв печальное в жизни, показав им прекрасного человека. Все, рукоплеща, несется за ним и мчится вслед за торжественной его колесницей. Великим всемирным поэтом именуют его, парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орел над другими высоко летающими. При одном имени его уже объемлются трепетом молодые пылкие сердца, ответные слезы ему блещут во всех очах... Нет равного ему в силе - он бог! Но не таков удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, - всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на всенародные очи! Ему не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слез и единодушного восторга взволнованных им душ; к нему не полетит навстречу шестнадцатилетняя девушка с закружившеюся головою и геройским увлеченьем; ему не позабыться в сладком обаянье им же исторгнутых звуков; ему не избежать, наконец, от современного суда, лицемерно-бесчувственного современного суда, который назовет ничтожными и низкими им лелеянные созданья, отведет ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющих человечество, придаст ему качества им же изображенных героев, отнимет от него и сердце, и душу, и божественное пламя таланта. Ибо не признаёт современный суд, что равно чудны стекла, озирающие солнцы и передающие движенья незамеченных насекомых; ибо не: признаёт современный суд, что много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести ее в перл созданья; ибо не признаёт современный суд, что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движеньем и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха! Не признаёт сего современный суд и все обратит в упрек и поношенье непризнанному писателю; без разделенья, без ответа, без участья, как бессемейный путник, останется он один посреди дороги. Сурово его поприще, и горько почувствует он свое одиночество.
(Н.В. Гоголь, "Мертвые души".) 
При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B1
Как называется литературное направление, принципы которого отчасти сформулированы во второй части представленного фрагмента ("вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, - всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь")?
 
Ответ:


B2
Укажите термин, которым обозначают повтор слова или группы слов в начале соседних фраз ("Счастлив путник... Счастлив писатель...").
 
Ответ:


ВЗ
Как называются образные определения, являющиеся традиционным средством художественной изобразительности ("скучной дороги", "пылкие сердца" и т.п.)?
 
Ответ:


B4
Укажите вид тропа, в основе которого - перенос свойств одних предметов и явлений на другие ("пламя таланта").
 
Ответ:


B5
В данном фрагменте противопоставлены два типа писателей. Каким терминов обозначается такое противопоставление предметов, явлений или персонажей в художественном произведении?
 
Ответ:


B6
Укажите прием, использованный автором в следующей фразе: "...парящим выского над всеми другими гениями мира, как парит орел над другими высоко летающими". 
 
Ответ:
 

B7
Назовите авторское определение жанрав "Мертвых душ".
 
Ответ:
 

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8-B12; C3-С4.

 

На поле Куликовом

Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал.- Молись!
А.А. Блок, 1908
 
При выполнении заданий В8-В12 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B8
Назовите поэтическое течение, в русле которого развивалось раннее творчество А.А. Блока.
 
Ответ:


B9
Стихотворение начинает и завершает картина грозного небесного знамения. Каким термином обознаается подобный тип композиции?
 
Ответ:


В10
Укажите название стилистического приема, основанного на соседстве одинаковых гласных звуков, усиливающего выразительность художественной речи и рассчитанного на слуховое восприятие образа ("И, словно облаком суровым").
 
Ответ:


B11
Как называется созвучие концов стихотворных строк, играющее важную организующую роль в стихе (непробудной - чудной; мглой - боевой и т.п.)?
 
Ответ:


B12
Укажите размер, которым написано стихотворение А. А. Блока.
 
Ответ:




Желаем успеха!

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

Леса, пронзительно брунжа, зачертила воду, за ней косым зеленоватым полотном вставала вода. Пантелей Прокофьевич перебирал обрубковатыми пальцами держак черпала.

– Заверни его на воду! Держи, а то пилой рубанет!

– Небось!

Большой изжелта-красный сазан поднялся на поверхность, вспенил воду и, угнув тупую лобастую голову, опять шарахнулся вглубь.

– Давит, аж рука занемела... Нет, погоди!

– Держи, Гришка!

– Держу-у-у!

– Гляди под баркас не пущай!.. Гляди!

Переводя дух, подвел Григорий к баркасу лежавшего на боку сазана. Старик сунулся было с черпалом, но сазан, напрягая последние силы, вновь ушел в глубину.

– Голову его подымай! Нехай глотнет ветру, он посмирнеет. Выводив, Григорий снова подтянул к баркасу измученного сазана. Зевая широко раскрытым ртом, тот ткнулся носом в шершавый борт и стал, переливая шевелящееся оранжевое золото плавников.

– Отвоевался! - крякнул Пантелей Прокофьевич, поддевая его черпаком.

Посидели еще с полчаса. Стихал сазаний бой.

– Сматывай, Гришка. Должно, последнего запрягли, ишо не дождемся.

Собрались. Григорий оттолкнулся от берега. Проехали половину пути. По лицу отца Григорий видел, что хочет тот что-то сказать, но старик молча поглядывал на разметанные под горой дворы хутора.

– Ты, Григорий, вот что... – нерешительно начал он, теребя завязки лежавшего под ногаи мешка, – примечаю, ты, никак, с Аксиньей Астаховой...

Григорий густо покраснел, отвернулся. Воротник рубахи, врезаясь в мускулистую прижженую солнцегревом шею, выдавил белую полоску.

 – Ты гляди, парень, - уже жестко и зло продолжал старик, - я с тобой нетак загутарю. Степан нам сосед, и с его бабой  не  дозволю  баловать.  Тут дело могет до греха взыграть, а я наперед упреждаю: примечу - запорю! 

Пантелей Прокофьевич ссучил пальцы в узловатый кулак, - жмуря выпуклые глаза, глядел, как с лица сына сливала кровь.

– Наговоры, - глухо, как из воды, буркнул Григорий и прямо в  синеватую переносицу поглядел отцу.

– Ты помалкивай.

– Мало что люди гутарют...

– Цыц, сукин сын!

Григорий  слег  над  веслом.  Баркас  заходил   скачками.  Завитушками заплясала люлюкающая за кормой вода.

До пристани молчали оба. Уже подъезжая к берегу, отец напомнил:

– Гляди не забудь, а нет - с нонешнего дня прикрыть все игрища. Чтоб  с базу ни шагу. Так-то!  

Промолчал Григорий. Примыкая баркас, спросил: 

– Рыбу бабам отдать? 

– Понеси купцам продай, - помягчел старик, - на табак разживешься.

Покусывая губы, шел Григорий позади отца. "Выкуси, батя, хоть стреноженный, уйду ноне на  игрище", – думал,  злобно обгрызая глазамикрутой отцовский затылок.

(М. А. Шолохов, "Тихий Дон".)
При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B1
Укажите литературное направление, для которого характерно объективное изображение действительности и в русле которого развивалось творчество М. А. Шолохова.
  Ответ:


B2
Какое слово добавляют к слову "роман", характеризуя жанр шолоховского "Тихого Дона"?
 
Ответ:


ВЗ
Текст фрагмента представляет собой по преимуществу разговор отца и сына Мелеховых. Как называется такая форма общения между персонажами?
 
Ответ:


B4
Создавая образ Пантелея Прокофьевича, автор прибегает к элементам описания внешности героя ("жмуря выпуклые глаза", "в синеватую переносицу", "крутой отцовский затылок"). Как называется такое средство характеристики персонажа?
 
Ответ:


B5
Укажите термин, которым  обозначается выразительная подробность, несущая в тексте определенную смысловую нагрузку (например, "обрубковатые" пальцы старика Мелехова).
 
Ответ:


B6
За внешними описаниями героев проглядывает их внутреннее состояние ("Григорий густо покраснел, отвернулся..."). Как называется способ отображения внутренней жизни персонажей, их переживаний и т.п. в художественном произведении?
 
Ответ:


B7
Полюбив замужнюю Аксинью, Григорий бросает вызов окружающим. Как называется острое столкновение, непримиримое противоречие, стимулируюие развитие сюжета?
 
Ответ:


Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8-B12; C3-С4.

 

Монолог

 Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
 К чему глубокие познанья, жажда славы,
 Талант и пылкая любовь свободы,
 Когда мы их употребить не можем?
 Мы, дети севера, как здешные растенья,
 Цветем недолго, быстро увядаем...
 Как солнце зимнее на сером небосклоне,
 Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
 Ее однообразное теченье...
 И душно кажется на родине,
 И сердцу тяжко, и душа тоскует...
 Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
 Средь бурь пустых томится юность наша,
 И быстро злобы яд ее мрачит,
 И нам горька остылой жизни чаша;
 И уж ничто души не веселит.
 М.Ю. Лермонтов, 1829
 
При выполнении заданий В8-В12 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек. 
B8
Стихотворение начинается с вопроса, не требущего ответа и содержащего утверждение. Как называются подобные вопросы?
  Ответ:


B9
Назовите средство художественной изобразительности, представлющее собой образное определение ("пылкая любовь свободы", "дружбы сладкой")?
 
Ответ:


В10
Укажите название тропа, основанного на переносе свойств одного предмета или явления на другое ("злобы яд", "жизни чаша").
 
Ответ:


B11
Какой прием использует автор, характеризуя свое поколение: "Мы, дети севера, как здешние растенья, / Цветем недолго, быстро увядаем..."?
 
Ответ:


B12
Укажите размер, которым написано стихотворение М. Ю. Лермонтова.
 
Ответ:




Желаем успеха!

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

Л у к а (выходя из кухни). Ну, обыграли татарина? Водку пить пойдете?

Б а р о н. Идем с нами!

С а т и н. Посмотреть бы, каков ты есть пьяный!

Л у к а. Не лучше трезвого-то...

А к т ё р. Идем, старик... я тебе продекламирую куплеты...

Л у к а. Что это?

А к т ё р. Стихи, - понимаешь?

Л у к а. Стихи-и! А на что они мне, стихи-то?..

А к т ё р. Это - смешно. А иногда - грустно...

С а т и н. Ну, куплетист, идешь? (Уходит с Бароном.)

А к т ё р. Иду... я догоню! Вот, например, старик, из одного стихотворения... начало я забыл... забыл! (Потирает лоб.)

Б у б н о в. Готово! Пропала твоя дамка... ходи!

М е д в е д е в. Не туда я пошел... пострели ее!

А к т ё р. Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память... А теперь вот... кончено, брат! Все кончено для меня! Я всегда читал это стихотворение с большим успехом... гром аплодисментов! это, брат, как... водка!.. Бывало,  выйду,  встану вот так... (Становится в позу.) Встану... и... (Молчит.) Ничего не  помню...ни слова... не помню! Любимое стихотворение... плохо это, старик?     

Л у к а. Да уж чего хорошего, коли любимое забыл? В любимом - вся душа...     

А к т ё р. Пропил я душу, старик... я, брат, погиб...  А  почему  -  погиб? Веры у меня не было... Кончен я...     

Л у к а. Ну,  чего? Ты...  лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат... такая уж лечебница устроена для пьяниц... чтобы, значит, даром их лечить... Признали, видишь, что пьяница - тоже человек... и даже - рады, когда он лечиться желает! Ну-ка вот, валяй! Иди...     

А к т ё р (задумчиво). Куда? Где это?     

Л у к а. А это... в одном городе... как его? Название у него эдакое...  Да я тебе город назову!.. Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись!.. возьми себя в руки и - терпи... А  потом  -  вылечишься...  и  начнешь  жить снова... хорошо, брат, снова-то! Ну, решай... в два приема...     

А к т ё р (улыбаясь). Снова... сначала... Это -  хорошо...  Н-да...  Снова? (Смеется.) Ну... да! Я могу?! Ведь могу, а?     

Л у к а. А чего? Человек - все может... лишь бы захотел...     

А к т ё р (вдруг, как бы проснувшись). Ты - чудак! Прощай пока!  (Свистит.) Старичок... прощай... (Уходит.)

М. Горький, "На дне". 
При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B1
Изображая "дно" жизни, М. Горький следовал традициям литературного направления, достигшего своего расцвета во второй половине XIX века. Укажите его название.
 
Ответ:


B2
Назовите жанр, к которому относится пьеса М. Горького "На дне".
 
Ответ:


ВЗ
Приведенная сцена, как и другие сцены пьесы, строится на общении персонажей между собой. Как называется подобный обмен репликами?
 
Ответ:


B4
Укажите термин, которым обозначаются авторские замечания, пояснения по ходу действия пьесы ("потирает лоб", "вдруг, как бы проснувшись").
 
Ответ:


B5
Как называются встречающиеся во фрагменте краткие изречения ("В любимом - вся душа...", "Человек - все может... лишь бы захотел..."), несущие в себе жизненные обобщения и характеризующиеся яркостью и меткостью в выражении мысли?
 
Ответ:


B6
В реплике Актера встречаются одни и те же слова: "Снова... сначала... Это - хорошо. Н-да... Снова? (Смеется) Ну... да! Я могу?!. Ведь могу, а?" Как называется этот прием, способствующий усилению смысла высказывания?
 
Ответ:
 

B7
Объясняя Луке, что такое аплодисменты, Актер прибегает к неожиданной аналогии ("это, брат, как... водка!.."). Назовите прием, который использует в своей речи герой.
 
Ответ:
 

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8-B12; C3-С4.

 
Поэту
Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник? Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
А. С. Пушкин, 1830
 
При выполнении заданий В8-В12 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек. 
B8
Укажите классический лирический жанр, к которому относится стихотворение А. С. Пушкина "Поэту".
 
Ответ:


B9
Как называется троп, в основе которого - перенос свойств одних предметов или явлений на другие ("похвал... минутный шум")?
 
Ответ:


В10
Каким термином обозначается стилистический прием, заключающийся в соседстве одинаковых согласных звуков в строке ("Ты сам свой высший суд")?
 
Ответ:


B11
Укажите название средства художественной изобразительности, представлющего собой образное определение (например: "толпы холодной").
 
Ответ:


B12
Каким размером написано пушкинское стихотворение "Поэту"?
 
Ответ:




Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

Г о р о д н и ч и й. Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений… 

Х л е с т, а к о в (сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко). Да что ж делать?.. Я не виноват… Я, право, заплачу… Мне пришлют из деревни.

Бобчинский выглядывает из дверей. 

Он больше виноват: говядину мне подает такую твердую, как бревно;, а суп — он черт знает чего плеснул туда, я должен был выбросить его за окно. Он меня морил голодом по целым дням… Чай такой странный: воняет рыбой, а не чаем. За что ж я… Вот новость! 

Г о р о д н и ч и й (робея). Извините, я, право, не виноват. На рынке у меня говядина всегда хорошая. Привозят холмогорские купцы, люди трезвые и поведения хорошего. Я уж не знаю, откуда он берет такую. А если что не так, то… Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру. 

Х л е с т, а к о в. Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть — в тюрьму. Да какое вы имеете право? Да как вы смеете?.. Да вот я… Я служу в Петербурге. (Бодрится.) Я, я, я… 

Г о р о д н и ч и й (в сторону). О Господи Ты Боже, какой сердитый! Все узнал, всё рассказали проклятые купцы! 

Х л е с т, а к о в (храбрясь). Да вот вы хоть тут со всей своей командой — не пойду! Я прямо к министру! (Стучит кулаком по столу.) Что вы? что вы? 

Г о р о д н и ч и й (вытянувшись и дрожа всем телом). Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие… не сделайте несчастным человека. 

Х л е с т, а к о в. Нет, я не хочу! Вот еще! мне какое дело? Оттого, что у вас жена и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно!

Бобчинский выглядывает в дверь и в испуге прячется. 

Нет, благодарю покорно, не хочу. 

Г о р о д н и ч и й (дрожа). По неопытности, ей-Богу по неопытности. Недостаточность состояния… Сами извольте посудить: казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да на пару платья. Что же до унтер-офицерской вдовы, занимающейся купечеством, которую я будто бы высек, то это клевета, ей-Богу клевета. Это выдумали злодеи мои; это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься. 

Х л е с т, а к о в. Да что? мне нет никакого дела до них. (В размышлении.) Я не знаю, однако ж, зачем вы говорите о злодеях или о какой-то унтер-офицерской вдове… Унтер-офицерская жена совсем другое, а меня вы не смеете высечь, до этого вам далеко… Вот еще! смотри ты какой!.. Я заплачу, заплачу деньги, но у меня теперь нет. Я потому и сижу здесь, что у меня нет ни копейки. 

Г о р о д н и ч и й (в сторону). О, тонкая штука! Эк куда метнул! какого туману напустил! разбери кто хочет! Не знаешь, с которой стороны и приняться. Ну, да уж попробовать не куды пошло! Что будет, то будет, попробовать на авось. (Вслух.) Если вы точно имеете нужду в деньгах или в чем другом, то я готов служить сию минуту. Моя обязанность помогать проезжающим. 

Х л е с т, а к о в. Дайте, дайте мне взаймы! Я сейчас же расплачусь с трактирщиком. Мне бы только рублей двести или хоть даже и меньше. 

Г о р о д н и ч и й (поднося бумажки). Ровно двести рублей, хоть и не трудитесь считать.

 Н.В. Гоголь, «Ревизор». 

При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B1
Укажите жанр, к которому относится пьеса Н.В. Гоголя «Ревизор».
 
Ответ:


B2
Назовите литературное направление, которе характеризуется объективным изображение действительности и принципы которого развивал в своем творчестве Н.В. Гоголь.
 
Ответ:


ВЗ
Приведенная сцена строится как разговор двух действующих лиц. Как называется такая форма общения между персонажами художественного произведения?
 
Ответ:


B4
Во фрагменте используются авторские пояснения, замечания по ходу действия пьесы ("сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко" и т.п.). Каким термином они называются?
 
Ответ:


B5
Какой прием используется в реплике Хлестакова о говядине «твердой, как бревно"?
 
Ответ:


B6
В фамилии Хлестакова, как и в фамилиях других действующих лиц пьесы, заложена определенная образная характеристика. Как называются такие фамилии?
 
Ответ:
 

B7
Речь героев отличается эмоциональностью и изобилует восклицаниями и вопросами, не требующими ответа. Как они называются?
 
Ответ:
 

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8-B12; C3-С4.

 
***
…Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: „Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид".

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
А.А. Ахматова, 1917
 
При выполнении заданий В8-В12 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек. 
B8
Назовите средство художественной выразительности, к которому неоднократно прибегает А.А. Ахматова в своем стихотворении („край глухой и грешный", "черный стыд" и т.п.). 
 
Ответ:


B9
Каким термином обозначается одинаковое начала смежных строк в лирическом произведении (Оставь свой край глухой и грешный, / Оставь Россию навсегда)?
 
Ответ:


В10
Как называется стилистический прием, усиливающий звуковую выразительность стиха (Не осквернился скорбный дух»)?
 
Ответ:


B11
Укажите термин, обозначающий созвучие концов стихотворных строк (утешно — грешный; сюда — навсегда).
 
Ответ:


B12
Каким размером написано стихотворение Анны Ахматовой «…Мне голос был. Он звал утешно…»?
 
Ответ:




Желаем успеха!

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

На четвертый день прямо из совхоза, груженный хлебом, подворачиваю к чайной. Парнишка мой там сидит на крыльце, ножонками болтает и, по всему видать, голодный. Высунулся я в окошко, кричу ему: «Эй, Ванюшка! Садись скорее на машину, прокачу на элеватор, а оттуда вернемся сюда, пообедаем». Он от моего окрика вздрогнул, соскочил с крыльца, на подножку вскарабкался и тихо так говорит: «А вы откуда знаете, дядя, что меня Ваней зовут?» И глазенки широко раскрыл, ждет, что я ему отвечу. Ну, я ему говорю, что я, мол, человек бывалый и все знаю.

Зашел он с правой стороны, я дверцу открыл, посадил его рядом с собой, поехали. Шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет да и взглянет на меня из-под длинных своих загнутых кверху ресниц, вздохнет. Такая мелкая птаха, а уже научилась вздыхать. Его ли это дело? Опрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: «Погиб на фронте». — «А мама?» — «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали». — «А откуда вы ехали?» — «Не знаю, не помню…» — «И никого у тебя тут родных нету?» — «Никого». — «Где же ты ночуешь?» — «А где придется».

Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?» Он и спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо: «Я — твой отец».

Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!» Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся… Как я тогда руля не упустил, диву можно даться! Но в кювет все же нечаянно съехал, заглушил мотор. Пока туман в глазах не прошел, — побоялся ехать, как бы на кого не наскочить. Постоял так минут пять, а сынок мой все жмется ко мне изо всех силенок, молчит, вздрагивает. Обнял я его правой рукою, потихоньку прижал к себе, а левой развернул машину, поехал обратно, на свою квартиру. Какой уж там мне элеватор, тогда мне не до элеватора было.

Бросил машину возле ворот, нового своего сынишку взял на руки, несу в дом. А он как обвил мою шею ручонками, так и не оторвался до самого места. Прижался своей щекой к моей небритой щеке, как прилип. Так я его и внес. Хозяин и хозяйка в аккурат дома были. Вошел я, моргаю им обоими глазами, бодро так говорю: «Вот и нашел я своего Ванюшку! Принимайте нас, добрые люди!» Они, оба мои бездетные, сразу сообразили, в чем дело, засуетились, забегали. А я никак сына от себя не оторву. Но кое-как уговорил. Помыл ему руки с мылом, посадил за стол. Хозяйка щей ему в тарелку налила, да как глянула, с какой он жадностью ест, так и залилась слезами. Стоит у печки, плачет себе в передник. Ванюшка мой увидал, что она плачет, подбежал к ней, дергает ее за подол и говорит: «Тетя, зачем же вы плачете? Папа нашел меня возле чайной, тут всем радоваться надо, а вы плачете». А той — подай бог, она еще пуще разливается, прямо-таки размокла вся!

После обеда повел я его в парикмахерскую, постриг, а дома сам искупал в корыте, завернул в чистую простыню. Обнял он меня и так на руках моих и уснул.

М.А. Шолохов, «Судьба человека». 
При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B1
Укажите жанр, к которому относится «Судьба человека» М.А. Шолохова.
 
Ответ:


B2
Назовите литературное направление, которе характеризуется объективным изображение действительности и традиции которого развивал в своем творчестве М.А. Шолохов.
 
Ответ:


ВЗ
Укажите фамилию главного героя, от лица которого ведется повествование.
 
Ответ:


B4
«Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром". Какой прием использован в этой фразе?
 
Ответ:


B5
Значительное место в приведенном эпизоде занимает разговор главного героя с Ванюшей. Как называется форма общения между персонажами, обменивающимися репликами?
 
Ответ:


B6
В речи героя встречаются выражения типа „даже в кабинке глушно", „она еще пуще разливается". Как называется подобная речь, выходящая за рамки литературной нормы?
 
Ответ:
 

B7
В приведенном эпизоде раскрыты мысли и переживания героя, взявшего на себя заботу о маленьком человеке. Как называется способ раскрытия внутреннией жизни героев?
 
Ответ:
 

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8-B12; C3-С4.

 
И.И. Пущину
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
А.С. Пушкин, 1826
 
 
При выполнении заданий В8-В12 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек. 
B8
Назовите лирический жанр, к которому относится приведенное стихотворение А.С. Пушкина.
 
Ответ:


B9
Назовите средство художественной выразительности,  к которому неоднократно прибегает автор стихотворения („друг бесценный", „ясных дней").
 
Ответ:


В10
Как называется стилистический прием, усиливающий звуковую выразительность стиха („Печальным снегом занесенный")?
 
Ответ:


B11
Укажите термин, которым обозначается использование одинаковых слов в начале стихотворных строк.
 
Ответ:


B12
Каким размером написано стихотворение А.С. Пушкина «И.И. Пущину»?
 
Ответ:




Желаем успеха!

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

Г-жа П р о с т а к о в а (Тришке). Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Е р е м е е в н а. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа П р о с т а к о в а. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Е р е м е е в н а. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа П р о с т а к о в а. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

М и т р о ф а н. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

М и т р о ф а н. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

М и т р о ф а н. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Е р е м е е в н а. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

М и т р о ф а н. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа П р о с т, а к о в а. Какая ж дрянь, Митрофанушка?

М и т р о ф а н. Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа П р о с т а к о в а. Как же это?

М и т р о ф а н. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.

П р о с т а к о в (в сторону). Ну, беда моя! Сон в руку!

М и т р о ф а н (разнежасъ). Так мне и жаль стало.

Г-жа П р о с т а к о в, а (с досадою). Кого, Митрофанушка?

М и т р о ф а н. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа П р о с т а к о в а. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.

С к о т и н и н. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

П р о с т а к о в. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

С к о т и н и н. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа П р о с т а к о в а. Уж не послать ли за доктором в город?

М и т р о ф а н. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо…

Г-жа П р о с т а к о в а. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.

Митрофан с Еремеевною уходят.

Д.И. Фонвизин, «Недоросль».
При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B1
Укажите жанр, к которому относится пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль».
 
Ответ:


B2
Назовите литературное направление, получившее свое развитие в литературе XVIII века, принципы которого нашли свое воплощение в пьесе Д.И. Фонвизина.
 
Ответ:


ВЗ
Приведенная сцена передает оживленный разговор персонажей. Как называется подобная форма общения героев художественного произведения?
 
Ответ:


B4
По ходу действия пьесы даются атворские пояснения и замечания («в сторону», «разнежась», «с досадою»). Каким термином они обозначаются?
 
Ответ:


B5
Речь героев изобилует словами и выражениями, нарушающими литературную норму («така дрянь», «обойми меня» и т.п.). Укажите этот вид речи.
 
Ответ:


B6
Имена и фамилии героев данного эпизода несут на себе определенную смысловую нагрузку. Как называются такие имена и фамилии?
 
Ответ:


B7
В приведенной сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки.
 
Ответ:


Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8-B12; C3-С4.

 

                 ***

 Есть имена и есть такие даты,-
 Они нетленной сущности полны.
 Мы в буднях перед ними виноваты,-
 Не замолить по праздникам вины.
 И славословья музыкою громкой
 Не заглушить их памяти святой.
 И в наших будут жить они потомках,
 Что, может, нас оставят за чертой.

 А.Т. Твардовский, 1966

 
При выполнении заданий В8-В12 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек. 
B8
Укажите тематическую разновидность лирики, к которой относится приведенное стихотворение.
 
Ответ:


B9
«Есть имена и есть такие даты…» Какой прием использован в первой строке стихотворения?
 
Ответ:


В10
В словосочетании «славословья музыкою громкой» использовано средство художественной выразительности, в основе которого — перенос свойств одних предметов и явлений на другие. Как оно называется?
 
Ответ:


B11
Укажите термин, которым обозначаются образные определения, являющиеся частью авторской системы изобразительно-выразительных средств (например, «их памяти святой»).
 
Ответ:


B12
Каким размером написано стихотворение А.Т. Твардовского «…Есть имена и есть такие даты…»?
 
Ответ:



Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Вперед

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: