Главная » Произведения » Русская литература » Блок Александр Александрович
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Блок Александр Александрович

Александр Александрович БЛОК (1880-1921) — выдающийся представитель отечественной культуры XX века. Он выразил драматизм своего времени в поэзии, критике и публицистике. Анна Ахматова писала: «Блок — трагический тенор эпохи». Чутко воплотив в поэзии со­временность, он не остался памятником культурно-исторической эпохи: его искусство живет во времени, а роль в истории русской литературы только возрастает. В последние десятилетия в нашем литературоведении появляются новые фундаментальные исследо­вания о творчестве поэта, публикуется мемуарная литература о Бло­ке. Важно, изучая творчество Блока, не замыкаться в проблемати­ке и литературной ситуации его времени, не связывать его поэзию исключительно с обстоятельствами частной жизни. Необходимо увидеть общечеловеческое содержание его поэзии и истинный мас­штаб художественных открытий. Справедливы слова известного литературоведа Г. Гуковского: «Блок... — это гениальный поэт в пол­ном смысле слова... Общий смысл его искусства возникает из веко­вой истории социальной действительности и эстетического созна­ния и обращен в вековое будущее».

Блок воспитан на традициях русской классики. Огромное влияние на него оказало творчество В.А. Жуковского, А. Фета, Я. Полонского. Но в литературу он вошел как поэт-символист. Его творческие поиски связаны с поколением младосимволистов (Вяч. Иванов, А. Белый, С.Со­ловьев, Эллис, Ю. Балтрушайтис), испытавших сильное воздействие философских и историко-культурных идей религиозного философа Вл. Соловьева. А.Блок прошел сложный путь творческих и духовных исканий. Несмотря на эволюцию тем, мотивов, принципов поэтики, лирика Блока — единое целое, раскрывающее своеобразие миро­восприятия и мастерства выдающегося русского художника XX века. Блок — подлинно лирический поэт и удивительно точны слова Ю.Ты­нянова: «Блок — самая большая лирическая тема Блока».

Лирика («Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...», «Девушка пела в церковном хоре...». Осенняя воля. Русь. Россия. Незнакомка. «О вес­на, без конца и без краю...». «О доблестях, о подвигах, о славе...». На поле Куликовом. На железной дороге. Коршун. «О, я хочу бе­зумно жить...». «Грешить бесстыдно, непробудно...». Пушкинско­му дому («Имя Пушкинского Дома...»)

Свою лирику Блок назвал «романом в стихах», «трилогией вочело­вечения». Лирический герой проходит мучительный путь «...от мгнове­ния слишком яркого света — через непроходимый болотистый лес к отчаянью, проклятьям, «возмездию» — к рождению человека «общест­венного», художника, мужественно глядящего в лицо миру» (из письма Блока А. Белому). Первая книга лирической трилогии «Стихи о Прекрас­ной Даме» (1904) воплотила соловьевскую тему Мировой Души, Веч­ной Женственности как духовного начала мира. Основное содержание первой книги, всех ее циклов («Ante Lucem», «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья») — мистико-философское. Поэт создает романтико- символический мир, в котором противопоставляются «земное» и «небесное» и герой которого напряженно ищет свой идеал.

Лирический герой, претворенный в образах отрока, инока, от­шельника, рыцаря Прекрасной Дамы, с огромным напряжением ждет великой встречи. Прекрасная Дама возвышенно именуется то Ясная, то Вечная Жена, то Ты. Герой отказывается от ненужной реальности и как истинный романтик устремлен в мистическую даль. Предчувствие встречи пронизывает стихи этой книги. Мотив ожидания придает стихам эмоциональную силу. Романтическая со­средоточенность на одном чувстве выражена в стихотворении «Предчувствую тебя. Года проходят мимо...» (1901). Поэт ощуща­ет, что «близко появленье», что «лучезарность близко», и в то же время томится ожиданием, возникает мотив тревоги, катастрофы. Ритмический строй стиха передает напряженность ожидания. Сти­ху Блока присущ музыкальный строй, метафоричность языка.

Вторая часть трилогии охватывает творчество поэта 1904—1908 го­дов. В ней выделяются такие циклы, как «Город», «Снежная маска», «Вольные мысли». Поэт обращается к реальности, видит противо­речия и драматизм происходящего. В стихах появляются социаль­ные мотивы («Фабрика», «Сытые»), урбанистическая тема. В цик­ле «Город» Блок создает образ города, враждебного прекрасному, в нем царит пошлость, «край небесный распорот, переулки гудят». Художественный мир усложняется, возникают образы стихий — природной, урбанистического хаоса, любви. Меняется символика цвета: лазурь, золото, белый цвет уступают место грязно-красным и синим тонам.

«Незнакомка» (1906) — стихотворение, показательное для вто­рого периода творчества. Двухчастная композиция абсолютно со­ответствует романтическому двоемирию лирического героя. Час­ти противопоставлены по принципу контраста. Контрастны содер­жание, ритмический строй, лексика, образные средства двух час­тей. В первой части стихотворения иронически сниженно изобра­жается пошлая современность. Раздражающий звуковой ряд («дет­ский плач», «женский визг», «скрип уключины»), непоэтический язык — «пьяницы», «лакеи сонные торчат», очевидно сниженные традиционные поэтические образы. Например, Луна («в небе ко все­му приученный бессмысленно кривится диск»). Все это создает кар­тину безобразного мира и уродливых отношений между людьми. Во второй части появляется Незнакомка, зовущая в «очарованную даль». Стих приобретает необыкновенную напевность. Мелодич­ность создается благодаря приему аллитерации (повтор согласного звука) звука «Н» и ассонанса (повтор гласных звуков) звука «А» — «Дыша духами и туманами / Она садится у окна». Незнакомка во­площает манящую тайну, ее образ поэтизируется. Она явилась как чудо в этот пошлый мир. Ее облик зыбок, почти ирреален. Быть мо­жет, она — спасительное начало? Но как прорваться к ней сквозь преграды пошлого мира? На этот вопрос поэт не дает прямого отве­та в данном стихотворении. Образ Незнакомки не поддается одно­значному толкованию.

Контрастная симметричность двух частей стихотворения (в ка­ждой части по шесть строф) выявляет содержательный контраст между реальным и желаемым. Последняя тринадцатая строфа же­стко завершает тему: прекрасная таинственная греза не спасает от безобразного мира. Лирический герой обречен на одиночество.

В этот период захваченности страстями в блоковской лирике появляется и противодействие стихиям. Раздвоенность, ирония сменяются верой в силу жизни.

Важной вехой творческой эволюции поэта стало стихотворение «О, весна без конца и без краю...» (1908).

Эпиграф из стихотворе­ния Лермонтова «Благодарность» подсказывает лирическую тему. Лирический герой принимает жизнь во всех ее проявлениях: «При­нимаю тебя, неудача, / И удача, тебе мой привет!» Даже пред­чувствие «враждующей встречи» не пугает его. Он, как рыцарь, «не бросит щита». Устремленность лирического героя навстречу жиз­ни передается интонацией, преобладанием восклицательных пред­ложений. Снова важнейшую роль играет прием ассонанса (повтор открытого звука «А»).

Хронологические рамки третьего тома блоковской трилогии — 1908—1916 годы. Он открывается циклом стихов «Страшный мир». «Низкие страсти», безысходность, неизбежность возмездия опреде­ляют трагический пафос творчества. Но очевидно и стремление к пре­одолению трагизма. Не случайно такими значимыми оказываются циклы «Ямбы», «Родина». Через приобщение к исторической судьбе России, к эпической теме поэт пытается вырваться из замкнутого круга личностного своеволия и обрести надличный идеал.

Тема Родины проходит через все творчество Блока. В письме к К.С. Станиславскому (1908, декабрь) писал: «...Стоит передо мной моя тема, тема о России... Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это — первейший вопрос, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей созна­тельной жизни».

Уже в первом стихотворении о России «Осенняя воля» (1905) поэт говорит о невозможности жизни без России, ощущает родст­во с ней: «Приюти ты в далях необъятных» / Как и жить и плакать без тебя!» Очевидна связь с лермонтовским стихотворением «Ро­дина». Блоку бесконечно дороги просторы отчизны, грустная доля народа-землепашца: «Над печалью нив твоих заплачу, / Твой про­стор навеки полюблю...» Образ Родины переплетается с образом женщины, что освобождает стихотворение от патетики и сообща­ет ему интимную интонацию.

В стихотворении «Русь» (1906) Родина предстает сказочным за­колдованным царством. Два основных мотива составляют образ Ро­дины: пространственный («Русь опоясана реками / И дебрями ок­ружена...») и волшебно-фантастический («мутный взор колдуна», «ведуны с ворожеями чаруют», «ведьмы тешатся с чертями...»). Некоторая декоративность ключевых образов стихотворения впол­не соответствует романтическому ощущению Родины лирическим героем. Русь — Россия — Родина — великая тайна, загадка. Кольце­вая композиция усиливает ощущение таинственности, скрытой сокровенности. Необъятность ее просторов, «вихрь, свистящий в голых прутьях» укачали «живую душу». Но несмотря на все таинст­венные превращения, ни душа народа, ни душа лирического героя не запятнали «первоначальной чистоты». Стихотворение «Русь» — лирическое, главное в нем не образ Руси, а переживание лириче­ским героем чувства Родины.

Определенная конкретность образа Родины появляется в стихо­творении «Россия» (1908). В нем предстает не волшебный край, а «нищая Россия», ее «серые избы», «расхлябанные колеи...» Тем ост­рее чувство нераздельности судьбы поэта и судьбы Родины, выра­женное в этом стихотворении. Открытая перекличка с лермонтов­ским стихотворением «Родина» (2-я строфа) усиливает это ощуще­ние растворенности в стихии национальной жизни. Обращенность к традиции русской литературы в этой вечной теме в данном про­изведении переводит субъективное переживание героя в эпичес­кий план, создавая временную перспективу. Так, образ Родины сли­вается и даже подменяется образом женщины, совсем по-некрасов- ски (обратите внимание на 5-ю строфу стихотворения). Образ до­роги, «глухой песни ямщика» вызывает ассоциации с образом го­голевской Руси-тройки, и в стихотворение входит тема противоре­чивой, двойственной природы России («прекрасные черты» — и «разбойная краса»), что никак не умаляет чувства любви к России лирического героя:

Твои мне песни ветровые —

Как слезы первые любви!

В тот же цикл «Родина» входит и стихотворение «На железной дороге» (1910). Его можно назвать стихотворной новеллой, сюжет которой напоминает известный эпизод из романа Л.Н. Толстого «Воскресение», да и героиня вызывает ассоциации с Катюшей Масловой, а также с героиней стихотворения Н.А. Некрасова «Тройка». Поэт строит стихотворение на повествовательной ин­тонации скупого рассказа. Ей соответствуют детали, лишенные эмоциональной окрашенности: «ров некошенный», «платформа», «сад с кустами блеклыми», «жандарм», «навес» и др. Эти жизнен­ные реалии как будто подчеркивают равнодушие мира к «краси­вой и молодой» героине, юность которой прошла «в пустых меч­тах изнемогая». В конце стихотворения Блок использует образ большой экспрессивной силы — символическое обобщение оди­ночества, непонятности и трагизма судьбы героини:

Так много жадных взоров кинуто

В пустынные глаза вагонов.

Символичен, конечно же, и сам женский образ. Через него поэт осмысляет горькую и трагическую судьбу своей Родины.

В стихах Блока последнего периода лирическое чувство сосед­ствует с развернутым изображением прошлого и настоящего Рос­сии, с пророческим видением ее будущего. Так, в цикле из пяти сти­хотворений «На поле Куликовом» (1908) поэт обращается к исто­рии. Сюжетно этот цикл связан с событием 1380 года — знамени­той Куликовской битвой. В прошлом он ищет истоки настоящего и будущего. Русь у Блока — страна безбрежных географических про­сторов: ассонанс звука «а» в первой строчке стихотворения «Река раскинулась...» создает ощущение пространства, усиливает семан­тику глагола «раскинулась». Под стать безбрежному пространству Руси духовная мощь ее народа. Стремление к освобождению от мон­голо-татарского ига передается динамичным синтаксисом: «Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами / Степную даль». Сама Куликов­ская битва, по Блоку, символическое событие в русской истории. Это столкновение двух жизненных начал: духовно-нравственного и грубо материального. Победа несомненно принадлежит первому. В двух емких строчках выражена и суть события далекого прошло­го и универсальный закон жизни: «В степном дыму блеснет святое знамя / И ханской сабли сталь...». Стоит обратить внимание на вы­разительную аллитерацию группы согласных «хст». Мы будто слы­шим лязг оружия. Только в нем сила Мамая. На стороне русских воинов — святое знамя освобождения, покровительство Богороди­цы. Духовный максимализм и в будущем потребует от русского че­ловека мужества и стойкости: «Покой нам только снится... » Пер­вое стихотворение — своеобразный пролог темы, в котором заяв­лен ее драматизм. Ритмическая организация стиха — чередование длинных (5-ти, 6-ти-стопных ямбических) строк с короткими (2-х и 3-х-стопными) — играет в этом немаловажную роль.

Начинающиеся со слова «Опять» четвертое и пятое стихотворения цикла — своеобразный эпилог. Новые великие испытания для Родины неизбежны: «Но узнаю тебя, начало / Высоких и мятежных дней». Но поэт верит в огромный духовный потенциал России. не случайно Бо­жья Матерь сопутствует русским воинам на Куликовском поле.

В стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно...» (1914) воз­никает образ страшной России. Поэт использует глаголы в неопре­деленной форме, тем самым подчеркивая обобщенность централь­ного образа. Все грехи и пороки относятся как бы к бесконечному множеству людей, ко всем нам, к России. Блоковское видение Ро­дины беспощадно. Но это Родина, с которой он чувствует не­расторжимую связь. Поэтому так патриотично звучит концов­ка стихотворения:

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

Завершается цикл «Родина» стихотворением «Коршун» (1916). В этом небольшом стихотворении, благодаря точным лаконичным дета­лям, создается достаточно емкий образ России и в своеобразии ее при­роды («пустынный луг»), и в социально-исторической судьбе («Идут века, шумит война», «Расти, покорствуй, крест неси»). Темные, злове­щие начала, довлеющие над Россией, воплощаются в символическом образе Коршуна. Самое кружение его над Россией вызывает чувство тревоги за ее судьбу. Анафора («доколе») двух последних строк стихо­творения усиливает выразительность и драматичность стихотворения. Судьба России остается для поэта загадкой.

Несмотря на различные этапы, сложную эволюцию тем, моти­вов, поэтики, лирика Блока — единое целое, раскрывающее твор­ческий путь и духовные искания, по общему признанию, первого русского поэта XX века. После 1916 года Блок почти не писал стихов. Центральное место в его творчестве этого времени занимает поэма «Двенадцать».

«Двенадцать» (1918)

 «...В январе 1918-ого я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 или в марте 1914. Во время и после оконча­ния «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный («вероятно, шум от крушения старого мира»)», — писал Блок о работе над поэмой. Опубликован­ная в феврале 1918 года, она воспринималась современниками с точки зрения политической оценки поэтом революции. Его недав­ние литературные единомышленники считали поэта «продавшим­ся большевикам».

Большевики поспешили объяснить, что даже поэт-декадент воспел великую революцию. Политическая оценоч- ность преобладает в некоторых исследованиях поэмы до сих пор. Постарайтесь избежать такого подхода. Видимо, главной задачей Блока было показать Россию в революции, дать эпически развер­нутую, многоголосую картину жизни, избегая ее прямой, тем бо­лее политической оценки. В двенадцати главах поэмы, как в подлинно эпическом произведении, разворачиваются события времени, дейст­вуют его герои. Цветовой контраст в начале поэмы: «Черный вечер./ Белый снег», — проходит через всю поэму, подчеркивая трагический разлом русской жизни на два непримиримых мира. «Вековая распря белой и черной кости не может кончиться бескровно. Революция не идиллия», — писал Блок и в статье «Интеллигенция и революция». Ста­рый мир, по Блоку, несомненно отжил свое. Он должен уйти, обновле­ние необходимо. Но то новое, что приходит ему на смену сейчас, во­все не прославляется поэтом, скорее объективно показывается во всей своей сокрушительной силе, сродни природной стихии, разрушающей все на своем пути. В революционном народе, символически воплощен­ном в образе двенадцати красногвардейцев, показаны прямо проти­воположные черты: с одной стороны, готовность самопожертвования ради великой цели, с другой — анархизм, близкий к вседозволенно­сти (убийство Катьки), упоение насилием: «Свобода, свобода, /Эх, эх, без креста! / Тра-та-та!»

Ритмико-интонационный строй поэмы необычайно богат: от оди­чески торжественного слога к простонародной многоголосице улицы, солдатской песне, частушке. Именно интонация и ритм позволяют поэту в небольшом по объему произведении передать эпический раз­мах истории. Художественное пространство поэмы выходит за рамки изображенного в ней ночного города Петрограда, охваченного рево­люцией. И художественное время преодолевает границы времени дей­ствия в поэме, создавая перспективу исторического времени.

Сложен финал поэмы. Многим кажется неожиданным и неор­ганичным образ Христа. Подумайте над смыслом и значением это­го образа. Обратите внимание на такие детали нетрадиционного изображения Христа, как «белый венчик из роз», «кровавый флаг», написание имени Христа с одним «и» — «Исус».

В осознании поэмы Вам поможет статья Блока «Интеллигенция и ре­волюция», писавшаяся поэтом одновременно с поэмой, и «Записка к по­эме «Двенадцать» ее автора. Познакомьтесь с иллюстрациями к поэме. Ее иллюстрировали многие известные художники. Первое издание по­эмы вышло с иллюстрациями замечательного художника Юрия Аннен­кова. Его графическая интерпретация поэмы понравилась Блоку.

После поэмы «Двенадцать» Блок почти ничего не написал, кро­ме появившихся вслед за ней «Скифов» и нескольких стихотворе­ний. Правда, писал прозу и много сил отдавал работе в издательст­ве «Всемирная литература», куда пригласил его Горький.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Блок | Распечатать
07.01.2012 / 00:11 - Произведения » Русская литература

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: