Главная » Сочинения ЕГЭ по литературе » Есть ли «лишние герои» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Есть ли «лишние герои» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» — произведение новатор­ское, оно органично соединило в себе черты старых традиций класси­цизма и новых веяний, став первой реалистической русской комедией. Именно стремление воссоздать подлинную картину жизни, «галерею живых типов», привело к тому, что писатель ввел в свое произведение большое количество внесценических персонажей. Среди них как герои целых пространных монологов, например Максим Петрович или фран­цузик из Бордо, так и менее подробно охарактеризованные князь Фе­дор, двоюродный брат Скалозуба, Татьяна Юрьевна, а также лишь вскользь упомянутые родители Чацкого, арапка-девка, Удушьев Иппо­лит Маркелыч, Марья Алексевна, мадам Розье и многие другие. Безус­ловно, роль их в комедии различна, но можно выделить несколько взаимосвязанных функций внесценических персонажей.

Известно, что из правил «трех единств» классицизма Грибоедов сохранил лишь два — единство места и времени. Но эти жесткие рам­ки мешали созданию реалистического произведения. Стремясь рас­ширить их, писатель удачно использует такой прием, как введение в систему образов внесценических персонажей. Благодаря им местом действия становится и Москва за пределами фамусовского дома, и Петербург, и не названное точно место совместной службы Чацкого и Горича, и многие другие. Они же, внесценические персонажи, созда­ют эффект длительного исторического времени — от екатерининской эпохи до начала двадцатых годов XIX века.

Другой важнейшей функцией внесценических персонажей являет­ся уточнение позиций основных героев, участвующих в конфликте «века нынешнего» и «века минувшего». На наших глазах разворачи­вается бескомпромиссная борьба этих двух во всем различных систем взглядов, поведения, представлений о нормах жизни. Масштабность ей придает то, что в противоборство включаются не только появляю­щиеся на сцене герои, в той или иной степени участвующие в разви­тии сюжета, но и те, на кого они ссылаются или приводят в пример, подтверждая свои позиции. Благодаря внесценическим персонажам мы можем понять, насколько отличается оценка тех или иных ситуа­ций, событий, людей представителями «века минувшего» и «века ны­нешнего», то есть Чацким. Так, Фамусов приводит в качестве примера мудрого поведения ситуацию с Максимом Петровичем, который упал на лестнице перед императрицей Екатериной II специально несколько раз, чем вызвал ее смех, и затем пользовался благосклонностью госу­дарыни: «Упал он больно, встал здорово».

В связи с этим можно выделить еще одну важную роль внесцени­ческих персонажей — они помогают уточнить авторскую позицию. Благодаря им мы понимаем, что Чацкий не одинок, хотя пока таких, как он, новых людей еще мало. Фамусовскому обществу они кажутся сумасшедшими, их, как и Чацкого, стремятся изгнать или изолиро­вать. Но все же вопрос о том, за кем будет победа в непримиримой борьбе старого и нового, становится более определенным и понят­ным. Именно за ними — Чацким и его единомышленниками — бу­дущее, потому что новое всегда побеждает старое, а прогресс нельзя остановить — что бы ни говорила некая всемогущая княгиня Марья Алексевна.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Грибоедов, сочинение, ЕГЭ онлайн | Распечатать
08.15.2011 / 15:54 - Сочинения ЕГЭ по литературе

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: