Главная » Произведения » Русская литература » Тургенев Иван Сергеевич
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Тургенев Иван Сергеевич

Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (1818-1883)

Творчество И.С. Тургенева — яркое явление не только в исто­рии отечественной литературы, но и в истории общественной мыс­ли. Произведения писателя всегда вызывали бурную реакцию в обществе. Роман «Отцы и дети» «спровоцировал» такую полемику в критике, подобную которой трудно найти в истории русской об­щественной мысли. Писатель в каждом новом произведении откли­кался на социальную жизнь своего времени. Пристальный интерес к актуальным проблемам современности — типологическая харак­теристика тургеневского реализма.

Н. Добролюбов, отмечая эту особенность тургеневского творче­ства, писал в статье «Когда же придет настоящий день?»: «Живое отношение к современности упрочило за Тургеневым постоянный успех у читающей публики. Мы можем смело сказать, что если Тур­генев затронул какой-нибудь вопрос в своей повести, если он изо­бразил какую-нибудь новую сторону общественных отношений, — это служит ручательством за то, что вопрос этот поднимается или скоро поднимется в сознании образованного общества, что эта но­вая сторона… скоро выскажется перед глазами всех».

При такой «живой» связи с временем особенности мировоззре­ния, политических взглядов писателя сыграли не последнюю роль и проявились в созданных им художественных типах «лишнего чело­века» (Рудин, Лаврецкий), «нового человека» (Инсаров, Базаров), «тургеневской девушки» (Лиза Калитина, Наталья Ласунская).

Тургенев принадлежал к лагерю дворян-либералов. Писатель зани­мал последовательную антикрепостническую позицию, ненавидел дес­потизм. Близость в 40-е годы к Белинскому и Некрасову, сотрудничество в 50-е годы с журналом «Современник» способствовали его сближению с передовой общественной идеологией. Однако принципиальные расхо­ждения в вопросе о путях изменения жизни (он категорически отрицал революцию и уповал на реформу сверху) привели Тургенева к разрыву с Чернышевским и Добролюбовым, выходу из журнала «Современник». Поводом к расколу в «Современнике» стала статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» о тургеневском романе «Накануне». Сме­лые революционные выводы критика испугали Тургенева. В 1879 году он писал о своих политических и идейных пристрастиях: «Я всегда был и до сих пор остался „постепеновцем", либералом старого покроя в англий­ском династическом смысле, человеком, ожидающим реформ только свы­ше, принципиальным противником революции".

Сегодняшнего читателя в меньшей мере, чем современников писа­теля, волнует политическая острота его произведений. Тургенев инте­ресен нам прежде всего как художник-реалист, внесший свой вклад в развитие русской литературы. Тургенев стремился к верности и полно­те отражения действительности. В основе его эстетики лежало требо­вание „реальности жизни", он стремился, по его собственным словам, „насколько хватило сил и уменья, добросовестно и беспристрастно изо­бразить и воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет „самый образ и давление времени", и ту быстро изменявшуюся физио­номию русских людей культурного слоя, который преимущественно служил предметом моих наблюдений". Он создал свой стиль, собствен­ную манеру повествования, в которой сжатость, лаконичность изложе­ния не противоречила отражению сложных конфликтов и характеров.

Творчество Тургенева развивалось под воздействием пушкин­ских открытий в прозе. Поэтику тургеневской прозы отличала ус­тановка на объективность, на литературность языка, на сжатый выразительный психологический анализ с использованием прие­ма умолчания. Большую роль в его произведениях играет бытовой фон, данный в выразительных и лаконичных зарисовках. Тургенев­ский пейзаж — общепризнанное художественное открытие русско­го реализма. Лирический тургеневский пейзаж, усадебная поэзия с мотивами увядания „дворянских гнезд" оказали влияние на твор­чество писателей XX века — И. Бунина, Б. Зайцева.

Способность откликнуться на актуальную для эпохи тему, умение создать психологически достоверный характер, лиризм повествователь­ной манеры и чистота языка — основные черты реализма Тургенева. Значение Тургенева выходит за рамки национального писателя. Он был своеобразным посредником между русской и западноевропейской куль­турой. С 1856 года он почти постоянно жил за границей (так сложились обстоятельства его личной жизни), что нисколько не мешало ему, как уже подчеркивалось, быть в гуще событий русской жизни. Он активно пропагандировал русскую литературу на Западе, а в России — европей­скую. В 1878 году он был избран вице-президентом Международного литературного конгресса в Париже, а в 1879 Оксфордский универси­тет присвоил ему степень доктора обычного права. В конце жизни Тур­генев написал стихотворение в прозе „Русский язык", в котором выра­жается сила его любви к России и вера в духовную мощь народа.

Творческий путь И.С. Тургенева по существу начался с публика­ции в журнале «Современник» в 1847 году рассказа «Хорь и Калиныч». Хотя до этого времени он писал стихи и поэмы в романтиче­ском духе («Вечер», «Стено», «Параша»), повести и рассказы («Ан­дрей Колосов», «Три портрета»), только эта публикация ознамено­вала рождение писателя Тургенева.

За свою долгую жизнь в литературе Тургенев создал значительные произведения в разных жанрах эпического рода. Помимо упомянутых антикрепостнических рассказов, он стал автором повестей «Ася», «Пер­вая любовь» и др., объединенных темой судьбы дворянской интелли­генции, и социальных романов «Рудин», «Дворянское гнездо» и др.

Тургенев оставил след в русской драматургии. Его пьесы «На­хлебник», «Месяц в деревне» до сих пор входят в репертуар наших театров. В конце жизни он обратился к новому для себя жанру и создал цикл «Стихотворения в прозе».

«Записки охотника» (1847-1852) (Хорь и Калиныч. Певцы. Бежин луг).

Рассказ «Хорь и Калиныч» — первый из будущего цикла — поя­вился в первом номере журнала «Современник» за 1847 год. Это был первый номер, подготовленный новыми владельцами журна­ла, Некрасовым и Панаевым. Тогда редакция не сумела по достоин­ству оценить рассказ Тургенева: он был напечатан мелким шриф­том в разделе «Смесь» с подзаголовком «Из записок охотника» (та­ким образом название цикла подсказано Тургеневу журналом). Большой успех рассказа у читателей вдохновил автора, и в течение 1847 года, находясь за границей, он написал еще 13 рассказов. Над циклом Тургенев работал с 1847 по 1851 годы, а к 1852 подготовил отдельное издание «Записок охотника».

«Записки охотника» дают картину деревенского и усадебного быта, раскрывают отношения помещиков и крепостного крестьян­ства. Но пристальное внимание современников прежде всего обес­печила их антикрепостническая направленность. Власти также от­реагировали на их появление, увидев в рассказах опасную общест­венную тенденцию. Николай I повелел отправить в отставку пропус­тившего «Записки охотника» цензора кн. Львова «за небрежное ис­полнение своей должности». Тургенев был отдан под полицейский надзор. Общественная значимость рассказов и очерков цикла заклю­чалась не только в разоблачении помещиков-крепостников (один из высокопоставленных чиновников говорил, что помещики «представ­лены вообще в смешном и карикатурном или, еще чаще, в предосуди­тельном для их чести виде»), но и в изображении крестьянских типов. К людям из народа автор испытывает симпатию, бедственное поло­жение русского народа вызывает его сочувствие.

«Записки охотника» — антикрепостническое произведение. Тургенев разоблачает крепостное право как уродливую систему, порождающую жестоких или никчемных помещиков, развращаю­щую душу, тормозящую экономическое и духовное развитие Рос­сии. Сам автор так определял главную идею «Записок охотника»: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был — крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороть­ся до конца, с чем я поклялся никогда не примиряться…».

Рассказы связываются в цикл единством идейного содержания и композиционным приемом — образом рассказчика, проходящего че­рез все рассказы. Рассказчик — охотник, местный помещик, хорошо знающий свой край, а самое главное — глубоко интересующийся жизнью встречающихся ему в охотничьих странствиях людей.

«Хорь и Калиныч» — программное произведение цикла, в кото­ром намечены его основные идеи, опробована форма тругеневско- го «охотничьего» рассказа. Сюжет в нем носит очерковый харак­тер: точно указывается и описывается место действия — Болхов- ский и Жиздринский уезды Орловской и Калужской губернии. Рас­суждения в начале рассказа о типах орловских и калужских мужи­ков, построенные по принципу антитезы, как будто не связанные с сюжетом рассказа, имеют не только этнографическое, чисто очер­ковое значение. В них задается актуальная социальная тема — раз­личие между барщинным и оброчным крестьянством.

В «Хоре и Калиныче» нет событийного развития действия. В рас­сказе показаны встречи героя-рассказчика с помещиком Полуты- киным и его крепостными крестьянами Хорем и Калинычем. Об­раз рассказчика играет в рассказе активную роль: рассказчик ком­ментирует поведение героев, выражает свое отношение к ним. Именно в диалоге с ним раскрываются социально значимые типиче­ские характеры. Иногда для создания характера автору достаточно минимальных художественных средств. Так характер Полутыкина совершенно определенно проясняет его фамилия — он, действитель­но, никудышный бестолковый хозяин, разоряющийся помещик.

Основной интерес для рассказчика представляют крестьяне Хорь и Калиныч, сравнительная характеристика которых позволя­ет автору раскрыть два типа русского крестьянина, показать раз­ные грани русского национального характера. Образы помещика и его крепостных противопоставлены: прямого конфликтного столк­новения между ними нет, но очевидно глубокое различие нравст­венного мира, жизненной позиции. И не в пользу помещика. Кре­стьяне — незаурядные люди. Один — прекрасный практик, другой — натура поэтическая. Публицистическое начало рассказа — рассу­ждения о барщинных и оброчных крестьянах — получает свое раз­витие в образах центральных персонажей.

Хорь — «человек положительный, практический, администра­тивная голова, рационалист». Он добивался разрешения перейти на оброк и по сути экономически самостоятелен. Хорь — тип умно­го, деятельного, предприимчивого русского человека, способного смело идти навстречу новому, правда, его возможности ограниче­ны уродливой крепостнической системой. В раскрытии образа Хоря основную роль играют авторские описания его усадьбы, избы. Вы­разительны предметные детали, вещный мир. Они показывают кре­пость его хозяйства, надежность, устойчивость быта, позволяют увидеть в Хоре созидательные творческие начала русского нацио­нального характера. Портрет Хоря существенно дополняет наше представление о нем. В его фигуре автор подчеркивает основатель­ность. Этот «плечистый и плотный» человек крепко стоит на ногах. А сравнение его лица с лицом Сократа («такой же высокий, шиш­коватый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос») выражает уважение и симпатию автора и одновременно усиливает антикрепостнический пафос рассказа. Но этот умный, сильный че­ловек Хорь находится в положении раба. Такова реальность рос­сийской действительности.

Калиныч — полная противоположность Хорю внешне и внутрен­не. Он «человек самого веселого, самого кроткого нрава», возвы­шенная натура. Находясь в полной зависимости от помещика, каж­дый день должен сопровождать его на охоту. Он совсем забросил собственное хозяйство. Калиныч близок к природе, трогателен в своей привязанности к Хорю: принес ему букетик земляники. Про­тивопоставляя героев, автор видит в каждом из них замечательные черты народного характера.

Рассказ «Певцы», написанный в начале 50-х годов, соединяет очерковые и новеллистические черты. И хотя повествование ве­дется от лица рассказчика и содержит очерковые элементы, в ос­нове сюжета рассказа — событие. Состязание певцов — централь­ная часть повествования. В рассказе помимо главных персонажей — Якова-Турка и рядчика из Жиздры — множество других геро­ев, составляющих живописную многофигурную композицию. Обогащаются художественные средства раскрытия характера. Кроме выразительных портретных деталей, авторских характери­стик, Тургенев дает рассказ о прошлом героев (такова история жизни Могарыча, Оболдуя). Представление о персонажах углуб­ляется и с движением сюжета. Эпический фон основного собы­тия несет важную идейную нагрузку.

Тургенев показал в рассказе необычайную талантливость рус­ского человека. Творческое духовное начало в «лучшем певце око­лотка» Якове-Турке побеждает вокальное мастерство самоуверен­ного рядчика. Показывая замерших в волнении слушателей, рас­сказчик как бы сливается с ними и передает в своих словах пере­живания и чувства, охватившие всех: «Он пел, совершенно поза­быв и своего соперника, и всех нас… Русская, правдивая, горячая душа хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны». Выбор песни многозначителен. Песня «Не одна во поле дорожень­ка пролегала…» действительно созвучна судьбе русского народа. В ней — «и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная грустная скорбь».

Тургенев  — реалист, он не идеализирует героя: в заключитель­ной части рассказа автор видит безобразное всеобщее пьянство. И Яков, совсем недавно воспарявший духом, потрясший всех сво­им дивным пением, как и все, погрузился в мрак тяжелого разгу­ла. Писатель не уходит от снижающих образ героя подробностей: «С обнаженной грудью сидел он на лавке и, напевая осиплым го­лосом какую-то плясовую, уличную песню, лениво перебирал и щипал струны гитары. Мокрые волосы клочьями висели над его странно побледневшим лицом». Ничего не осталось от его оду­хотворенного волнения. Безобразная действительность разруши­тельно воздействует на судьбу таланта в России, и в этом еще один приговор крепостничеству.

«Бежин луг» — поэтичный рассказ о русской природе и детской душе. В этом рассказе очерковое начало уступает место лирическо­му повествованию. Тургенева интересует нравственный мир людей из народа. С большой симпатией автор воссоздает образы пяти кре­стьянских мальчиков, собравшихся июльской ночью у костра и рас­сказывающих друг другу страшные истории. Природа в «Бежином луге» перестает быть фоном действия, она становится средством косвенной характеристики героев. Картины летней природы, об­рамляющие рассказ, полны лирической выразительности и как бы одухотворяют характеры мальчиков. А их фантастические истории, легенды, поверья полны яркой образности, поэтичности. Таинст­венный мир их фантазий, мир природы и реальный мир сливаются в единое целое в душах мальчиков. Душа народа, сродни природе, поэтична и таинственна.

В «Записках охотника» И.С. Тургенев выступил как художник острой социальной антикрепостнической проблематики и раскрыл в живых крестьянских типах особенности национального характе­ра. Велика роль описаний природы в рассказах. Природа является средством раскрытия характера, внутреннего мира и душевного со­стояния персонажей.

Роман «Отцы и дети»

Название романа Тургенева никак не связано с противопостав­ленностью героев в семейно-возрастном плане. В романе художест­венно осмысляется идейная борьба эпохи: антагонизм позиций ли­беральных дворян («отцов») и разночинцев-демократов («детей»).

Добролюбов еще в 1859 году, размышляя об общественной си­туации в России, иронически характеризовал поколение сороковых годов как «мудрую партию пожилых людей… с высокими, но не­сколько отвлеченными стремлениями». «Говоря „пожилые", — за­мечал критик-демократ, — мы везде разумеем людей, которые про­жили свои молодые силы и уже не умеют понимать современное дви­жение и потребности нового времени; такие люди встречаются и между двадцатипятилетними». Там же Добролюбов размышляет и о представителях «нового» поколения. Они отказываются от прекло­нения перед возвышенными, но абстрактными принципами. «Их последняя цель не совершенная рабская верность отвлеченным выс­шим идеям, а принесение „возможно большей пользы человечест­ву", — пишет критик. Полярность идейных установок очевидна, про­тивостояние „отцов" и „детей" назрело в самой жизни. Чуткий к со­временности Тургенев-художник не мог на него не откликнуться. Столкновение Павла Петровича Кирсанова как типичного предста­вителя поколения 40-х годов с Евгением Базаровым, носителем но­вых идей, неизбежно. Их основные жизненные и мировоззренче­ские позиции выявляются в диалогах-спорах.

Диалоги занимают в романе большое место: их композиционное господство подчеркивает идейный, мировоззренческий характер основного конфликта. Тургенев, как уже отмечалось, по своим убе­ждениям был либералом, что не помешало ему показать в романе несостоятельность героев — дворян-либералов во всех сферах жиз­ни. Писатель определенно и достаточно жестко оценивал поколе­ние „отцов". В письме к Случевскому он отмечал: „Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вер­нее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко? Они луч­шие из дворян — и именно потому и выбраны мною, чтобы дока­зать их несостоятельность". Отец братьев Кирсановых — боевой генерал 1812 года, человек простой, даже грубый, «всю жизнь тя­нул свою лямку». По-иному складывается жизнь его сыновей. Ни­колай Петрович, вышедший из университета в 1835 году, начал службу по протекции отца в «министерстве уделов». Однако вско­ре после женитьбы ее оставил. Лаконично, но емко автор расска­зывает о его семейной жизни: «Супруги жили очень хорошо и тихо, они почти никогда не расставались. Десять лет прошло как сон… И Аркадий рос да рос — тоже хорошо и тихо». Повествование окра­шено мягкой авторской иронией. Никаких общественных интере­сов у Николая Петровича нет. Университетская юность героя про­ходила в эпоху николаевской реакции, и единственной сферой при­ложения его сил стала любовь, семья. Павел Петрович, блестящий офицер, оставил карьеру и свет из-за романтической любви к зага­дочной княгине Р. Отсутствие социальной активности, социальных задач, отсутствие навыков ведения хозяйства ведет героев к разоре­нию. Николай Петрович, не зная, где добыть деньги, распродает лес. Будучи человеком мягким по натуре, либеральных убеждений, он пы­тается реформировать хозяйство, облегчить положение мужиков. Но его «ферма» не дает ожидаемых доходов. Автор замечает по этому по­воду: «Их хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева». Выразительно и многозна­чительно описание убогих деревень, мимо которых проезжают герои в начале романа. Природа под стать им:«Как нищие в лохмотьях стоя­ли придорожные ракиты с ободранною корою и обломанными ветвя­ми…». Возникала печальная картина русской жизни, от которой «серд­це сжималось». Все это — следствие неблагополучия общественного устройства, несостоятельности помещичьего класса, в том числе и субъективно весьма симпатичных братьев Кирсановых. Упование на силу аристократии, высоких принципов, столь дорогих Павлу Петро­вичу, не поможет изменить социально-экономическое положение России. Болезнь зашла далеко. Нужны сильные средства, революци­онные преобразования, считает «демократ до конца ногтей» Базаров.

Базаров  — центральный персонаж в романе, именно он герой времени. Это человек дела, материалист-естественник, демократ- просветитель. Личность по всем параметрам антагонистически про­тивопоставленная братьям Кирсановым. Он из поколения «детей». Однако в образе Базарова в большей мере сказались противоречия мировоззрения и творчества Тургенева.

Политические взгляды Базарова содержат некоторые черты, при­сущие лидерам революционной демократии 60-х годов. Он отрицает общественные устои; ненавидит «барчуков проклятых»; стремится «место расчистить» для будущей правильно устроенной жизни. Но все- таки определяющим в его политических взглядах был нигилизм, кото­рый Тургенев отождествлял с революционностью. В письме к Случев- скому он так и писал: «…и если он называется нигилистом, то надо счи­тать: революционером». Нигилизм был крайним течением в револю­ционно-демократическом движении и неопределяющим его. Но аб­солютный нигилизм Базарова по отношению к искусству, любви, при­роде, душевным переживаниям был авторским преувеличением. Та­кой степени отрицания не было в мировоззрении шестидесятников.

Базаров привлекает своим стремлением к практической деятель­ности, мечтает «обломать много дел», правда, каких именно, мы не знаем. Его идеал — человек дела. В имении Кирсановых он постоянно занимается естественнонаучными опытами, а приехав к родителям, начинает лечить окрестных крестьян. Для Базарова важна сущность жизни, потому он так пренебрежительно относится к ее внешней сто­роне  — своей одежде, внешнему облику, манере поведения.

Культ дела, идея пользы порой превращаются у Базарова в го­лый утилитаризм. По направленности мировоззрения он ближе к Писареву, чем к Чернышевскому и Добролюбову.

Противоречивы отношения Базарова с простым народом. Несо­мненно, он ближе к нему, чем надушенный, чопорный Павел Петро­вич, но мужики не понимают ни его поведения, ни его целей.

Базаров показан Тургеневым в чуждой для себя среде, у него, по сути дела, нет единомышленников. Аркадий — временный попутчик, попавший под влияние сильного друга, его убеждения поверхностны. Кукшина и Ситников — эпигоны, пародия на «нового человека» и его идеалы. Базаров одинок, что делает его фигуру трагической. Но есть в его личности и внутренний диссонанс. Базаров провозглашает цель­ность, но в его-то натуре ее как раз и нет. В основе его мировоззрения лежит не только отрицание признанных авторитетов, но и уверенность в абсолютной свободе собственных чувств и настроений, убеждений. Именно эту свободу он демонстрирует в споре с Павлом Петровичем после вечернего чая, в десятой главе романа. Но вот встреча с Одинцо­вой и любовь к ней неожиданно показывают ему, что этой-то свободы у него и нет. Он оказывается бессилен совладать с тем чувством, само существование которого он так легко и смело отрицал. Будучи идей­ным максималистом, Базаров не способен отказаться от своих убеж­дений, но и победить свое сердце он не в силах. Эта раздвоенность причиняет ему огромные страдания. Собственные чувства, жизнь сердца нанесли страшный удар по его стройной мировоззренческой системе. Перед нами уже не уверенный в себе человек, готовый к раз­рушению мира, а, как говорил Достоевский, «беспокойный, тоскую­щий Базаров». Смерть его случайна, но в ней проявилась жизненная закономерность. Мужество Базарова в смерти подтверждает незауряд­ность его натуры и даже героическое начало в нем. «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать подвиг», — писал Писарев.

Тургеневский роман о герое времени, «новом человеке» База­рове написан с безукоризненным мастерством. Прежде всего оно проявилось в создании образов персонажей. Аналитический порт­рет героя дает его емкую социально-психологическую характери­стику. Так, «красивая рука с длинными розовыми ногтями, рука, казавшаяся еще красивее от нежной белизны рукавичка, застегну­того одиноким крупным опалом…»подчеркивает аристократизм Павла Петровича, вместе с другими деталями портрета указывает на романтический характер этого персонажа. «Длинный балахон с кистями» и «обнаженная красная рука», которую Базаров не сразу подает Николаю Петровичу, — эти портретные детали красноре­чиво говорят о демократизме Базарова и его независимости.

С большим мастерством автор передает своеобразие речи пер­сонажей. Плавная и любезная речь Николая Петровича говорит о его мягкости, о деликатности натуры. Речь Павла Петровича над­менна, намеренно архаизирована, а когда он говорит о чуждом и даже враждебном ему Базарове — презрительна и груба. Богата и разнообразна речь Базарова. Так, в разговоре с Павлом Петрови­чем «этот лекарский сын не только не робел, но даже отвечал отры­висто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое». По-другому, очень внимательно и умно, он разговарива­ет с Одинцовой. В речи Базарова много естественнонаучных тер­минов, он привык называть вещи своими именами.

Особую роль в романе играет пейзаж, который, как всегда у Тур­генева, необычайно выразителен. Реалистические картины приро­ды в романе связаны с действием, то составляя его фон, то создавая настроение. Пейзаж кладбища в эпилоге романа передает опреде­ленное настроение и вызывает философские размышления. Он психологичен и философичен.

В манере повествования Тургенев стремился к лаконичности, но сжатая форма повествования не помешала автору раскрыть глу­бокие и масштабные проблемы своего времени. Роман «Отцы и дети» — одно из лучших произведений И.С. Тургенева.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Тургенев | Распечатать
06.29.2012 / 14:27 - Произведения » Русская литература

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: