Главная » Произведения » Русская литература » Анализ рассказов А.П. Чехова
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Анализ рассказов А.П. Чехова

А.П. Чехов не «специализировался» на изображении какой-либо социальной группы или психологического типа. Чеховский герой — это «средний человек» и повсе­дневная, обыденная жизнь. «Средний человек» у Чехова — это инженер, врач, учитель, адвокат, студент, офицер, статистик, земец (а также и помещик, и крестьянин, и чиновник, и священник, но показанные иначе, чем в литературе предшествующих десятилетий), который пони­мается как представитель массы, как всякий человек. В нем отсутствует какая-нибудь необычность, незаурядность, главное в нем — обыкновенность, распространенность. Основную особенность чеховских рассказов составляло стремление рассмотреть людей разных сословий и состоя­ний под единым углом зрения, найти закономерности, характеристики сознания «среднего человека». А в жизни любого человека рядом соседствуют добро и зло, любовь и ненависть, грустное и смешное.

Юмор — не отдельная часть творчества Чехова, это его взгляд на мир, его видение жизни, неотделимое от иронии, трагикомической усмешки.  В произведениях писателя смешное часто выглядит грустным, а грустное смешным. Чехов видел несправедливость и бесчеловечность двух под­ходов к происходящему. Можно увидеть весь кошмар про­исходящего и ужаснуться. А можно высмеять этот мир глупцов и тунеядцев, лицемеров и пошляков, воров и взяточников.

В рассказе «Толстый и тонкий» речь идет о встрече двух людей. Вернее сказать — о двух встречах: сначала они свиделись как друзья детства. Потом — как два чина. И сразу же невидимая пропасть пролегла между ними. Тон­кий «съежился, сгорбился, сузился». Простая человеческая беседа уже невозможна. Толстый был растроган встречей, но все равно тонкий сгибался перед ним в три погибели — такова власть привычки, выработанная годами манера угодливо держаться перед сильными мира сего. Автор создает ситуацию, которая как будто освобождает человека от необходимости льстить и пресмыкаться, и все-таки срабатывает безотказный рефлекс холуйства и чинопочи­тания.

В «Смерти чиновника» генерал Бризжалов довольно спокойно отнесся к тому, что чиновник Червяков, нечаян­но чихнув, обрызгал его лысину. Он никак не заставляет Червякова просить прощения, расшаркиваться в извине­ниях. Но Червяков уже не в состоянии жить спокойно, все ему кажется, что генерал затаил злобу против него. И он не может остановиться — надев вицмундир, бегает за генералом, уверяет, что чихнул нечаянно, ненамеренно. Пока не доводит генерала чуть ли не до бешенства... И тогда свет перед Червяковым меркнет — он умирает. Характерная, чисто чеховская деталь. Вот как описана смерть Червякова.

«Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер». Герой помирает, не сняв вицмундира, эта чиновничья униформа будто приросла к нему.

Внешне смешон рассказ «Злоумышленник». Главный герой его — неграмотный мужичонка. Его судят за то, что он отвинтил гайку, «коей рельсы прикрепляются к шпа­лам», чтобы из нее сделать грузила. Весь рассказ — это диалог между судебным следователем и «злоумышленни­ком». Чехов обобщает, типизирует образ этого мужика, и за ним встает такая народная беда, такая трагедия, что не смеяться нужно, а скорее плакать.

Со «Злоумышленником» перекликается рассказ «Чело­век в футляре». Главный герой его Беликов смешон благо­даря своему наряду, поведению, образу жизни. Он стара­ется отгородиться от всего мира, «надеть» на себя «защищающий» футляр. Беликов использует все средства: от ваты в ушах и темных очков до известной фразы «как бы чего не вышло». «Человек в футляре» — это сочетание примелькалось, стало привычным — чем-то средним между цитатой и пословицей — и живет уже не только как заглавие рассказа, но и как неотъемлемая принадлежность языка. В основе выражения — контраст, парадоксальное сведение живого, одухотворенного, разумного и — футляра: в нем хранятся разные вещи, но всегда вещи, предметы неодушевленные, вроде очков, перстня, инструментов.

«Человек в футляре» входит в маленькую, состоящую из трех рассказов, трилогию. В первом учитель гимназии Буркин рассказывает о своем коллеге, преподавателе гре­ческого языка Беликове, человеке с «футлярной» душой. Во втором («Крыжовник») врач Иван Иванович говорит о судьбе своего брата, у которого была одна-единственная мечта в жизни — стать владельцем имения и иметь свой собственный крыжовник. В третьем («О любви») помещик Алехин повествует о себе самом — о том, как он и его любимая женщина не решились пойти навстречу своей любви, отступились от нее. Так все больше сближаются рассказчики и герои их историй. Чехов как бы говорит о том, что сатирические персонажи близки к читателям, они среди нас, в нас самих.

Таким образом, в маленькой трилогии не только три разных сюжета, но и единый сюжет, сквозное движение и развитие образной темы: от экзотически странного, почти неправдоподобного человека в футляре — до Алехина, который, как в зеркало, смотрит в свою жизнь и сам произносит себе приговор.

Ионыч, главный герой одноименного рассказа, подоб­но Беликову, Николаю Николаевичу и Алехину, не спосо­бен на большое сердечное чувство. Его любовь также терпит крах.

Основная идея рассказа — превращение прогрессивно мыслящего, умного, трудолюбивого человека в обывателя, стяжателя. Автор рисует постепенное погружение Старцева в «тину мелочей», повествует о том, как болото бездуховней жизни «засасывает» даже таких людей, каким был Старцев в то время, когда только приехал в город. «Ионыч» — это трагедия человеческой личности, поэтому в целом произ­ведение грустное. Даже любовь не спасает героя от рутин­ной жизни.

Ионыч очарован Екатериной Ивановной Туркиной, «Котиком», как ее называют в семье. Она ему нравится всем — и внешностью, и умом, и начитанностью. Он просит у нее руки и получает отказ. А когда через четыре года они видятся снова, она тянется к нему, полна ожида­ния, что снова услышит слова любви, но ему нечего ей сказать.

Такой же любовный сюжет и в «Учителе словесности». Вместо рассказа о том, что произошло, — сюжет, постро­енный по принципу: должно произойти, ожидается, вот-вот наступит, но — не происходит. Кажется, учитель сло­весности Никитин схватил птицу счастья, но она улетает от него. Любовь терпит крах.

В рассказе «Дама с собачкой» все по-иному. Когда расстаются Гуров и Анна Сергеевна, она возвращается из Ялты в свой город С, а он — в Москву. «Пройдет какой-нибудь месяц, и Анна Сергеевна, казалось ему, покроется в памяти туманом и только изредка будет сниться ему с трогательной улыбкой, как снились другие. Но прошло больше месяца, наступила глубокая зима, а в памяти все было ясно, точно расстался он с Анной Сергеевной только вчера. И воспоминания разгорались все сильнее».

Здесь поворотный момент в развитии сюжета. Любовь героя не слабеет, не гибнет от столкновения с жизнью, не оказывается несостоятельной. Наоборот, она вызывает у него отвращение к дремотному, обывательски благополуч­ному существованию, желание иной, новой жизни.

В последнем рассказе Чехова «Невеста» героиня реша­ет «перевернуть» свою жизнь — она рвет со старым миром и покидает свой город — «как полагала, навсегда».

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Чехов | Распечатать
07.24.2011 / 14:49 - Произведения » Русская литература

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: