Главная » Теория литературы » Стилистические фигуры
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Стилистические фигуры

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ОБРАЩЕНИЯ
В Кратком словаре литературоведческих терминов дается следующее определение: риторический вопрос (от греч. rhetor оратор) - одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, состоящий в высказывании утверждения в вопросительной форме. Например: «Но разве я не имел права высказать свое мировоззренческое отношение? И я высказал».
Д. Э. Розенталь по этому поводу высказывается так: «...вопросительно-риторические предложения не требуют ответа и употребляются как средство выразительности». Например: «Почему так коротка жизнь? Только ты вытренируешь себя к ней - надо уходить...»

СЛОВЕСНЫЕ ПОВТОРЫ. ГРАДАЦИЯ
Эмоционально-выразительное выделение слов становится более сильным в том случае, когда эти слова повторяются в одном или нескольких соседних предложениях.
Повторение одного и того же слова в сложном предложении нередко осуществляется из логических соображений - для разъяснения высказываемой мысли или установления более отчетливой смысловой связи между членами предложения. Например: (И я это тоже понял, но понял, что тону...»; «И на полотне уже не конкретный дядя Ваня, а справный мужик, вольготно и весело живущий в своем краю. Живущий здоровой и прочной жизнью, той жизнью, о которой интеллигент, роняя сопли, мечтает...».
Но очень часто в художественной речи слово или несколько слов повторяются не только в сложном, но даже в одном простом предложении. Они повторяются для того, чтобы вызвать эмоционально-выразительное их произнесение. Такой синтаксический прием называется словесным повтором.

Особенную выразительность словесный повтор получает тогда, когда одно и то же слово стоит в начале двух и более соседних фраз. Такой синтаксический прием называется анафорой, или единоначатием. Например: «Хоть бы что-нибудь на горизонте. Хоть звездочка. Хоть бы раздался свисток милиционера. Ничего»

Синтаксическим приемом, подобным анафоре, является эпифора - вынесение одних и тех же слов или словосочетаний в конце нескольких соседних строф или прозаических абзацев. Например: «Иди, Слава, быстро. Каждую минуту ты должен быть с мамой. Закрой рот, не благодари. Быстро. Чтобы через минуту тебя в музее не было. Быстро! Быстро! Здесь я на него почти кричал. Он никогда не слышал, чтобы я кричал. Я не умею кричать...

Нанизывание синонимов часто порождает градацию, когда каждый следующий синоним усиливает (ослабляет) значение предыдущего. Например: «Это уже не просто Семираев, а нечто великое, могучее, грозное...»

УМОЛЧАНИЕ И ЭЛЛИПСИС КАК ОСОБЕННЫЕ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Умолчание - это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадаться о невысказанном.

Эллипсис (греч. elleipsis опущение) - синтаксическое средство выразительности, заключающееся в пропуске одного из главных членов предложения или даже обоих.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР
Задание. Определить виды фигур и указать их стилистическую роль.

1. Ну что ж? Моя грустная лира,
Я тоже простой человек....
Н. Рубцов
2.Там, по дороге самой торной,
На ощупь двигались бы вы.
Лишь ветер мокрый, ветер черный
Средь черной рыскает травы.
В. Солоухин
3. И если я умру, то кто же
Мои стихи напишет вам,
Кто стать звенящими поможет
Еще несказанным словам?
A.Ахматова
4.Но есть дела. Они первостепенны.
Да ты еще маячишь неизменно,
О, белизна бумажного листа!..
B.Солоухин
5.Что мы знаем? что мы значим?
Мы - цветы! мы - миг! мы - дым!
В. Брюсов
6.О, белизна бумажного листа!
Ни завитка, ни черточки, ни знака,
Ни мысли и ни кляксы. Немота.
И слепота. Нейтральная бумага.
В. Солоухин
7.Покорно звуки в музыку сливались,
Но постепенно стал я различать
Подспудное и смутное броженье
Неясных сил,
Их шепот, пробужденье,
Их нарастанье, ропот, приближенье,
Глухие их подземные толчки.
Они уже почти землетрясенье.
В. Солоухин
 8.Был побежден народный враг
Народною рукой,
И сто народов этот флаг
Взвивают над собой.
Н. Тихонов
9.Горожанка, маков цвет Наталья,
Я в тебя, прекрасная, влюблен...
Т. Васильев
10.Но и с калужского холма
Мне открывалася она –
Даль, - тридевятая земля!
Чужбина, родина моя!
Даль, прирожденная, как боль,
Настолько родина и столь –
Рок, что повсюду, через всю
Даль - всю ее с собой несу!
Даль, отдалившая мне близь,
Даль, говорящая: «Вернись домой!».
Со всех - до горних звезд –
Меня снимающая мест!
М. Цветаева
11.Ты греми, колокольчик печальный,
В путь-дорогу большую зови;
Где бы ни были в плаванье дальнем,
Мы твои, колокольчик, твои!
А. Софронов
12.«Однозвучно гремит колокольчик...»
А как будто в степи тишина...
Ах ты родина наша, Россия,
Сердцу милая ты сторона!
  А. Софронов

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Распечатать
08.03.2011 / 00:16 - Теория литературы

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: