Главная » Теория литературы » Литература в таблицах » Характерные черты в творчестве поэтов (С4)
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Характерные черты в творчестве поэтов (С4)

Проблема

Анализ лирических произведений, в особенности сопоставление их в заданиях типа С4 – процесс достаточно сложный, в какой-то мере более трудный, чем написание развернутого сочинения С5. Да, лирику понимать сложнее, но всё проще, чем вы думаете.

Рассуждаем

Так или иначе, творчеству каждого поэта принято давать определенные клише и маркеры, по которым мы их в дальнейшем и отличаем. В таком случае, чтобы научиться видеть и различать черты, употребленные автором в своём лирическом произведении, нужно для начала усвоить – в чем характерная особенность каждого. Тогда мы вполне сможем отделять тематическую принадлежность, и в свою очередь детально характеризовать каждое стихотворение, сопоставляя его с другими.

Решаем

В своём роде у нас есть одна неплохая табличка, в которой сопоставлены лирические произведения по тематике, но для многих она остаётся пустым местом, а жаль. Надеюсь, что табличка, которая представлена ниже, поможет вам больше понимать каждое стихотворение и лирику поэта в частности.

Как мы поступим. В очередной раз составим табличку, в которую занесем эти черты. Составлять мы ее будем на основе этих замечательных книжек. Русская литература XIX-XX веков. Т.1, (Бугров Б.С., Голубков М.М.), Русская литература XIX-XX веков Т.2 (Бугров Б.С.).

И еще немного о…

Лирика — один из трех основных родов литературы, наряду с эпо­сом и драмой, известных еще с античности. Важнейшей особенностью ее является эмоциональность, субъективность, всеобщность и кон­кретность выражаемого поэтического чувства. В лирике важно не столько то, о чем говорит поэт, сколько — как он выражает свои чувст­ва. Белинский в статье «Разделение поэзии на роды и виды» сказал: «Здесь поэт стоит на первом месте, и мы не иначе как через него все понимаем и воспринимаем. Предмет здесь не имеет цены сам по себе, все зависит от того содержания, которое придает ему поэт».

Тем не менее, есть темы, которые в лирике считаются «вечными», и ни один поэт не может пройти мимо них, так как в них заключена истинная жизнь человеческой души. Это любовь, природа, смысл человеческого существования, цель и задачи творчест­ва. Каждый истинный поэт вносит в освещение этих тем что-то новое, неповторимое, до него никем не сказанное. «Прекрасное мгновение» отдельного человеческого бытия благодаря лирике становится вечным, понятным и созвучным людям разных эпох и народов.

Для лирики характерны особые формы выразительности, среди которых, в первую очередь, ритмика стихотворной речи, музыкаль­ность стиха, достигаемая с помощью таких приемов, как аллитера­ции, ассонансы; необычная, не свойственная обычной разговорной и даже литературной прозаической речи структура фразы; нали­чие выразительных метафор, эпитетов, сравнений.

Действуем

ФИО Характерные черты / Отражённые темы
Примеры
Пушкин Александр Сергеевич

1. Личная свобода оказывается самой главной ценностью жизни, только такая свобода оказывается благом не только для самого поэта, но и для общества в целом.

2. Любовь и вдохновение, любовь и творчество. Романтические образы.

3. Впервые заявил, что поэт пророк, его дар – божественный дар.

4. «Друг» — это обращение для Пушкина означает высшую степень доверия и любви. Дружба – великая нравственная идея.

5. В пейзажной лирике важен не только и не столько пейзаж, сколько те настроения и мысли, которые он рождает в душе поэта. Например, эпитеты с семантикой печали часто сопровождают пейзажную лирику Пушкина Михайловского периода: «двор уединенный, печальным снегом занесенный», «наша ветхая лачужка и печальна, и темна»

Вольность. К Чаадаеву («Любви, надежды, тихой славы...»). Деревня  Песнь о вещем Олеге. Узник. «Свободы сеятель пустын­ный...». К морю. «Я помню чудное мгновенье...» 19 октября (1825 г.). Арион. Пророк. И.И. Пущину. «Мой первый друг, мой друг бесценный...») «Во глубине сибирских руд...» Поэт. Анчар. «На холмах Гру­зии...». Зимнее утро. «Я вас любил...». Поэту. Бесы. «Пора, мой друг, пора». «Вновь я посетил...». Из Пиндемонти. «Я памятник себе воздвиг... »

Лермонтов Михаил Юрьевич

1. Обостренное и необычайно отчетливо и ярко выраженное чувство личности.

2. Лирический герой становится органи­зующим началом во всей лирике поэта, облекается устойчивыми чертами, едиными свойствами личности, психологическим единст­вом, единством жизнепонимания. Психологизм.

3. Поэзия Лермонтова — поэзия конфликта и дисгар­монии. Романтическое двоемирие.

4. Внутренний закон личности лирического героя — стихийная, не уничтожимая и не исчезающая внутренняя активность.

5. Лирический герой Лермонтова — герой трагический, страдаю­щий. Страдание представляется неотъемлемой частью жизни, и наделенность страданием — знак причастности к жизни. Страдать значит чувствовать («радости — муки»).

Ряд наиболее значимых и характерных для поэзии Лермонтова мотивов (тем):

1. Одиночество. Это мотив — сквозной, центральный для лермон­товской поэзии, и, пожалуй, ни у одного из русских поэтов он не занимал такого места и не вырастал в такой всеобъемлющий образ. Его герой одинок среди людей («... некому руку подать...»), ему нет места среди «бесчувственной» толпы и «бездушного» «све­та» («Как часто, пестрою толпою окружен...»), он оказывается лиш­ним на родине, ибо она «страна рабов, страна господ», он одинок в целом мире, мир является ему «пустыней», а если он и населен («шумный град» в «Пророке»), то герой изгоняется из него («В меня все ближние мои / Бросали бешено каменья»). Мотив изгна­ния и близкий ему мотив странничества, скитаний, бесприютно­сти (в «Тучах» «вечные странники», «тучки небесные», уподобля­ются изгнаннику, лирическому герою) естественно связан с мо­тивом одиночества. Мотив одиночества связан с мотивом трагической избранности.

2. Тема родины. Любовь к Родине — любовь «странная», не­рассудочная и необъяснимая («за что, не знаю сам»), но тем более сильная.

3. Тема поэта. Лермонтов исследует прежде всего ситуацию отно­шений поэта и общества.

4. Мотив свободы и воли. Для него свобода — главный принцип бытия личности и главный критерий ценности жизни вообще. В отличие от декабристов и раннего Пушкина у Лермонтова почти нет стихов, посвященных идее политической и гражданской свободы. Его свобода тотальна и дана как постоянное и мощное требование личности, взывающее к действию, борьбе, мятежу.

5. Поэт не принят и не понят обществом. Конфликт художника и толпы.

У Лермонтова отсутствуют специфически политические темы, но это приводит не к уничтожению общественной тематики, а, на­против, к расширению сферы гражданского — гражданственной становится практически вся поэзия Лермонтова.

Парус. Смерть поэта. Бородино. «Когда волнуется желтеющая нива...». «Прощай, немытая Россия...». Дума. Поэт («Отделкой зо­лотой блистает мой кинжал...»). «Как часто пестрою толпою окру­жен...». «И скучно и грустно...». «Есть речи — значенье...». «Воздуш­ный корабль». Родина. «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Утес. «Выхожу один я на дорогу...». Пророк
Некрасов Николай Алексеевич

1. Необычайный для лирики предмет изображения (жизнь и судь­ба крестьянина-ямщика, крепостной девушки, проститутки, нище­го разночинца) потребовал нелирического воплощения — сюжет­ного повествования, рассказа.«Я лиру посвятил народу своему»— эта строка из «Элегии» 1874 года воспринимается как эпи­граф ко всему его творчеству.

Образ страдающего русского народа.

2. Наделяет «своих» героев голосом.

3. Жизнь и смерть тесно переплетены.

4. Позиция автора-наблюда­теля, изучающего, сострадающего, негодующего, но не принадле­жащего к тому народному миру, который он изображает.

5. В образе матери для Некрасова сконцентрированы са­мые высокие чувства — любовь, самоотречение, жертвенность и одновременно самые мучительные страдания, самая полная безза­щитность.

6. Продолжатель традиций граж­данской лирики, декабристского решения темы.

7. Поэт Некрасова противопоставлен элеги­ческому одаренному судьбой свободному счастливцу I пол XIX века, как гражданскому образу пророка, при­званного «глаголом жечь сердца людей».

8. Лирическому герою свойственны мучительные воспоминания о страданиях матери и сестры, ненависть к мучителям, чувство стыда за то, что при­надлежит к этому миру «угнетателей», чувство вины за недостаток сил («Мне борьба мешала быть поэтом, / Песни мне мешали быть борцом»), боль из-за невозможности слияния с народом («Элегия»:«Увы, не внемлет он — и не дает ответа...»). Отношения в любви, поэтиче­ское служение, отношение к народу — все становится личным. Это создает ощущение предельной искренности и эмоциональной силы лирики Некрасова.

9. Образ Музы трагический, роковой.

В дороге, Тройка, Родина, «Еду ли ночью по улице темной...», «Вче­рашний день часу в шестом...», На улице, «Блажен незлобивый поэт...», Муза («Нет, Музы ласково поющей и прекрасной...»), Зеленый шум, Размышления у парадного подъезда, «В полном разгаре страда деревен­ская...», Памяти Добролюбова, Н.Г.Чернышевский, Утро, Элегия («Пус­кай нам говорит изменчивая мода...»). Железная дорога
Тютчев Фёдор Иванович

1. В течение всей жизни писал по существу об одном — о природе и человеке в соотноше­нии с природой.

2. Природа для Тютчева – это всегда детали и знаки целостного мира; слово «природа» у него и значит «мир», «мирозданье», «космос»

3. Лирику Тютчева обычно называют философской: картины при­роды вызывают глубокие и напряженные раздумья о жизни и смер­ти, мироздании и человечестве, о «темном корне бытия» (Вл. Соловьев).

4. Изображение у Тютчева слито с мыслью, а мысль всегда насы­щена сильным и страстным переживанием.

5. Философская идея Тют­чева — всегда художественная, то есть образная.

6. Природа одухотворена, наделена душой и сознанием. Она обладает способностью не только к чувству и движению (весенний гром грохочет, «как бы резвяся и играя», вешние воды «бегут, и блещут, и гласят...», май­ские дни «толпятся весело»), но и к высшим духовным проявлени­ям, возможным только для сложной и развитой психики.

7. Жизнь человека для Тютчева всегда на грани исчезновения, небытия:«Бесследно все — и так легко не быть!».

8. Лирическое «я» отгорожено от остального мира.

9. В любовной лирике женщина становится пол­ноправным участником любви, это и необычайно развитый пси­хологизм и диалектика чувства героев.

10. Стилевые особенности: множество арха­измов, обыденно-разговорные, «непоэтические» слова, усиление восклицательной или вопросительной формой; эпитеты многообразны и многофункциональны («Лениво дышит полдень мглистый...», «Тени сизые смесились...», «таинственно-волшебные думы»).

Полдень. Весенние воды. Silentium. Осенний вечер. «О чем ты во­ешь, ветр ночной?..». «Тени сизые смесились...». «Как океан объемлет шар земной...». Цицерон. Предопределение. «О, как убийственно мы любим...» «Она сидела на полу...». «Весь день она лежала в забытьи...»
Фет Афанасий Афанасьевич

1. Поэзия, воспеваю­щая красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жиз­ни, единство природы и человека, личности и мироздания:

И как в росинке чуть заметной

Весь солнца лик ты узнаешь,

Так слитно в глубине заветной

Все мирозданье ты найдешь. («Добро и зло»)

2. Функции пейзажа универсальны: это и просто зарисовки («Вечера и ночи»), и целостная картина миро­здания («Тихая звездная ночь»), и крошечная деталь привычного мира («Кот поет, глаза прищуря»).

3. Мир полон шорохов, звуков, которые человек с менее утонченной душой не услышит («плачась, комар пропоет / Свалит­ся плавно листок»).

4. Стихи о любви импрессионистичны; трудно определить адресата. В центре внимания сам лирический ге­рой.

5. Моцартианство – особый, эстетский тип творчества.

«Одним толчком согнать ладью живую...». «На заре ты ее не буди...». «Кот поет, глаза прищуря...». «Ярким солнцем в лесу пла­менеет костер...». «Сияла ночь. Луной был полон сад...». «Шепот, робкое дыханье...»
"Серебряный век"

Характеристика в целом:

1. Интерес к вечным вопросам: смысл жизни отдельного челове­ка и человечества; загадка национального характера и истории Рос­сии; мирское и духовное; человек и природа.

2. Интенсивный поиск новых художественных средств вырази­тельности;

появление нереалистических методов — модернизма (симво­лизм, акмеизм), авангардизма (футуризм).

3. Тенденции к взаимопроникновению литературных родов друг в друга, переосмысление традиционных жанровых форм и напол­нение их новым содержанием.

4. Обращение ко всей мировой художественной культуре прошлого.

5. Стремление к консолидации и объединению.

6. Космизм, жизнеустройство, жизнетворчество.

7. Стремление выстроить жизнь по законам искусства.

Блок Александр Александрович

1. Лирический герой проходит эволюцию; претворенный в образах отрока, инока, от­шельника, рыцаря Прекрасной Дамы, с огромным напряжением ждет великой встречи.

2. Влияние философии Вл. Соловьёва.

3. Лирический герой как истинный романтик устремлен в мистическую даль.Мистицизм.

4. Сти­ху Блока присуща музыкальность, метафоричность языка.

5. Апокалиптические образы. Символические символы.

4. Кроме социальной темы появляется еще и урбанистическая.

5. Тема Родины проходит через все творчество Блока. Говорит о невозможности жизни без России.

«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...», «Девушка пела в церковном хоре...». Осенняя воля. Русь. Россия. Незнакомка. «О вес­на, без конца и без краю...». «О доблестях, о подвигах, о славе...». На поле Куликовом. На железной дороге. Коршун. «О, я хочу бе­зумно жить...». «Грешить бесстыдно, непробудно...». Пушкинско­му дому («Имя Пушкинского Дома...»
Маяковский Владимир Владимирович

1. Лирический герой стихов раннего Маяковского — бунтарь-ро­мантик, бросающий вызов целому миру, одержимый духом протес­та. Он одинок. Это страдающий и способный к состраданию человек.

2. Лирический герой Маяковского ощущает себя частицей массы одушевленных революцией людей. Для него революция — «благо­словенная!».

3. Провозглашал пророческую миссию художника — видеть то, чего не видит никто («где глаз людей обрывается куцый»).

4. Словотворчество.

5. Позиция поэта граждански ответственна и нравственно высока, ибо он «народа водитель» и одновременно «народный слу­га». Поэт, по представлению Маяковского, такой же труженик, как и рабочий: «поэзия та же добыча радия». Это тяжелая и опасная работа, но она необходима Родине.

6. Основным объектом сатиры в лирике Маяковского становятся мещанство и бюрократизм («О дряни» 1921, «Прозаседавшиеся» 1922).

7. Герои сатирических стихов разоблачаются изнутри, чему помогает «свободный стих», передающий богатство интонаций — от скрытой иронии до прямой издевки.

Послушайте! Нате! «Я сразу смазал карту будня...» Лиличка! Ода революции. Левый марш. Приказ по армии искусства. Хорошее отношение к лошадям. О дряни. Прозаседавшиеся. Разговор с фин­инспектором о поэзии. Необычайное приключение, бывшее с Вла­димиром Маяковским летом на даче. Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви. Во весь голос
Есенин Сергей Александрович

1. Искренность, исповедальность, автобиографичность. Народно-песенная основа. Его жизнь — поэзия, в ко­торой борются, как и в душе поэта, земное и небесное, вечное и преходящее, старое и новое, город и деревня. В художественном мире Есенина одушевляется природа, оживляется все неживое, а человек наделяется природными характеристиками (растительны­ми и животными). Метафорический язык, символика цвета созда­ют богатство поэтического мира есенинской лирики.

2. В синтаксисе избегал усложненности, тяготел к строй­ности и простоте, предпочитая естественное течение стиха, «совпа­дение фразы и строки».

3. Первые стихи – ориентация на православие, крестьянскую культуру и опора на национальные культурные традиции (Сборник стихов «Радуница»).

4. Образ Родины, особенно в ранних стихах, связан с русской деревней, с родной рязанской землей, а разлука с ней при­дает стихам особую лиричность и теплоту. Родина – это «край любимый».

5. Земное и небесное, человеческое и природное проникают друг в друга, сливаясь в единое целое. Именно так в крестьянском созна­нии природа, родина неотделимы от жизни человека.

6. Природа одухотворена в поэтическом мире Есенина. Русь не статична, все в ней находится в движении.

7. Важным вырази­тельным средством оказывается цвет. Это естественные природные цвета. Голубой и синий — цвета неба; малиновый — цвет заката; золотой — цвет солнца и колосящегося поля пшеницы.

8. Лирическое творчество Есенина едино, это роман, в котором главный герой сам поэт. Его переживания, мысли, потери и обрете­ния, любовь и бурные страсти, родная природа и родительский «низ­кий дом с голубыми ставнями» — все становится темой стихов, все пронизано лирической интонацией.

«Край любимый! Сердцу снятся...», «Гой ты, Русь, моя родная...». «Запели тесаные дроги...». Песнь о собаке. «Я последний поэт де­ревни...». «Я покинул родимый дом...». «Не жалею, не зову, не пла­чу...». Русь советская. Русь уходящая. Письмо матери. Письмо к жен­щине. «Мы теперь уходим понемногу...». Персидские мотивы. «От­говорила роща золотая...». «Спит ковыль. Равнина дорогая...». Со­баке Качалова. «Неуютная жидкая лунность...»
Ахматова Анна Андреевна

1. Ранняя лирика А. Ахматовой почти полностью сосредоточена на любовных переживаниях лирической героини. («Сжала руки над темной вуалью» 1911)

2. На раннем этапе лирический герой способен любить, сохранять гор­дость и достоинство в самых, казалось бы, безвыходных и унизи­тельных ситуациях. Объект любовного чувства героини – демон, порой «равнодуш­ный, наглый и злой», но обладающий неизъяснимым обаянием:«О как ты красив, проклятый!»

3. Библейские образы.

4. Отождествление себя и народа. В годы Великой Отечественной войны А. Ахматова пишет стихи «Клятва» (1941), «Мужество» (1942), в которых выражается общее для всего народа чувство. «Я» заменяется на «мы»: «Мы детям клянемся, клянемся могилам, / Что нас покориться никто не заставит!» (1941). Гражданское, патриотическое чувство согревает все творчество по­этессы. Никакие невзгоды личной судьбы не поколебали его.

5. Неприятие сталинизма.

«Я научилась просто, мудро жить...». Сероглазый король. «Сжала руки под темной вуалью...». «Когда в тоске самоубийства...». «Не с теми я, кто бросил землю...». «Небывалая осень построила купол высокий...». Творчество. Клятва. Мужество. Приморский сонет. Родная земля
Пастернак Борис Леонидович

1. Сложные ассоциации, необычные метафоры могут быть восприня­ты не сразу в силу своей многозначности, опосредованности.

2. Метафора Пастернака построена на соединении несоединимо­го.

3. Тема природы аккумулирует все основные особенности его ху­дожественной манеры.

4. «Цель творчества — самоотдача».

5. Философское начало.

«Февраль. Достать чернил и плакать...», «Весна, я с улицы, где тополь удивлен...». Гамлет. Август. Зимняя ночь. Рассвет. «Во всем мне хочется дойти до самой сути...». Ночь. Единственные дни
Цветаева Марина Ивановна

1. Недосказанность, лаконизм.

2. Экспрессивный синтаксис. Стихи эмоциональны, образность сложна и субъ­ективна. Часто стихотворение строится на оригинальном взаимо­действии звука и смысла, значения слова и его структуры, семанти­ки и морфологии. И. Эренбург: «…необычайно острое ощущение притяжений и отталкиваний слов, поспешность ритма, который пе­редает учащенное биение сердца, композицию стихов и поэм, похо­жую на спираль, — так потрясенный человек, как бы обрывая мысль, снова к ней обращается, не к ней самой, а к смежной».

3. Элитарность, поэтому ее мало понимали.

4. Античные образы.

5. Образы земли, семени.

6. Мотив конфликта с отечеством.

«Моим стихам, написанным так рано...». Встреча с Пушкиным. «Уж сколько их упало в бездну...» Стихи к Блоку. «Другие с очами и личиком светлым...» Владимиру Маяковскому. «Русской ржи от меня поклон...» Стихи к Чехии. Стихи о Москве. Психея
Твардовский Александр Трифонович

1. Военная тема.

2. Тема социального строительства.

3. Простые конструкции, лаконизм.

4. Ориентация на народного читателя.

5. Песенное начало.

6. Стихи имели сюжет. Правдоподобие.

7. Лирический герой – человек из народа, рядовой солдат, внешне ни чем не отличающийся.

Памяти матери, «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины», поэмы «Путь к со­циализму», «Страна Муравия», «Василий Тёркин», «За далью — даль», «По праву памяти»

Попрошу усвоить один немаловажный факт - если вы будете стараться освоить данную выкладку в отрыве от этих книг (можно, конечно, и другие), то немудрено, что у вас всё это превратится в кашу. И тогда у вас Пушкин станет символистом, а Маяковский певцом природы, чистого искусства.

Школьные учебники плохи тем, что в них нет системы, они построены на стереотипах. Индивидуальность каждого поэта, писателя мало отражена.

В графе примеры очень важно знать хотя бы по четверостишию из каждого произведения. Если не читать, не изучать стихи, не анализировать их, то, повторюсь, все наши старания будут обречены.Но я искренне надеюсь, что данный материал всё же поможет вам.

Материал исправлен и дополнен при поддержке кафедры Культурологии и журналистики ВятГУ.

Григорий Харин

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Распечатать
01.23.2013 / 12:39 - Теория литературы » Литература в таблицах

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: