Главная » Произведения » Русская литература » Анализ романа М.А. Шолохова "Тихий Дон"
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Анализ романа М.А. Шолохова "Тихий Дон"

М.А.Шолохов в полную силу показал трагическое в революции и в гражданской войне. Он дал ощущение всей огромной сложности пути массового сознания к понима­нию объективного хода истории. В романе изображено, как в ходе гражданской войны формировалось новое сознание людей. Шолохов показал, как выглядела гражданская война изнутри контрреволюционного лагеря, заставив чи­тателей взглянуть на события глазами их участников. «Не сгущая красок, я нарисовал суровую действительность, предшествующую восстанию», — писал Шолохов.

Сочетание массовых сцен, в которых дается коллек­тивный портрет определенного социального слоя, группы в тот или иной конкретный исторический период, с изо­бражением судеб отдельных людей, с социально-истори­ческими экскурсами, величавыми картинами природы, на­сыщенными философским содержанием, определяет своеобразие эпической структуры «Тихого Дона» (1928— 1940).

Массовые сцены, множество второстепенных и эпизо­дических персонажей, исторические и военно-политичес­кие отступления не заслоняют судеб главных действующих лиц. Тщательно выписанные образы Григория Мелехова, Аксиньи, Натальи, Пантелея Прокофьевича, Ильиничны, Кошевого выдвинуты на первый план; ведущие характеры помогают осмыслению всей сложности и противоречивос­ти исторического развития и поразительно емки по содер­жанию.

Исторически значительные события, которые дают возможность писателю раскрыть закономерности общест­венного развития, являются сюжетными и композицион­ными узлами произведения. Исторический процесс пред­стает в эпопее Шолохова в живом движении масс, в накале жестокой борьбы. Драматические картины революционных битв соседствуют с семейными, любовными, бытовыми сценами, рассказом о полевых работах, описаниями при­роды. Революция захватила все стороны народной жизни — от общественных до семейно-бытовых, личных. Шолохов показывает народ и в борьбе, и в личной жизни. Эти два плана повествования проникают друг в друга. Шолохов свободно применяет переносы действия: из ку­реня Мелеховых на станичную площадь, с Дона на фронты империалистической войны, в Петроград, Москву, снова на Дон, в хутор Татарский, в семейный круг Мелеховых.

Героями романа стали простые крестьяне-труженики. Сила их характеров, бурная жизнь чувств, неистощимое богатство человеческого духа проявляются  в трудовой жизни. В своем произведении автор поднимает вопросы большой общественной значимости: о характере связей личности с историческими судьбами народа, об историчес­кой необходимости и свободе выбора, об исторических обстоятельствах, которые определяют трагические кон­фликты. Поэтический мир Шолохова — мир высокой трагедии, в которой действуют сильные и яркие характеры в переломные моменты своей жизни, общества, истории.

Частная жизнь эпического героя и есть сама история. Так, метания между несколькими правдами, переходы из лагеря красных к белым и обратно — отнюдь не частный факт биографии Григория Мелехова. Его жизнь представ­ляет интерес как раз тем, что он повторяет метания дон­ского казачества, являясь частью живой, творимой исто­рии. Даже сугубо личное — любовь к замужней Аксинье — выражает своеволие, исконную черту казака, вступающую в конфликт с устоями той же казацкой морали. Если среди других эпических героев Григорий Мелехов выступает на первый план, то только потому, что он наиболее ярко воплощает в себе родовые черты казачества.

«Казацкая удаль» и «любовь к хозяйству, работе» — две основные добродетели, создающие одновременно воина и земледельца. Ими щедро награжден Григорий. А главное, что составляет основу его характера, — своеволие, незави­симость в поступках и поисках истины.

Поразительна сила, с которой Григорий воспринимает действительность. Замечательна быстрота ответного воз­действия Григория на мир. Это самое пленительное в его образе. Ему он обязан самыми благородными поступками своей жизни. В бою, преследуемый австрийцами, он вне­запно спасает своего врага Степана Астахова; рискуя поле­вым судом, он стреляет в Чубатого за убийство пленного. Узнав о сдаче красноармейского полка в Устьинском, он мчится туда, бросив свою белую дивизию, чтобы «выру­чить», спасти от смерти Мишку Кошевого и Ивана Алек­сеевича, убийц его брата Петра. Ему присуще чувство неудовлетворенности собой. «Хотя черт его знает, такому, как молодой Листницкий или как наш Кошевой, я всегда завидовал... — признается он Прохору. — Им с самого начала все было ясное, а мне и до се все неясное. У них, у обоих, свои, прямые дороги, свои концы, а я с семнадцатого года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь...» Воюя, он не ищет личных выгод и боится лишь одного — погре­шить против правды. Стараясь отыскать эту правду, он зорко всматривается в окружающий мир.

Григорий все время оказывается перед необходимос­тью выбора. Он мечется, ищет, ошибается. Переходы из одного стана в другой, тягостные сомнения в правильности выбранного пути отражают драматические противоречия времени, обнажают борьбу разноречивых чувств в душе героя. Революционные события ставят перед Мелеховым сложнейшие вопросы бытия. Григорий стремится постиг­нуть смысл жизни, историческую правду времени. Обще­народное и — «свое», казачье; правда, существующая для всех, или - у каждого «своя правда, своя борозда» — вот вопросы, которые мучительно, неотступно встают перед героем романа. Ошибки представителей советской власти на Дону, о которых повествует Шолохов в 6-й части «Ти­хого Дона», осложняли судьбу Мелехова, донского казаче­ства, затрудняли выбор верного пути.

Григорий отринул старый мир, но правды новой дей­ствительности, утверждавшейся в борьбе, крови, страдани­ях, он не понял, не поверил ей и в конце концов оказался на историческом распутье. В напряженной обстановке бе­логвардейских мятежей и кулацких восстаний Григорий Мелехов не может надеяться на прощение или забвение своего прошлого. Напротив, смертельная опасность угро­жает ему при аресте, и, в первый раз проявляя малодушие, Григорий спасает свою жизнь. Предупрежденный сестрой, он скрывается и затем, захваченный бандитами в лесу, принужден остаться в банде Фомина. Правды там он тоже не нашел.

Его бегство с Аксиньей — последняя попытка найти свое жизненное счастье. Случайная пуля лишает его самого дорогого в мире. Смерть Аксиньи — высшая точка страда­ний Григория. Трагическая тема романа достигает здесь небывалой высоты. Совершенно один, тихо покачиваясь, стоит на коленях Григорий возле могилы Аксиньи. Тишину не нарушает ни шум сражения, ни звуки старинной каза­чьей песни. Только «черное солнце» светит здесь одному Григорию.

Образ Григория Мелехова — открытие в мировом искусстве. Характер его раскрывается во всей полноте чувств, в разнообразии обстоятельств. Драматическая борь­ба социальных симпатий и антипатий в душе Григория и душевная успокоенность, которую он испытывал в поле за плугом; не поколебленное годами чувство к Аксинье и холодность к Наташе, а затем любовь к ней, матери его детей; отцовская привязанность к детям — все это откры­вает новые и новые черты в характере Мелехова, создает образ, покоряющий правдой. Эта объемность психологи­ческого анализа — одна из характерных сторон художест­венного мастерства Шолохова.

Природа в романе Шолохова вмещает все битвы и успокаивает любое трагическое потрясение. Пейзаж в «Тихом Доне» выражает оптимизм, готовность природы еще и еще, бесконечное множество раз, рождать неотвра­тимое будущее. Что бы ни делали люди, природа вечна и неизменна. Это хорошо понимают герои Шолохова, умею­щие слушать шум леса и любоваться созвездиями. В труд­ные минуты они припадают к земле, ищут забвения у нее.

Человек, общество, природа для писателя проявления вечнотворящего движения жизни. Картина жизни неполна, если исключается хоть один из этих элементов. Тончайший поэт, улавливающий самое затаенное движение мысли, чувства, мгновенную смену их, Шолохов всегда стремился к пониманию и объяснению судьбы человеческой.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Шолохов | Распечатать
07.24.2011 / 15:12 - Произведения » Русская литература

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: