Главная » Произведения » Русская литература » Анализ повести Н.С. Лескова "Очарованный странник"
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Анализ повести Н.С. Лескова "Очарованный странник"

Герой повести Н.С.Лескова «Очарованный странник» (1873) — крепостной крестьянин, выросший на графской конюшне. В начале своей жизни это щедро одаренный «дичок», своего рода «естественный человек», изнемогаю­щий под бременем неуемной жизненной энергии, которая толкает его порой на самые безрассудные поступки. Огром­ная природная сила, которая «так живчиком и переливает­ся» по его жилам, роднит молодого Ивана Северьяныча с легендарными героями русских былин Ильей Муромцем и Василием Буслаевым. Сходство с первым из них автор отмечает на первых же страницах повести. Таким образом, сразу дается понять, что это характер «почвенный», имею­щий глубокие корни в русской жизни и русской истории. Долгое время богатырская сила Ивана Северьяныча как бы дремлет в нем. Пребывая во власти младенческой непосредственности, он до поры до времени живет вне категорий добра и зла, проявляя в своих рискованных поступках крайнюю беспечность,  безоглядную дерзост­ность, чреватую самыми драматическими последствиями. В азарте быстрой езды, сам того не желая, он губит случайно повстречавшегося ему старика монаха, заснувше­го на возу с сеном. При этом молодой Иван не особенно тяготится происшедшим несчастьем, но убиенный монах то и дело является ему в сновидениях и донимает его своими вопросами, предсказывая герою испытания, кото­рые ему еще предстоит пережить.

Однако свойственный «очарованному богатырю» при­рожденный артистизм со временем выводит его на новый, более высокий уровень существования. Органически свой­ственное Ивану Северьянычу чувство прекрасного, разви­ваясь, постепенно перестает быть только внутренним переживанием — оно обогащается чувством горячей привязанности к тем, кто вызывает у него любование. Развитие этих чувств представлено в одном из центральных эпизодов повести, изображающем встречу Ивана Северьяныча с цыганкой Грушей. Лесковскому герою, долгое время увлеченному красотой коня, неожиданно открыва­ется новая красота — красота женщины, таланта, челове­ческой души. Пережитое очарование Грушей дает возмож­ность полностью раскрыться душе Ивана. Он сумел понять другого человека, почувствовать чужое страдание, проявить братскую самоотверженную любовь и преданность.

Гибель Груши, не вынесшей измены любовника-князя, была так сильно пережита Иваном, что, по существу, снова сделала его «другим человеком», а того, прежнего, всего «зачеркнула». Он поднимается на новую нравствен­ную высоту: на смену своеволию, случайности поступков приходит целеустремленность всех действий, подчиненных теперь высокому нравственному побуждению. Иван Северьяныч думает только о том, как бы ему «постраждовать» и тем самым отмолить грех. Повинуясь этому влечению, он отправляется на Кавказ вместо молодого новобранца. За воинский подвиг его представляют к награде, производят в офицеры, но Иван недоволен собой. Наоборот, в нем все более и более пробуждается голос совести, который толкает его творить суровый суд над прошлой жизнью и осознавать себя «великим грешником».

В конце жизни Иван Северьяныч одержим идеей ге­роического самопожертвования во имя отечества. Он гото­вится пойти на войну. Спокойно и просто он говорит своим случайным попутчикам, что ему «за народ очень помереть хочется».

Созданный писателем образ «очарованного богатыря» содержит в себе широкое обобщение, позволяющее осмыс­лить настоящее  и  будущее  народа.   По мысли  автора, народ — это младенец-богатырь, только выходящий на сцену исторического действия, но имеющий необходимый для этого неисчерпаемый запас сил.

Понятие «артистизм» сопряжено у Лескова не только с природной одаренностью человека, но и с пробуждением его души, с крепостью характера. Истинный художник, в представлении писателя, — это человек, одолевший в себе «зверя», примитивный эгоизм своего «я».

Творчество Лескова, сумевшего по-своему глубоко осознать противоречия современной ему русской жизни, проникнуть в особенности национального характера, живо запечатлеть черты духовной красоты народа, открыло новые перспективы перед русской литературой.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Лесков | Распечатать
07.15.2011 / 22:01 - Произведения » Русская литература

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: