Главная » Теория литературы » Построчный пересказ лирического произведения
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Построчный пересказ лирического произведения

На примере анализа двух стихотворений я покажу вам простой способ - как уловить сюжет стихотворения, как увидеть действие, потому как лирика по своей сути бессюжетна. Также у "безглагольного" Фета мы увидим действия героев в стихотворении "Шёпот, робкое дыханье".
Для начала возьмем не самое сложное стихотворение, чтоб вам было проще понять суть данного метода. Стихотворение Н.А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом...»

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: "Гляди!
Сестра твоя родная!"


Теперь я каждую строчку буду перекладывать на «обычный», человеческий манер:

Вчера, в шестом часу,
Лирический герой зашел на Сенную (площадь в Петербурге);
Там, на Сенной, какую-то женщину били кнутом,
Женщина эта — молодая крестьянка.

Она не произносила ни звука,
Слышен был только свист хлыста.
Наблюдая эту сцену, лирический герой говорит своей Музе:

"Это твоя родная сестра!"

Что за банальщина? - спросите вы. Да, кажется, что ничего хуже я не встречал, но это лишь иллюзии. Мало понять сюжет, уловить действие, нам еще нужен исторический контекст, смысл которого заключен в последней строке данного стихотворения: "Сестра твоя родная". Избиваемая на площади женщина и Муза Некрасова сёстры в том плане, что цензура жирными крестами вычеркивает всё, что кажется подозрительным, опасным, нанося удары Музе автора, и не только. А если еще продолжить, то крестьянка, как и поэт, совершенно бессильны, крики и сопротивления бесполезны, нужно лишь стойко вытерпеть удары, показав всем, что их не сломить.

=======
И еще для примера:
Пересказать сюжет стихотворения Фета «Шепот, робкое дыханье», как сделал в первом примере, у нас не получится, потому что там нет глаголов, которые являются показателем действия, но лирика Фета — явление уникальное, действие здесь видно, хотя и достаточно сильно завуалировано. Сейчас я буду комментировать каждую строчку:

Шёпот, робкое дыханье, — чей-то шёпот, очевидно, что шепчутся 2 человека, от волнения робкое дыханье.
Трели соловья, — шёпот перекрывается трелью соловья.
Серебро и колыханье — под действием легкого ветра переливается ручей, слышно колыханье — журчание.
Сонного ручья, — Утро. Ручей просыпается, просыпаются и наши герои.

Свет ночной, ночные тени, — А перед этим была ночь
Тени без конца, — герои находятся в лесу, где много деревьев, которые отбрасывают тень, а если есть тень, то логично, что ночь была лунной.
Ряд волшебных изменений
Милого лица, — лирический герой любуется своей возлюбленной, он видел каждое изменение на её лице.

В дымных тучках пурпур розы, - роза, кажется, не случайна, герой пришёл на свидание с цветком.
Отблеск янтаря, — янтарь может блестеть только от солнца, значит, логично, что солнце уже светит достаточно ярко. Из янтаря, думается мне, — бусы возлюбленной.
И лобзания, и слёзы, — любовная сцена, герои на заре целуются, от счастья текут слёзы.
И заря, заря!.. — утро яркое, на небе есть небольшие дымные тучки.

Перекладывайте трудные для понимания стихи подобным образом (комментируйте строки), обязательно указывайте значения непонятных слов, так, глядишь, смыслы будете улавливать налету.

Григорий Харин

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Распечатать
05.14.2013 / 22:47 - Теория литературы

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: