Главная » Произведения » Русская литература » Пастернак Борис Леонидович
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Пастернак Борис Леонидович

Борис Леонидович ПАСТЕРНАК (1890-1960) — крупнейший поэт двадцатого века. Творческий путь его начался в 10-е годы. Первые публикации его стихов относят­ся к 1912 году. Несмотря на то, что он входил в литературное объеди­нение «Центрифуга», стихи его намного шире и значительнее футу­ристических принципов, провозглашаемых этим сообществом поэтов. В лирике Пастернака отражается его увлеченность музыкой, живо­писью, философией. В каждом из этих видов искусства он был далеко не дилетант, что выражало общую одаренность его натуры.

Сложно и противоречиво складывалась его судьба в советские годы. Было кратковременное признание его заслуг, когда на 1-м съезде советских писателей Бухарин провозгласил начало «пастернаковского» периода развития поэзии, пришедшего на смену «мая­ковскому». Было ограничение творческой свободы в 30-е годы, по­следовавшее вслед за расцветом культа личности Сталина. В этот период важное место в его работе занимали переводы из грузин­ской поэзии, переводы сонетов Шекспира, его трагедий, в частно­сти, «Гамлета», «Фауст» Гете и др.

Присуждение Нобелевской премии поэту за роман «Доктор Живаго», запрещенный к публикации в Советском Союзе, вызва­ло неслыханную травлю поэта уже в годы начавшейся «оттепели», что привело его, в конечном итоге, к преждевременной смерти. Но душа поэта оказалась несломленной. Она открыта в мир, пол­на любви. Одно из последних стихотворений поэта, «Единствен­ные дни», написанное незадолго до смерти, доказывает удивитель­ную молодость духа:

На протяженьи многих зим

Я помню дни солнцеворота.

И каждый был неповторим,

И повторялся вновь без счета.

Именно это стихотворение завершают строки, ставшие крыла­тыми, знаковыми:

И дольше века длится день,

И не кончаются объятья.

(1959)

Лирика («Февраль. Достать чернил и плакать...», «Весна, я с улицы, где тополь удивлен...». Гамлет. Август. Зимняя ночь. Рассвет. «Во всем мне хочется дойти до самой сути...». Ночь. Единственные дни).

Большинство сборников поэта открывается стихотворением «Февраль. Достать чернил и плакать...», датированным 1912 г. В нем ярко проявляются основные черты поэтики раннего Пастернака. Сложные ассоциации, необычные метафоры могут быть восприня­ты не сразу в силу своей многозначности, опосредованности, но общее настроение, ритм стиха воспринимается душой сразу же:

Февраль. Достать чернил и плакать.

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Неизвестно, что больше всего вызывает отчаяние лирического героя: то ли безнадежная слякоть первой оттепели, то ли страх пе­ред будущим («черная весна»), то ли просто обостренное чувство бытия, рождающее стихи:

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Рождаются стихи навзрыд.

Метафора Пастернака построена на соединении несоединимо­го. Творчество, а именно проблеме творчества посвящено это сти­хотворение, — это процесс эмоциональный и бессознательный, не­объяснимый. Стихотворение, в котором главный зрительный об­раз — слякоть, слезы, ливень, — т.е. рожденный из водной стихии, насыщен стихией огня: «слякоть... весною черною горит...», грачи, как «обугленные груши», сожженные, очевидно, именно черной слякотью, срываются с деревьев. Слезы высыхают, рождая «сухую грусть», выливаясь в «стихи навзрыд».

Мир является лишь отражением переживаний лирического ге­роя: «тополь удивлен», «даль пугается», «дом упасть боится», «тучи идут, тоску, боюсь, мою, баюча». Так рождаются образы «Сестра моя жизнь» и «Близнец в тучах», ставшие названиями сборников поэта, вышедших в 10-е и 20-е годы.

С годами поэтика Пастернака упрощалась, прояснялись образы, но глубина поэзии не уменьшалась. Он говорил, что с годами «нель­зя не впасть, как в ересь, в неслыханную простоту».

Эта простота — в постижении красоты и бесконечности жизни, в ее благословении. Жизнь — это синоним любви: Любить иных — тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

(1931)

Новый этап в становлении лирического таланта Пастернака — «Стихотворения Юрия Живаго», являющиеся приложением к ро­ману «Доктор Живаго», за который Пастернак получил Нобелев­скую премию 1958 года. В тетрадях Юрия Живаго стихи о любви («Зимняя ночь», «Свидание», «Хмель») соседствуют со стихами на философские («Гамлет») и библейские темы («Гефсиманский сад», «Магдалина»). Но все эти стихи объединены страстной любовью к жизни, ее приятием во всех, даже случайных, незаметных, а порой и грешных, идущих вразрез с общественной моралью проявлени­ях, например, в стихотворении «Зимняя ночь» «жар соблазна / Вздымал, как ангел, два крыла / Крестообразно».

Стихотворение «Гамлет» открывает поэтическое приложение к роману «Доктор Живаго», поэтому восприятие монолога шекспиров­ского персонажа многозначно: через него просвечивает и личность Юрия Живаго, и личность самого Пастернака. Герой, стремящийся познать истинный, глубинный смысл бытия («Я ловлю в далеком отголоске, / Что случится на моем веку»), вынужден выходить на под­мостки, всегда быть в центре внимания, под прицелом чужих глаз, недобрых слов, мнений («на меня наставлен сумрак ночи / Тысячью биноклей на оси»). В уста живаговского Гамлета вложены слова мо­литвы, произнесенные Христом в предчувствии предательства дру­зей и своей гибели:«Если только можно, / Авва Отче, / Чашу эту мимо пронеси». Пастернак показывает, как по-человечески трудно принять дерзновенное решение, сделать такой выбор, за которым страдание и гибель. Герой обращается к Богу:

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль,

Но сейчас идет другая драма,

И на этот раз меня уволь.

Нежелание участвовать в пустых и ненужных играх оказывает­ся невыполнимо. Поэтому так безысходен финал: Но продуман распорядок действий

И неотвратим конец пути

Я один. Все гибнет в фарисействе.

Жизнь пройти — не поле перейти.

Как и все поэты, Пастернак неоднократно задавался вопросом, что есть поэзия и каков смысл и цель творчества вообще. В ранних стихах творчество трактуется как подсознательный процесс. В со­авторство с поэтом вступает вселенная (ст. «Определение поэзии» (1917), «Февраль. Достать чернил и плакать...»). Поэт живет не во времени — в вечности, поэтому может современникам задать во­прос:«Какое, милые, у нас / Тысячелетье во дворе?» Это была отча­янная бравада поэта, понимающего, что «в наши дни и воздух пах­нет смертью: / Открыть окно — что жилы отворить». Так же, как и его герой Живаго-Гамлет, поэт, на минуту остановившись в этом самоубийственном пути, идет к людям, чтобы испить чашу горя вместе с ними. Путь к людям — это путь к Богу. Чтение Завета от­крывает поэту глаза и очищает душу. Он «как от обморока ожил». Поэзия, укрепленная верой, обращена к людям:

Мне к людям хочется, в толпу...

Я чувствую за них за всех,

Как будто побывал в их шкуре.

Я таю сам, как тает снег,

Я сам, как утро, брови хмурю.

Со мною люди без имен,

Деревья, дети, домоседы,

Я ими всеми побежден,

И только в том моя победа.

(«Рассвет» 1947)

Высшая сложность жизни — это простота. Простота поэтических формулировок при глубине смысла. Это декларирует одно из из­вестнейших его стихотворений:

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте...

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

(1956)

В стихотворении «Ночь» связь поэта и времени, в котором он живет, также сформулирована коротко и лапидарно:

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты вечности заложник

У времени в плену.

(1956)

Поэт, хотя и принадлежит вечности, не должен стоять над вре­менем, над людьми. Его призвание — быть со своим народом.

Тема природы аккумулирует все основные особенности его ху­дожественной манеры. Природа, вечность — это отсчет, это крите­рий всех поступков, всех чувств. Взволнованно, как и большие со­бытия своей жизни, поэт переживал все, что творилось в природе, удивляясь бесконечной обновляемости мира даже не в самые удач­ные дни: поздняя слякотная осень, душный летний рассвет, когда даже тучи идут, как арестанты.

Но особенно много влюбленных стихов было посвящено зиме, самым разнообразным ее дням, каждый из которых — единствен­ный и неповторимый, хотя и повторяется «на протяженьи многих зим». Поэт преклоняется перед загадочной прелестью зимы:

И белому мертвому царству,

Бросавшему мысленно в дрожь,

Я тихо шепчу: «Благодарствуй,

Ты больше, чем просят, даешь».

(1956)                   

В его стихах присутствует весьма своеобразная «перевернутая образность». Неподвижное становится подвижным, неживое — живым, бессмысленное — страдающим и думающим, бессловесное — говорящим:

Снег идет, и все в смятеньи,

Все пускается в полет:

Черной лестницы ступени,

Перекрестка поворот.

(1957)                   

Тротуар, входя в сад, преображается, «породнясь с листвой», «солнце греется на льдине», «Венера или Марс / Глядят, какой в афи­ше / Объявлен новый фарс» и т.д.

«Цель творчества — самоотдача», — сказал Б.Л.Пастернак и подтвер­дил это высказывание не только стихами, но и всей своей жизнью.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Распечатать
07.01.2012 / 00:41 - Произведения » Русская литература

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: