Главная » Произведения » Русская литература » Лесков Николай Семёнович
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Лесков Николай Семёнович

Николай Семенович ЛЕСКОВ (1831-1895)

Лесков — писатель, по праву занимающий в русской литерату­ре место рядом с такими художниками слова, как Толстой, Турге­нев, Достоевский, Гоголь, Гончаров. Талант его самобытен, литера­турная судьба сложилась не просто. При жизни он не был по досто­инству оценен современниками, и только в XX веке вполне откры­лось его художественное достоинство. Сила Лескова по сравнению с другими русскими писателями не в изобразительности, а в необык­новенном умении слышать человека, «плести», по словам Горько­го, «нервное кружево разговорной речи». Особенность эта непо­средственно связана с его редким опытом практического познания народной жизни. Он привел в литературу множество героев, по сути «всю Русь», в пестроте ее социального состава и в огромной про­странственной протяженности. У него гоголевские масштабы от­ношения к пространству — не петербургские углы, а многочислен­ные «углы», «норы», «отдаленные уголки» России. Интерес к жи­вой жизни, к каждому человеку определяет особенности лесков- ской поэтики — сказ как главный способ повествования, то есть установка на живую устную речь, на персонажа, на «постановку голо­са». По замечанию Горького, много сделавшего для верной оценки Лес­кова, он писал «не о мужике, не о нигилисте, не о помещике, а всегда о русском человеке, о человеке данной страны. Каждый его герой — зве­но в цепи людей, в цепи поколений, и в каждом рассказе Лескова вы чувствуете, что его основная дума — дума не о судьбе лица, а судьбе России». Главная тема его творчества — национальный характер, его противоречивость, соединение патриархальной наивности и жизненной активности, его нравственные и социальные возможности.

«Очарованный странник»

О житийной литературе напоминает то, что герой — «молитвен­ный сын» и его путь от греха убийства к покаянию и монастырю. Пророческие видения и сны тоже сближают повесть с этим видом древней литературы.

Тема богатырства задана уже в портрете Ивана Северьяныча: «... он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедуш­ку Илью Муромца... Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а си­деть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как «смолой и земляникой пахнет темный бор». Кони, ко­торых знает, любит и понимает Иван Северьяныч, тоже из богатыр­ской темы. Слова, которыми он бранит своего коня: «Стой, собачье мясо, песья снедь», — как будто взяты из былины об Илье Муром­це. Еще один мотив характерен для былины — поединок с воином- басурманином (схватка с татарином Савакиреем).

Мотив странствий героя по свету напоминает и о романе приклю­чений, герой которого странствует в поисках подвигов, и о гомеров­ской «Одиссее». Первоначальное название повести «Черноземный Телемак» (Телемак — сын Одиссея) — отсылка к гомеровскому эпосу.

Эта жанровая сложность не случайна. Лесков постоянно соеди­няет национальный характер, органично русский, взятый из самой глубины русской жизни, с мировой литературой, с вековыми об­разами. В его повестях, романах и хрониках мы встречаем и рус­ского Дон Кихота, и русского Гамлета. В «Очарованном странни­ке» мы найдем отражение и некоторых образов и коллизий русской литературы XIX века: о «Кавказском пленнике» напоминает эпизод пребывания Флягина в татарском плену, история Печорина и Бэлы отражена в истории князя и цыганки Груши.

Для читателя, привыкшего к сюжету и композиции произведе­ний XIX века, непривычным оказывается их устройство в повести Лескова. Вместо единого сквозного сюжета перед нами, как заме­чал русский критик Н.К. Михайловский, «целый ряд фабул, нани­занных, как бусы на нитку... Каждая бусина сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно еще сколько угодно бусин нанизать на эту же нитку». Каждый эпизод, состав­ляющий повесть, имеет свой собственный сюжет, со своими пер­сонажами, не повторяющимися в других эпизодах, за исключени­ем, конечно, самого Флягина. Отдельными эпизодами являются: убийство Флягиным попика; спасение семьи графа; наказание за месть графининой кошки; служба в няньках; поединок с Савакиреем и татарский плен; возвращение в Россию; служба при князе и история с Грушенькой; солдатская служба; скитания и приход в мо­настырь. Кроме того, повествование Ивана Северьяныча введено в обрамляющую «рамку» рассказа о путешествии на пароходе, и она имеет особый смысл. Иван Северьяныч предстает «вечным» стран­ником, о своей «пространной жизненности» он рассказывает в пути, монастырь не оказался окончательным его прибежищем; движу­щийся пароход с разными людьми на нем становится расширитель­ным образом России, находящейся в пути; кроме того, рассказ Ива­на Северьяныча может осуществиться только в ситуации общения, обращенности к другим людям. Другой человек — слушающий, вос­принимающий, отвечающий — необходимое условие в мире Лес­кова, которому принципиально чужд индивидуализм.

Образ эпизодов-бусин, нанизанных на одну нитку, о котором упоминалось раньше, емок и справедлив, но Михайловский допус­кает одну неточность: их отнюдь нельзя произвольно вынуть и за­менить, в сюжетной последовательности эпизодов есть свой смысл. Как характеризует Ивана Флягина эпизод с убийством попика? В нем проявляются характернейшие его черты — неразмышляющая удаль, размах сил, не знающих удержу и не сознающих себя. И в следующем эпизоде спасения графской семьи проявляется по сути то же самое. Убийство или спасение — не важно для Ивана. И в том и в другом случае стихийно, не рассуждая, действует его богатыр­ская сила. Эпизоды как бы подчеркивают отсутствие нравственных ориентиров в действиях героя. В эпизоде с кошкой эти крайности соединяются вместе: и выхаживание «голубятков», и жестокое истя­зание кошки равно характерны для Ивана Северьяныча, в котором природная доброта уживается с бессмысленной жестокостью. Он безогляден в своем удальстве — в эпизоде с Савакиреем это прояв­ляется особенно ярко. Но все меняется в кульминационном эпизо­де повести — в эпизоде с цыганкой Грушей. Прежняя «очарован­ность» красотой, которая была знаком его эстетической утончен­ности («истинным художником» называет его князь) и которая рас­пространялась лишь на природную, стихийную красоту силы и воли, явленную в лошадях, изменяется, приобретает иной, нравственный характер. В Груше он любит не только внешнюю красоту, он любит ее душу, он готов себя отдать за ее счастье. И темное убийство, которое он совершает по ее просьбе, ничуть не похоже на первое его молодеческое убийство попика или на богатырское убийство Савакирея. Отныне путь его, раньше не имеющий направления (судьба распоряжалась Флягиным), получает нравственную направ­ленность. Солдатская служба за другого, подвиг, монастырь, а в будущем вновь солдат («Мне за народ очень помереть хочется», — говорит он) — этапы этого пути.

Устройство сюжета — многочисленность эпизодов, создающих образ огромной и многообразной жизни, в которой не тесно тако­му герою, как Флягин. Он занимается разными делами на земле — конюх, дрессировщик, конэсер, солдат, пленник, справщик, теат­ральный черт, послушник в монастыре — но везде остается собой. Жизненная активность — главное качество его натуры, наиболее важное для Лескова, который сказал когда-то: «Проклятие лежит на всякой неподвижности».

Богатство и многогранность героя выражает и повествование Лескова — сказ. Сказ — ориентирование на устную, не литератур­ную речь человека из народа; в манере говорить проявляется весь человек. Даже состав речи Флягина говорит о богатстве его возмож­ностей. Сюда входят слова церковного стиля («иерей слабый, тво­рящий житие с небрежением», стратопедарх, проскомидия, толцытеся; помолился за вся христианы); специальная лексика (ремон­тер, форейтор); просторечие (из ундеров, спознался); фольклорный стиль («Стой, собачье мясо, песья снедь!» — он на колени передо мною и пал») и, наконец, его собственные, индивидуальные слово­сочетания («обширная протекшая жизненность», «не сравниться по ездовой добродетели», один из коней «с астрономией был — как только его сильно потянешь, он сейчас голову кверху дерет и прах его знает куда на небо созерцает»), свидетельствующие о громад­ной творческой потенции простого человека.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Лесков | Распечатать
06.29.2012 / 16:07 - Произведения » Русская литература

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: