Главная » Произведения » Русская литература » Фет Афанасий Афанасьевич
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Фет Афанасий Афанасьевич

Афанасий Афанасьевич ФЕТ (1820-1892)

А.Фет сказал о своем современнике, удивительном лирике и мыслителе Ф. Тютчеве, вернее, о только что вышедшем томике его стихов: «Вот эта книжка небольшая / Томов премногих тяжелей». То же самое можно сказать и о творчестве самого Фета, лириче­ские шедевры которого не потерялись среди неисчислимого богат­ства русской поэзии как XIX, так и XX века. Напротив, в каждую новую эпоху они открывают перед читателем особый смысл, новиз­ну содержания и формы.

А. Фет не выходил за пределы так называемых «вечных тем» по­эзии, несмотря на то, что жить ему привелось в эпоху социальных спо­ров и бурь — в 60 — 70-е годы XIX века. Тем не менее в его поэзии во­площен весь XIX век, но по-особому, с чисто художественной, эстети­ческой стороны. Начав творческий путь с подражания своим великим предшественникам, в первую очередь, Пушкину и Жуковскому, он в своих последних стихах затрагивал такие темы, использовал такие приемы, которые современникам были непонятны и порой смешны, и лишь через два десятилетия символисты увидели в Фете своего пред­течу и учителя. В его творчестве мы увидим и верлибр, которого в рус­ской литературе просто не было («Я люблю многое, близкое сердцу...»), и смелые метафоры, объединяющие в один неповторимый образ звук и цвет, дух и материю («как мошки зарею, крылатые звуки толпятся»), и завораживающую музыкальность ассонансов и аллитераций, смеловое сочетание разных ритмов, не свойственное традиционной сил- лабо-тонике, распространенной тогда в русской поэзии.

Лирика

(«Одним толчком согнать ладью живую...». «На заре ты ее не буди...». «Кот поет, глаза прищуря...». «Ярким солнцем в лесу пла­менеет костер...». «Сияла ночь. Луной был полон сад...». «Шепот, робкое дыханье...»).

Путь А. Фета к творческому совершенству шел стремительно. Толь­ко первый его сборник — «Лирический пантеон» — можно считать под­ражательным. Уже следующие его стихи и циклы: «Элегии и думы», «Осень», «Снега», «Мелодии» — говорят о формировании поэтическо­го таланта необыкновенной силы и своеобразия. Это поэзия, воспеваю­щая красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жиз­ни, единство природы и человека, личности и мироздания:

И как в росинке чуть заметной

Весь солнца лик ты узнаешь,

Так слитно в глубине заветной

Все мирозданье ты найдешь.

(«Добро и зло»)

В старости А. Фет, выйдя в отставку после 25 лет военной службы, поселился в собственном имении в Курской губернии. Он много чита­ет: и книги по философии, и мировую поэзию, — занимается перевода­ми античных авторов, размышляет о вечном. Последний его сборник носит название «Вечерние огни». Сожалея о быстротечности жизни и страшась, как и все люди, ее неизбежного и таинственного окончания, он все же благословляет все живое и обладает той же зоркостью взгля­да и остротой чувств, как и в молодости:

...Что жизнь и смерть?

А жаль того огня,

Что просиял над целым мирозданьем

И в ночь идет, и плачет, уходя...

Покуда на груди земной

Хотя с трудом дышать я буду,

Весь трепет жизни молодой

Мне будет внятен отовсюду.

(1890)

Одной из центральных тем поэзии А. Фета является тема приро­ды. Функции пейзажа у Фета, можно сказать, универсальны. Мно­жество стихов посвящены зарисовкам различных состояний рус­ской природы, обычных и незаметных, но как бы увиденных в пер­вый раз. Подготавливая свои стихи к изданию, Фет расположил их, подчиняя смене времен года (циклы «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Вечера и ночи»). Природа рождает его вдохновение в са­мых различных ее проявлениях — это и целостная картина миро­здания («Тихая звездная ночь» (1842), «На стоге сена...», и крошеч­ная деталь окружающего поэта знакомого и привычного мира («Зре­ет рожь над жаркой нивой» (конец 50-х), «Ласточки пропали...» (1854), «Кот поет, глаза прищуря» (1842), «Колокольчик» (1859), «Первый ландыш» (1854) и др.).

Кроме того, природа является точкой опоры, точкой отсчета, от которой начинаются и философские размышления о жизни и смер­ти, и утверждение бессмертной силы искусства, и ощущение воз­рождающей силы любви.

Мир в лирике Фета полон шорохов, звуков, которые человек с менее утонченной душой не услышит. Даже «у дыханья цветов есть понятный язык». Он слышит, как «плачась, комар пропоет / Свалит­ся плавно листок», как обрывает жужжание майский жук, внезап­но налетевший на ель:

Слух, раскрываясь, растет,

Как полуночный цветок.

(«Жду я, тревогой объят...»)

(1886)

Фет научился видеть разнообразную, полную высокого значе­ния жизнь в каждой травинке и листочке, в каждой мошке и росин­ке и стремится поделиться этими наблюдения с целым миром:

...Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало,

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой...

(«Я пришел к тебе с приветом...»)

(1843)

Свобода ассоциаций, умение уловить самые трепетные чувства и ощу­щения позволяют Фету создать образы, удивляющие одновременно своей точностью и фантастичностью. Таково стихотворение «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер» (1859). Огонь — одна из первооснов бытия — не просто сравнивается с солнцем, он заменяет его, образуя как бы вторую реальность, споря с ночью, согревая сердце путника и весь окружающий мир: можжевельник, ели, стоящие на опушке. Тепло и живой, земной свет костра для исстрадавшегося путника ближе и ярче далекого и бесчувст­венного светила, равнодушно освещающего все вокруг:

Я и думать забыл про холодную ночь, —

До костей и до сердца прогрело.

Что смущало, колеблясь, умчалося прочь,

Будто искры в дыму, улетело...

Как истинное произведение искусства, это стихотворение зага­дочно, многозначно. Костер в ночном лесу — это символ, рождаю­щий многочисленные ассоциации. Смысл стихотворения дробит­ся, расширяется и углубляется. Из пейзажной зарисовки рождает­ся философское осмысление природы в ее смене дня и ночи, а от­сюда нити протягиваются к постижению смысла человеческого су­ществования во всей сложности этой проблемы.

Такой многозначностью, выразительностью и глубиной обладает по­давляющее большинство стихотворений Фета, о чем бы они ни говорили.

Тема любви, вечная тема поэзии, в творчестве Фета также полу­чила необычную трактовку. В его стихах трудно определить адреса­та, как это можно сделать применительно к любовной лирике Пуш­кина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова и др., хотя биографы Фета отмечают одну большую любовь его жизни — юношеское чувство к Марии Лазич, погибшей совсем молодой при трагическом стечении обстоятельств. Отзвуки этого чувства иногда звучат в его стихах («Старые письма»: «Солнца луч промеж лип», «Долго снились мне вопли рыданий твоих...», «Ты отстрадала...»). Но в целом его стихи о любви импрессионистичны. В центре внимания сам лирический ге­рой. Именно нюансы его переживаний и выражает любовная лири­ка Фета. Образ возлюбленной во многом условен: «голос ласковый, нежный цвет ланит, блеск кудрей, спадающих на плечи, влево бегу­щий пробор». Главное — сам влюбленный, фиксация его состояния, на которое отзывается вся природа. Когда лирический герой в вол­нении ждет возлюбленную в ночном саду, даже птицы перестают петь: «Хрипло подругу позвал / Тут же у ног коростель». Это не ко­ростель охрип, это у поэта от волнения пересохло в горле, и он рас­пространяет это ощущение на все окружающее.

Признанным шедевром лирики А. Фета является стихотворение «Шепот, робкое дыханье...» (1850), в котором сконцентрировались многие характерные особенности его поэтики. Стихотворение состо­ит из одних назывных предложений. Согласно законам языка, суще­ствительные, из которых состоят назывные предложения, передают статичную картину того, о чем они говорят, ведь именно глаголы, не­сущие семантику действия, способствуют динамике повествования. Удивительным, чудесным способом у Фета получается все наоборот. 12 строчек рисуют картину страстного любовного свидания от пер­вых секунд встречи поздним вечером, когда с волнением влюбленных совпадают первые трели соловья, до разлуки на рассвете, когда «в дым­ных тучах» появляются первые предвестники утра: «пурпур розы, от­блеск янтаря». Вечное движение природы передается через лаконич­ные цветовые детали: «Свет ночной, ночные тени. Тени без конца. / Ряд волшебных изменений/ Милого лица». Динамика времени ощу­щается благодаря словам «без конца», «ряд волшебных изменений».

Очень важное место в поэзии А. Фета занимает тема искусства. Искусство и вечность для него синонимы (ст. «Венера Милосская» (1856). Вечно искусство, не только запечатленное в мраморе, но и в таких «невещественных» средствах, как музыка и слово. В стихо­творении «Сияла ночь. Луной был полон сад...» (1877) дивное пение женщины рождает в поэте мысли о вечности, о великом значении искусства, способного примирить и объединить людей своей непо­стижимой красотой:

...Жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

Говоря о собственном творчестве, А. Фет постоянно подчеркивал что это процесс подсознательный, чем вызывал насмешки и неодоб­рение современников и благодарное понимание потомков. Послед­нее четверостишие стихотворения «Я пришел к тебе с приветом...» не одобрял даже И.С. Тургенев за декларацию поэзии как творчест­ва, передающего бессознательные, безотчетные порывы души:

...Не знаю сам, что буду

Петь — но только песня зреет.

Безотчетность эта только на первый взгляд необъяснима. На самом деле она — свидетельство полнейшего растворения поэта в природе, в окружающем мире, способность пропустить его через себя, понять и выразить, «чужое вмиг почувствовать своим». Стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую...» является программным для Фета. В немногих строках его перечислены те признаки истинной поэзии, ко­торые не потеряли значения и для настоящего времени. Это умение претворить страдание в радость, понять других людей и разделить с ними чувства, увидеть красоту и бесконечность мира:

Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, о чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец —

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак, и венец!

(1887)

Поэт разъясняет свои творческие принципы достаточно логич­но и обоснованно, продемонстрировав свое умение «поверить ал­геброй гармонию», по словам А.С. Пушкина.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Фет | Распечатать
06.29.2012 / 15:58 - Произведения » Русская литература

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: