Главная » Произведения » Русская литература » Фадеев Александр Александрович
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Фадеев Александр Александрович

Александр Александрович ФАДЕЕВ (1901-1956)

Формирование А.Фадеева как писателя полно внутреннего дра­матизма. Будучи личностью романтического склада, А.Фадеев в сво­их первых произведениях пытался осветить возвышенно-романти­ческим светом суровые события гражданской войны на Дальнем Востоке, свидетелем и участником которых он являлся. Идеал пре­красного, сформировавшийся у юного Фадеева во многом под влия­нием писателей-романтиков, проходит испытания суровой правдой будней, возвышенные и абстрактные идеалы — жесткой классовой оценкой событий. Мотив столкновения мечты и реальности стано­вится довольно устойчивым в творчестве А.Фадеева, начиная с од­ного из первых принесших ему известность — романа «Разгром», написанного в 1926 году. Творческий взлет в 20-е годы сменяется кризисом 30-х годов, когда новые его произведения, в частности, роман «Последний из Удэге», не пользовались той популярностью и успехом, на которые рассчитывал писатель, в то время уже секре­тарь Союза писателей СССР, сменивший на этом посту М.Горько­го, после недолгого руководства мало кому известного Э.Ставского. Успех пришел к Фадееву в 1945 году, когда по поручению ЦК ВЛКСМ (высший орган комсомола) он пишет роман на основе до­кументов о деятельности комсомольского подполья в г. Краснодо­не во время Великой Отечественной войны — «Молодая гвардия». Персонажи этого романа, хотя и имели имена реальных людей, мало соотносились со своими прототипами. В них Фадеев выразил свое восторженно-романтическое отношение к патриотически настро­енной молодежи, борющейся с фашизмом. Были в романе и факти­ческие ошибки, оклеветавшие ни в чем не повинных людей (Стахович, Лидская). Тем не менее, роман выражал энтузиазм и героизм поколения, вошедшего в жизнь в конце 40-х годов, поэтому попу­лярность его была вполне оправдана.

Творческий и жизненный путь А. Фадеева был достаточно прямо­линейным. Убежденный коммунист, он всегда следовал генеральной линии партии, тем самым прямо или косвенно оказался виновным в осуществлении многочисленных репрессий творческой интеллиген­ции в 1937—1952 гг., так как занимал руководящее положение в прав­лении Союза советских писателей именно в это время. Поэтому XX съезд КПСС (Коммунистической партии), рассказавший, хотя и не­полную, правду о вредных последствиях культа личности Сталина, привел к трагическому прозрению искреннего и честного, но глубоко заблуждавшегося писателя. Осознав, что судьба завела его в жизнен­ный и творческий тупик, из которого нет выхода, А. Фадеев покончил с собой весной 1956 года, вскоре после XX съезда.

Разгром

Замысел романа, судя по высказываниям А.А. Фадеева, относит­ся к 1921—22 гг., когда в памяти и сердце писателя еще были свежи события гражданской войны на Дальнем Востоке, в которой он при­нимал активное участие. Но по мере реализации замысла в нем про­изошли большие изменения. Вышедший в 1926 году, роман свиде­тельствует о расставании Фадеева с романтическими иллюзиями прошлого. А. Фадеев, посвящая свое повествование героям граждан­ской войны, отказывается от легкого и проторенного писателями романтического склада пути воспевания боевых подвигов, отваги, героизма. Автор описывает мытарства красного партизанского от­ряда, руководимого коммунистом Левинсоном, в период, когда ре­волюционное движение в крае пошло на спад, многие испытали разочарование в идеалах большевизма.

Отряд отступает, и уже в этом кроется художественная смелость, новаторство писателя, преодолевающего «невыгодный» материал, преобразующего его в полное величия и трагизма повествование. Стремясь уйти от преследователей, отряд попадает в засаду, несет огромные людские потери. Из последнего прорыва вышли лишь де­вятнадцать партизан. Но дух их не сломлен. «Нужно было жить и ис­полнять свои обязанности» — такими будничными, но весомыми, выстраданными всем ходом повествования словами главного героя Левинсона заканчивается роман. И в самой будничности этих слов скрыт высокий пафос дела, в которое верит герой романа и его ав­тор, дела, которому они посвящают без остатка свою жизнь.

Говоря о замысле своего романа, Фадеев акцентировал внима­ние на том, что он хотел показать, как«... в гражданской войне про­исходит отбор человеческого материала, все враждебное сметает­ся революцией, все неспособное к настоящей революционной борь­бе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а все под­нявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе». Но роман А. Фадеева оказался более объективным, правдивым и широким, чем это весьма тенденциозное заявление. Революция и гражданская война, как это вытекает из объективного развития повествования, как огромный жернов, перемалывает все без разбора, что попада­ется на ее пути: и хорошее, и плохое. Погибает сильный, красивый и мужественный Метелица, в котором Левинсон видел удивитель­ные жизненные силы, так недостающие ему самому (гл. «Разведка Метелицы»). Погибает девятнадцатилетний Бакланов, по-юноше­ски романтично влюбленный в своего командира и пытавшийся во всем подражать ему. Погибает Морозка, чья эволюция от несозна­тельного и анархически настроенного представителя «угольного племени» до одного из самых надежных бойцов отряда Левинсона прошла на наших глазах. Зато живы Чиж и Пика, благополучно ухо­дит от опасности и ответственности «чистенький», по словам Морозки, интеллигент Мечик, трусостью своей погубивший часть от­ряда, и кто знает, где и когда выплывут они в мутное и противоре­чивое революционное время (гл. «Девятнадцать»).

Роман А. Фадеева отличается глубоким проникновением во внут­ренний мир рядовых участников эпохальных событий. Фадеев ис­следует глубокие сдвиги в человеческом сознании под влиянием но­вых условий жизни, новых отношений в обществе, и тем самым он является наследником Л.Н.Толстого в осмыслении «диалектики души героя», что уже неоднократно было отмечено критикой.

Например, при описании внешности и характера того или иного героя он в первую очередь обращает внимание на его глаза как «зер­кало души». У Левинсона глаза «глубокие, большие, как озера, они вбирали Морозку вместе с сапогами и видели в нем многое такое, что, может быть, и самому Морозке неведомо». У самого Морозки глаза «смешливые», «колючие, как бодяки», у Метелицы «хищные глаза все­гда горели ненасытным желанием кого-то догонять и драться» и т.д.

Характер героя проявляется в его поступках, жестах, вырази­тельных деталях облика. Вот Морозка, «приподнявшись на стреме­нах, склонившись к передней луке выпрямленным корпусом», плав­но идет на рысях перед крестьянами. Автор разделяет здесь их вос­хищение всадником, описывая, как Морозка гордо сидит в седле, «чуть-чуть вздрагивая на ходу, как пламя свечи».

Но совсем другим предстает перед читателем Морозка, когда он, «воровато оглядевшись», оборвал чужие дыни... испуганно вскочил и замер в полусогнутом положении», затем побежал к лошади, «трусливо вбирая голову в плечи». Этим контрастом и определяет­ся характер Морозки, его неумение себя контролировать, неустой­чивость его намерений и желаний, безотчетность его поступков, приводящая героя в крайние ситуации.

Весьма своеобразна и композиция романа, способствующая рас­крытию главной идеи — показать не судьбу отдельного человека, а судьбу коллектива, в котором судьба отдельного человека сплавилась с судьбой других людей, образуя единое и неразрывное целое. Автор фокусирует внимание то на одном, то на другом герое, называя их име­нами главы: «Морозка», «Мечик», «Левинсон», «Разведка Метелицы». Но ни один из них не определяет сам по себе развитие фабулы, даже Левинсон, который берет на себя главную ответственность в при­нятии решений, влияющих на судьбу отряда в целом и каждого чле­на этого революционного сообщества в частности.

Такие особенности композиции, благодаря которым книга слов­но оставляет нас с глазу на глаз то с одним, то с другим человеком и в то же время не превращается в цикл рассказов об отдельных ге­роях, характерна для «Разгрома» в целом.

Как истинно художественное произведение с глубокой и многопла­новой проблематикой «Разгром» явственно перекликается с современ­ной постановкой проблем гуманизма, отношения к человеку, взаимо­действия человека и человечества, поведения человека в экстремаль­ных ситуациях, раскрывающих истинную суть его характера.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Фадеев | Распечатать
07.01.2012 / 00:59 - Произведения » Русская литература

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: