Главная » Произведения » Русская литература » Анализ повести Н.В. Гоголя "Шинель"
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Анализ повести Н.В. Гоголя "Шинель"

В 1842 году, готовя к изданию собрание своих сочине­ний, Н.В.Гоголь объединил в третьем томе повести разных лет, которые были уже опубликованы в течение 1834-1842 годов в различных изданиях. Всего в третий том вошло семь повестей, из которых одна («Рим») не была завершена. Их часто называли петербургскими повестями.

«Портрет», «Невский проспект», «Записки сумасшед­шего» впервые были напечатаны в 1835 году в сборнике «Арабески». «Нос» и «Коляска» появились в 1836 году в журнале Пушкина «Современник». «Шинель» была закон­чена в 1841 г. и впервые опубликована в третьем томе собрания сочинений 1842 года. Повесть «Рим» впервые была опубликована в 1842 году в журнале «Москвитянин». В повестях Гоголь сочувственно рисует образы «ма­леньких людей» — петербургских чиновников — и резко сатирически изображает дворянство и высшее чиновниче­ство. Социальная направленность этих повестей выражена очень ярко. Именно поэтому Белинский назвал их «зрело художественными» и «отчетливо конципированными».

Повесть «Шинель» является программной не только для цикла петербургских повестей Гоголя, но и для всей последующей эволюции русской реалистической литерату­ры.

Гоголь развивает здесь с огромной глубиной и силой тему «маленького человека», выдвинутую в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкиным.

Трагедия титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина не только в том, что он стоит на одной из низших ступеней социальной лестницы и что он лишен самых обычных человеческих радостей, но, главным обра­зом, в том, что у него нет ни малейшего проблеска пони­мания собственного ужасного положения.

Бездушная государственная чиновничья машина пре­вратила его в автомат.

В образе Акакия Акакиевича сама идея человека и его сущности превращается в свою противоположность: именно то, что лишает его нормальной человеческой жизни — бессмысленное, механическое переписывание бумаг, — становится для Акакия Акакиевича поэзией жизни. Он испытывает наслаждение от этого переписывания.

Бесчисленные удары судьбы сделали Акакия Акакие­вича нечувствительным к насмешкам и издевательствам начальников и сослуживцев. И только если эти издеватель­ства переходили всякие границы, Акакий Акакиевич крот­ко говорил обидчику: «Оставьте меня, зачем Вы меня обижаете?» И рассказчик, голос которого часто сливается с голосом автора, замечает, что в этом вопросе звучали другие слова: «Я брат твой».

Пожалуй, ни в какой другой повести Гоголь не под­черкивает с такой силой идеи гуманизма. При этом сочув­ствие автора на стороне «маленьких людей», задавленных тяжестью жизни.

В повести резко сатирически изображаются «значи­тельные лица», сановники, вельможи, по вине которых страдает Башмачкин.

Сюжет повести раскрывается в двух событиях — в приобретении и утрате Акакием Акакиевичем шинели. Но покупка им новой шинели — такое грандиозное событие в тусклой, однообразной и бедной его жизни, что шинель приобретает в конце концов значение символа, условие самого существования Башмачкина. И, лишившись шине­ли, он умирает.

«И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимания и естествонаблюдателя, не пропускающего по­садить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп; существо, переносившее покорно канцеляр­ские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошед­шее в могилу, но для которого все же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, оживившей на миг бедную жизнь...»

При жизни Акакий Акакиевич не мог и помыслить о каком-либо сопротивлении и неповиновении. И лишь после смерти он появляется на улицах Петербурга в виде мстителя за свою погубленную жизнь. Акакий Акакиевич сводит свои счеты со «значительным лицом», отбирая у него шинель.

Эта фантастическая концовка повести не только не уводит от основной идеи, но является ее логическим завер­шением. Конечно, Гоголь далек от призыва к активному протесту против существующих порядков. Но свое резко отрицательное отношение он выразил вполне определенно.

«Шинель» произвела огромное впечатление как на читателей, так и на литературные круги.

Белинский писал: «...«Шинель» — одно из глубочай­ших созданий Гоголя».

Повесть оставила глубокий след в русской литературе.

Тему «Шинели» непосредственно продолжает и разви­вает роман Ф.М.Достоевского «Бедные люди».

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Гоголь | Распечатать
07.24.2011 / 15:18 - Произведения » Русская литература

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: