Главная » Теория литературы » FAQ: ваши часто задаваемые вопросы
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

FAQ: ваши часто задаваемые вопросы

В данном материале представлены самые популярные вопросы, касающиеся ЕГЭ по литературе.

1. Смогу ли я подготовиться за оставшееся время?

Понимаете, тут много факторов, мы не можем знать, сколько прочитано произведений, каким запасом знаний вы обладаете, поэтому спрашивать нас – «смогу ли я?» – это, как минимум, неправильно. Всё зависит от вашей воли, старания, усердия. Среди вас найдутся и такие, кто сможет прямо сейчас написать ЕГЭ на 100 баллов. У всех по-разному преподают литературу, все по-разному занимаются ей и, соответственно, для всех подготовка будет разной.

2. Сколько мне нужно решить заданий, чтобы преодолеть минимальный порог?

Проходной первичный балл равен восьми – это 8 заданий части В. Если перевести эти баллы в тестовые, то вы получите 32 балла из 100.

3. Помогите, я не знаю с чего начинать свой краткий ответ С1-С4.

Задания части С1-С4 подразумевают прямой краткий ответ на поставленный вопрос. Не мудрствуя лукаво, вы можете начать свой ответ, перефразировав вопрос, и дальше уже приводить аргументы, подкрепляя короткими ёмкими цитатами из текста. Очень важно не скатываться на общую проблематику произведения, не выходить за рамки того отрывка, который вам дан в варианте. Не стройте пространные предложения о самом произведении, его авторе, героях, если об этом не просят в задании. Пишите небольшими предложениями (10-12 слов), так вы, вероятно, меньше допустите речевых ошибок.

4. Я боюсь писать С5, у меня ступор, ничего не получается, посоветуйте мне что-нибудь.

Ответ на задание С5 – это обычное школьное сочинение, которые вы писали в школе. Вам дана тема, её нужно раскрыть. Такое сочинение, как вы знаете, обычно содержит 3 части:

Вступление. В зависимости от поставленного вопроса, оно может раскрывать: а) историческую эпоху (контекст), б) какое-либо понятие, в) биографию писателя (факты, повлиявшие непосредственно на содержание произведения, его идейный смысл, г) литературные традиции, д) личное восприятие темы и т.д.

Основная часть. Основное поле действия. Для нахождения доказательств идеи идите от примеров к мыслям, мысль должна подтверждать справедливость идеи сочинения. Подбирайте к своим мыслям аргументы.

Заключительная часть. Это может быть небольшой вывод, размышление, исследование, риторический вопрос (не советуем). Желательно, чтобы в заключении был выдвинут новый тезис, расширяющий основную часть. Кроме того, вы можете использовать здесь афоризм или какое-либо изречение, которое, конечно же, должно быть в тему. И помните слова Д. Карнеги: «Концовка является важным стратегическим элементом. Не оставляйте ее незавершенной и разбитой».

В процессе выполнения заданий части С всегда держите перед собой критерии, со временем вы их выучите наизусть и будете автоматически следовать им. Без практического навыка написания вы не сможете на экзамене написать качественное сочинение, которое бы оценили максимальным количеством баллов, поэтому больше пишите.

5. Есть ли разница между терминами внутренний монолог и монолог?

Есть. Внутренний монолог – это обращение речи себе. Герой говорит про себя, например, дневниковые записи Печорина в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова.

6. В чем заключается основная задача заданий С2-С4?

В данных заданиях важно не только назвать 2 произведения и их авторов, но и нужно грамотно соотнести их по конкретной теме, предложенной в задании. Опять же повторюсь, что нужно внимательно следовать критериям. Отметим, что вы также можете сопоставить какое-нибудь одно произведение этого же автора, но запрещено брать только одного, их должно быть не менее 2х. Схема проста: Автор А + Автор А + Автор В, в идеале должно выглядеть так: Автора А + Автор В + Автор С, где Автор А - это произведение, данное вам в варианте.

В случае, если вы назвали произведения, но не сопоставили их, то за такой ответ получите только 1 балл.

Также настоятельно рекомендуем вам сопоставлять приведенное произведение по отдельности, то есть, если вы назвали произведение и его автора, то объясните сразу почему, а не так, что назвали сразу два и соотнесли их вместе, лучше это делать по отдельности.

7. Какой жанр у пьесы «На дне» М. Горького?

Многие часто путают понятия драма как род литературы, но, между тем, драма – это ещё и жанр, изображающий серьёзный конфликт, борьбу между действующими героями. А пьеса – это лишь видовое название произведений драматургии.

8. Как правильно писать в бланк ответы, где нужно перечислить цифры?

Цифры нужно писать в порядке возрастания.

9. Почему нужно читать критику и что можете посоветовать мне почитать?

Без критической литературы вы не сможете увидеть и уловить всю проблематику произведения, многие важные аспекты, которые затронул автор. Критика разных временных периодов может существенно отличаться (критика советской эпохи вообще стоит особняком — к ней обращайтесь лишь в исключительных случаях). Ещё есть такое понятие, как интерпретация — каждый интерпретатор может находить разные, подчас взаимоисключающие смыслы. Критика как раз и помогает увидеть всё то многообразие тем, идей, проблем, которые были поставлены автором, но порой то, о чём автор мог в своё время и не догадываться.

Рекомендуемые издания и материалы:

1. Учебник по русской литературе А.А. Зерчанинова, 1965 год. Несмотря на то, что он написан в советскую эпоху, идеологические аспекты практически не выражены. Курс средней школы (9 класс).

2. Учебник в 2х частях В.А. Чалмаева, С.А. Зинина - "Литература. 11 класс".

3. Лекции по русской литературе В. Набокова.

4. Русская литература XIX-XX веков. В 2 томах. Русская литература XIX века. Составители: Борис Бугров, Михаил Голубков.

5. Журнал "Вопросы литературы". Сайт журнала.

6. Журнал "Литература в школе". (В редколлегии состоит член ФИПИ С.А. Зинин).

7. Журнал "Русская литература". (Частично).

Кроме того, познакомьтесь с критическими материалами Ю. Беленького, Ю. Лебедева.

Список, конечно, далеко не полный, но эта литература поможет вам взглянуть по-новому на каждое произведение, избавиться от многих школьных штампов.

10. Могу ли я в С4 использовать для сопоставления поэмы?

Да.

11. Могу ли я в С2-С4 приводить примеры из зарубежной литературы?

В заданиях обычно всегда уточняется, что нужно приводить примеры из отечественной литературы, поэтому, если вы назвали что-то из зарубежной, то вам такой пример не зачтут.

12. Я не могу разобраться – в чем разница в типе рифм и способе рифмовки, как не запутаться?

У нас есть статья, почитайте.

13. Решил демонстрационный вариант этого года, у меня закралось сомнение, что на ЕГЭ будет гораздо сложнее, потому что этот показался очень легким. Верны ли мои опасения?

Разработчики КИМов никогда не выходят за рамки кодификатора. Наблюдая несколько лет за тем, какие варианты попадают на экзамен, смело вам заявляем – задания все решаемые, ничего принципиально нового в них не бывает. Конечно, если вам достанется отрывок из произведения, которое вы не прочитали или которое знаете плохо, то ваши опасения будут отчасти верны.

14. Почему поэма Гоголя «Мертвые души» поэма? А «Капитанскую дочку» порой называют романом?

Литература – это такая область, где бытует огромное количество разных мнений, теорий, где постоянно спорят и пытаются доказать всем, что именно их теория наиболее верна. Вопросы относительно жанровой специфики произведений часто обтекаемы. Но, что касается произведения «Мертвый души», то здесь всё проще: Гоголь сам назвал своё творение поэмой, и в заданиях всегда можно встретить уточнение: укажите авторское определение жанра.

Что касается произведения «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, то здесь одно время было всё однозначно – произведение трактовали как повесть, собственно, это определение и было закреплено в большинстве учебников, сейчас некоторые литературоведы предлагают называть «Капитанскую дочку» романом. Как же быть в итоге? Если учитывать, что вопросы составляются исключительно по школьному курсу литературы, то правильнее будет всё-таки написать в бланк ответа повесть.

15. В какой форме нужно писать ответы в бланк?

Если в задании вас просят выписать слово или словосочетание, то вы можете написать его в той форме, в котором оно дано в тексте задания, но также ваш ответ будет засчитан, если напишите в И.п., ед.ч.

16. В чем разница: я написала 531, а в ответе 135?

Это принципиально разные ответы. Это всё равно что вам пальцы на руке переставить, вроде бы ничего никуда не пропало, но как-то не то… Писать цифры нужно в порядке возрастания.

17. Эпизодические, внесценические, второстепенные – это всё разные термины или что-то дублируется?

Эпизодические – участвуют в действии пьесы один-два раза, обычно не имеют имён.

Внесценические – о них говорится в пьесе, но на сцене они не появляются.

Второстепенные – участвуют в действии, но им отведена не такая значительная роль, как главным.

18. В задании встретился вопрос, где нужно написать номер строфы, нужно писать цифрой или прописью?

Прописью, в именительном падеже и в единственном числе.

19. У меня с трудом получается (не получается) анализировать лирические произведения, есть ли какое-нибудь лекарство?

У нас есть очень подробная статья, где разжёван каждый пункт плана анализа стихотворения, ознакомьтесь.

20. В задании С2 в вопросе уточняется, что нужно приводить примеры из отечественной литературы. Могу ли я тогда привести пример отечественной современной литературы?

Та литература, которая сейчас изучается в школе, и которая дана в кодификаторе, – литература классическая. В чем разница литературы классической от неклассической? В первую очередь, классическая литература прошла испытание временем и закрепилась в истории. А закрепиться она может по нескольким причинам: 1. Поднята проблема или тема, которая ранее не освещалась в литературе. 2. Совершенно новый жанр, новые герои. 3. Проблемы, поставленные в произведении, до сих пор живы и актуальны в наше время. Таким образом, примеры современной литературы вам с большой вероятностью не зачтут.

21. Самый смешной вопрос: говорят, есть какой-то список произведений, который нужно прочитать к экзамену, есть такое?

Список достаточно большой, но он составлен, как уже было сказано, из той литературы, которая изучается в обычной среднестатистической школе. К концу обучения львиная доля текстов должна быть прочитана и изучена, вам лишь останется перечитать то, что было забыто, повторить основные факты, детали. Кроме того, настоятельно рекомендуем перечитать произведения, которые изучались в восьмом, девятом классе, у вас должно быть точное представление о тексте, его героях.

22. Сколько можно набрать баллов за всю часть В?

Это 12 первичных или 38 тестовых (из 100).

23. Почему мне не зачли ответ контраст, хотя это синоним слову антитеза? То же самое с терминами звукопись и аллитерация, ассонанс.

Да, эти термины действительно являются синонимами, но мы вас всё же приучаем к тому, чтобы вы писали максимально близкие определения. На ЕГЭ это не сочтут за ошибку.

24. Можно ли писать больше-меньше предложений в заданиях С1-С4?.

Указание на объём условно. Никаких санкций вам не будет предъявлено, если вы напишете больше или меньше. Главное содержательность. Но помните, что чеховский принцип не всегда срабатывает и толстовский, кстати, тоже.

25. В списке для обязательного чтения у некоторых произведений существуют пояснение - обзорное изучение. Что это значит?

Это значит, что отрывок из данного произведения не попадёт в тестовую часть В1-В12, С1-С2. Вопрос по данному произведению может достаться только в задании С5, где вам будет необходимо выбрать одну из трех предложенных тем. Тоже самое и касается произведений на выбор. Произведения с пометкой "обзорное изучение" или "одно на выбор" можно использовать для сопоставления тем, проблем в задании С2.

26. Решая некоторые варианты, я встречаю отрывки из произведений, которых нет в кодификаторе. Возможно ли такое, что на ЕГЭ тоже достанется отрывок из постороннего текста?

Типовые, тренировочные варианты предназначены исключительно для того, чтоб вы отработали навык прохождения тестов. Разработчики КИМов не выходят за рамки кодификатора, тех текстов, которые даны в списке для обязательного прочтения.

27. Обязательно ли учить все стихотворения, которые даны в кодификаторе?

Нет, не обязательно, но знать большую часть необходимо, если вы не хотите потерять баллы в задании С4, где нужно сопоставить лирику. Я сократил список примерно вдвое, выучите хотя бы это.

 


Если вы не нашли здесь ответа на свой вопрос - задавайте в комментариях под данным материалом, отвечу. Со временем, естественно, страничка будет обновляться.

Григорий Харин

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Распечатать
03.26.2013 / 15:24 - Теория литературы

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: