Главная » Сочинения ЕГЭ по литературе » Пугачев в изображении Пушкина: злодей или жертва исторических обстоятельств? (по роману «Капитанская дочка»)
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Пугачев в изображении Пушкина: злодей или жертва исторических обстоятельств? (по роману «Капитанская дочка»)

Образ Пугачева в романе «Капитанская дочка» не является цен­тральным, но очень важен для изображения эпохи. С одной стороны, Пугачев показан как историческая личность — талантливый руково­дитель военных действий повстанцев. С другой стороны, автор обра­щает внимание на человеческие качества Пугачева, которые раскры­ваются во взаимоотношениях с Гриневым — это линия вымыш­ленная.

Первый раз появляется Пугачев в романе в ореоле тайны: он воз­никает из метели «не то волк, не то человек». Именуется автором как «вожатый», «бродяга». В первую встречу Пугачев изумляет Гринева сметливостью, «тонкостью чутья».

Образ Пугачева и его дальнейшее участие в судьбе Гринева спроецированы на страшный (символический) сон Петруши, который он видит в то время, когда вожатый выводит кибитку к постоялому двору.

Образ Пугачева как народного вождя показан в свете концепции русского национального характера. Автор обращает внимание на ши­роту натуры Пугачева («Казнить так казнить, миловать так миловать: таков мой обычай»), способность испытывать чувство благодарности, совершать благородные поступки: он «помиловал» Гринева за его «добродетель, за то, что тот оказал услугу, когда принужден был скрываться (Пугачев) от своих недругов». При описании героя («Пу­гачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком») возникает мотив богатырства. И, конечно, автор подчеркивает главное качество Пугачева — свобо­долюбие, вводя как вставной элемент сказку старой калмычки об орле и вороне.

Народность образа Пугачева особенно ярко выражается в его ре­чи, для которой характерно использование пословиц, поговорок, ус­тойчивых выражений («А разве нет удачи удалому?», «Закусим, за­пьем и ворота запрем», «Будет дождик, будут и грибки»).

В образе Пугачева проявляются некоторые романтические черты. Герой одинок, он одинок даже среди единомышленников. Пугачев понимает, что они готовы предать его, если появится возможность та­ким образом спастись. Он наделен чертами романтического злодея («Не могу изъяснить, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме меня одного»).

Одним из основных средств раскрытия образа является портрет­ная характеристика. Портрет Пугачева дан глазами Гринева: «Наружность его мне показалась замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В широкой бороде его показалась проседь, живые большие глаза так и бегали». В другом описании Гринев отмечает «сверкающие глаза», что является важной деталью, характеризующей «народного царя».

В характере Пугачева Гринев постоянно отмечает что-то плутов­ское (когда разыгрывает из себя царя) и одновременно по-детски про­стодушное.

В романе «Капитанская дочка» Пушкин не идеализирует ни дво­рян, ни восставших. Пугачевский бунт показан как национальная тра­гедия. Свою обреченность понимает и сам Пугачев. Недаром вводит­ся в текст «бурлацкая» песня. С помощью этой песни автор показывает предрешенность судьбы Пугачева.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Пушкин, сочинение, ЕГЭ онлайн | Распечатать
08.15.2011 / 16:33 - Сочинения ЕГЭ по литературе

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: