Главная » Теория литературы » Литература в таблицах » Стихотворные размеры
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Стихотворные размеры

 

Стихотворные размеры

 

Название Краткая характеристика Пример
Хорей Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
(М. Ю. Лермонтов)
Ямб Двухсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения В передней толкотня, тревога;
В гостиной встреча новых лиц,
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога...
(А. С. Пушкин)
Дактиль Трехсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения Кто бы ни звал - не хочу
На суетливую нежность
Я променять безнадежность
И, замыкаясь, молчу.
(А. А. Блок)
Амфибрахий Трехсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи -
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н. А. Некрасов)
Анапест Трехсложная стопа с ударением на третьем слоге в силлабо-тонической системе сложения Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени,
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.
(А. А. Фет)

Как определить стихотворный размер?

Покажу вам на примере стихотворения Н.А. Некрасова "Крестьянские дети". Возьмем первые две строки:

О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей!

1. Первое, что мы делаем - делим на слоги кажду строку (наверняка, вы лучше меня знаете, что сколько в слове гласных, столько и слогов), у нас как бы получится 2 больших слова:

о - ми - лы - е - плу - ты - кто - ча - сто - их - ви - дел 

тот - ве - рю - я - лю - бит - кре - стьян - ских - де - тей

2. Готово. Теперь ставим ударения.

о - ми' - лы - е - плу' - ты - кто - ча' - сто - их - ви' - дел

тот - ве' - рю - я - лю' - бит - кре - стья'н - ских - де - те'й

3. Итак. Теперь делим на стопы: либо по 2 слога в стопе, либо по 3 слога.

Пробуем делить по 2 слога:

о - ми' / - лы - е / - плу' - ты / - кто - ча' / - сто - их / - ви' - дел /

тот - ве' / - рю - я / - лю' - бит / - кре - стья'н / - ских - де / - те'й

Видим, что получается какая-то ерунда. Где-то ударение на первый слог в стопе, где-то на второй. Делим по 3 слога в стопе:

о - ми' - лы / - е - плу' - ты / - кто - ча' - сто / - их - ви' - дел /

тот - ве' - рю / - я - лю' - бит / - кре - стья'н - ских / - де - те'й 

Вот, теперь у нас четко получилось, что ударение в каждой стопе падает на 2 слог. Последняя стопа во второй строке оказалась неполная - это нормально. А еще стопы бывают безударными, чаще всего это встречается у двухсложных размеров, в нашем случае безударных стоп не оказалось, но знайте, что такое явление существует.

4. Теперь дело за малым - определить размер стиха: трехсложный размер, в котором ударение падает на второй слог - это амфибрахий


Рассмотрим ещё один вариант определения размера стиха.

Он немного проще. 

Мы не будем делить по слогам, а сразу поставим ударения в словах.

Затем считаем под какими цифрами у нас ударения:

2-4-6-8 - ямб;

1-3-5-7 - хорей;

1-4-7-10 - дактиль;

2-5-8-11- амфибрахий;

3-6-9-12 - анапест.

Выбирайте любой понравившийся способ fellow

Неужели это так сложно - определить размер стиха?


 

Некоторые полезные советы, как запомнить стихотворные размеры

Двухсложную запомнить проще простого: Ямб - я последняя буква, и ударение на второй слог, и хорей соответственно уже на первый.

Чтобы запомнить трёхсложные размеры стихотворений нужно выучить слово ДАМА. ДАМА расшифровывается так: Д - дактиль, значит ударение на первый слог, АМ - амфибрахий на второй слог, четвертая буква А - анапест, значит ударение на третий.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Распечатать
07.19.2011 / 12:48 - Теория литературы » Литература в таблицах

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: