Главная » Теория литературы » Художественные средства
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Художественные средства

ГИПЕРБОЛА И ЛИТОТА
КАК ПОКАЗАТЕЛИ ЭКСПРЕССИВНОСТИ ТЕКСТА
Как правило, о двух этих тропах говорят вместе, так как они представляют собой два противоположных явления, а сами термины могут составлять антонимическую пару.
И. Б. Голуб («Стилистика русского языка») дает следующие определения этим двум явлениям:
Гиперболой (от греч. hуреrbо1е преувеличение, излишек) называется образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого.
Литотой (от греч. litotes - простота) называется образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого.
Литоту называют еще обратной гиперболой. И. Б. Голуб указывает и другое значение этого термина - определение какого-либо понятия или предмета путем отрицания противоположного (нетрудно догадаться - легко догадаться; неплохо, а? -хорошо, отлично!).
Гипербола и литота имеют общую основу - отклонение от объективной количественной оценки предмета, явления, качества, - поэтому могут в речи совмещаться.
Гипербола и литота могут выражаться языковыми единицами различных уровней: словом («Она сидела вся пунцовая»), словосочетанием («...Какая бездна здесь приемов»), предложением или сложным синтаксическим целым («Они захватили все редакции и издательства, выставочные залы и общественные заведения...»; «Враги начали мне мстить за пятьсот лет до моего рождения. Они при¬таились в запасниках музеев, в изустной молве, на обложках откидных календарей и на стенах чайных...»)

МЕТОНИМИЯ И СИНЕКДОХА
Метонимия и синекдоха выполняют в произведении не номинативную, а характеризующую (эстетическую) функцию в соответствии с содержанием ближайшего или широкого контекста, иногда даже текста всего произведения в целом. Создавая авторские метонимии, писатель ориентируется на интуицию читателя, на его возможности дорисовывать в своем воображении представление о целом предмете по его части.
Что же называют метонимией? Метонимия (от греч. теtonутiа переименование) - один из основных тропов: замена в поэтической речи названия явления, понятия или предмета другим названием, неразрывно связанным в нашем сознании с представлением об этом жизненном явлении12. Наиболее часто в учебных пособиях дается более краткое определение: «перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности».
Некоторые филологи считают, что разновидностью метонимии является синекдоха. Например, 3. И. Хованская, И. Б. Голуб дают такое объяснение синекдохе: «Этот троп состоит в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего, и наоборот».
В Кратком словаре литературоведческих терминов дается такая трактовка:
«Один из тропов, состоящий в замене наименования жизненного явления названием его части вместо целого, единственного числа вместо множественного или, наоборот, целого вместо части, множественного числа вместо единственного. Синекдоха - один из видов метонимии». Например: «Стал копаться в прессе, в афишах...»; «И вот уже прагматический ЖЭК требует заплатить излишки за мастерскую».
Синекдоха усиливает экспрессию речи и придает ей глубокий обобщающий смысл.

 ПЕРИФРАЗА.
Что такое вообще перифраза?
М. Н. Кожина дает такое определение перифразе:
«Перифраза - оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием существенных признаков или указанием на его характерные черты».
Б. В. Томашевский, говоря о назначении перифразы, определил последнюю как «типичный способ избегнуть названия обычным словом». Посредством перифразы можно обозначить предмет по одному, а иногда и по целому ряду характерных для него признаков. Чем более характерен подмеченный признак, тем более удачна и выразительна сама перифраза.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГИПЕРБОЛЫ, МЕТОНИМИИ, ПЕРИФРАЗ

Задание, Найти в приведенном поэтическом отрывке примеры гиперболы, метонимии и указать, какова их стилистическая роль. Указать перифразы, раскрыть их значение.

1.Тлен не растлил, и сила не сломала.
И медлит та, с косою на горбе...
В. Солоухин

2.Придут друзья - обрадуемся встрече,
На стол поставим пушкинские свечи,
Чтоб свет во тьме, как прежде, не погас!
В. Солоухин

3. Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
С. Есенин

4. Мы разучились нищим подавать,
Дышать над морем высотой соленой,
Встречать зарю и в лавках покупать
За медный мусор золото лимонов.
Н. Тихонов

5.Давным-давно окончен бой.
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей.
С. Орлов

6.На дне она, где ил
И водоросли...
Спать в них
Ушла, - но сна и там нет!
М. Цветаева

7.Русь металась в голоде и буре,
Все смешалось, сдвинутое враз,
Гул вокзалов, крик в комендатуре,
Человечье горе без прикрас.
Н. Заболоцкий

8.Кипящих звуков катится волна.
Их прекратить теперь уж невозможно,
Их усмирить не в силах даже пушки,
Как невозможно усмирить вулкан.
В. Солоухин

9.И в день, когда в огне и в буре
Он, неповинный, шел ко дну,
Мы в бездну канули с лазури,
Мы пили смертную волну.
В. Брюсов

10.Шли в школу дети. Четверо мальчишек,
И с ними рядом девочка одна.
Ее опрятный фартучек так ярко
(Как бы большая свежая ромашка)
Светился средь весенней желтизны!
И вот они обидели ромашку,
Забрызгали ее водой из лужи,
Наляпали на фартук грязных пятен
И довели до горьких-горьких слез.
В. Солоухин

11.Заря в разгаре - как она прекрасна!
И там, где парус реет над волной,
Встречая день, мечтательно и страстно
Поет о счастье голос молодой.
Н. Рубцов

12.Каким наитием,
Какими истинами,
О чем шумите вы,
Разливы лиственные?
М. Цветаева

13.Давно ли, гуляя, гармонь оглашала окрестность...
Н. Рубцов

14.Слезы - на лисе моей облезлой!..
М. Цветаева

15.Каркает около стога
Стая озябших ворон...
  Н. Рубцов

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Распечатать
08.03.2011 / 00:45 - Теория литературы

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: