Главная » Произведения » Русская литература » Толстой Алексей Николаевич
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Толстой Алексей Николаевич

Алексей Николаевич ТОЛСТОЙ (1885-1945) — писатель двух эпох. Первая волна известности пришла к нему в 10-е годы, когда появились его «Сорочьи сказки», повести и рассказы из жизни заволжского дворянства («Приклю­чения Растегина»), из современной жизни («Человек в пенсне») и др. Уже тогда он заявил о себе как о самобытном стилисте, соеди­няющем в своих произведениях романтику, лиризм, сатиру.

Не являясь прямым родственником ни Л. Толстого, ни А.К. Толсто­го, он, тем не менее, продолжает эпические традиции автора «Войны и мира» в своей трилогии «Хождение по мукам» и традиции истори­ческих жанров А.К. Толстого, автора замечательной трилогии «Смерть Ионна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис».

Пётр Первый

Одним из важнейших дел своей жизни А.Н. Толстой считал на­писание романа «Пётр Первый», над которым работал с 1929 по 1945 гг. Но интерес к эпохе Петра Первого возник значительно раньше, о чем свидетельствует повесть «День Петра», написанная в 1917 году. Петр Первый, по словам А.Н. Толстого, был для него «филосо­фия,.. религия, .. откровение во всем, что касается России».

Задуман был роман, состоящий из 5 частей, рассказывающий о судьбе Петра и петровских реформах, начиная с его юности и пер­вых лет царствования, до основания и строительства Петербурга, но написано только три части. Роман обрывается на эпизоде взятия Нарвы. Многие судьбоносные вехи пути Петра и его деяний оста­лись за пределами романа. Но и написанные главы складываются в многоплановое повествование. Действие романа разворачивается в столице и за ее пределами, в России и в Европе. Многочисленные массовые сцены: на улицах Москвы, в военных походах, в царских палатах и при дворах европейских монархов — ярко передают не­повторимый колорит эпохи. Автор пользуется малоизученными историческими документами типа «пыточных записей» начала XVIII века, старинных судебных актов, что позволило усилить достовер­ность и воссоздать яркий и выразительный русский язык, соответ­ствующий описываемой эпохе и в то же время не переусложнен­ный архаизмами и излишней стилизацией.

Широта панорамы усиливается обилием персонажей, как глав­ных, так и второстепенных (их в романе около пятисот). Но даже персонаж, появившийся в одном эпизоде, описан настолько сочно и красочно, что не забывается. Особенно это касается народных ха­рактеров, в которых воплощаются неисчерпаемые силы и творче­ский дух нации. Это и кузнец Кондратий Воробьев, не позаривший­ся на царские посулы быстрого обогащения и оставшийся у себя на Валдае, продолжая удивлять всех чудным звоном отлитых им коло­кольчиков, гибкостью шпаг и прочностью тележных осей. Это и двухметровый красавец Мишка Блудов, солдат, награжденный за взятие Мариебурга: «Коней он любит, и кони его любят, таких ве­селых коней, как в шестом эскадроне, во всей армии нет». Это и бунтарь Федька Умойся Грязью, и оружейник Иван Демидов, и мно­гие другие. Эта многонаселенность романа не мешает четкому оформлению его сложной сюжетной системы. В нем выделяются три сюжетно-тематические линии: тема Петра, обновляющего и ук­репляющего Государство Российское, тема колоссальных сослов­ных, нравственных сдвигов в русском обществе, тема России на­родной. А.Н. Толстой следует за канвой истории, воссоздавая основ­ные события как русской, так и европейской жизни на рубеже XVII — XVIII веков (стрелецкие бунты, покорение Азова, строитель­ство русского флота, война со шведами, взятие Нарвы). Но «Пётр Первый» — не только историко-художественный, но и социально- психологический роман, в котором повествование легко переходит от частного плана к общему и от бытовых сцен к батальным.

В центре внимания А.Н. Толстого — образ Петра I, который, по словам самого писателя, долгое время оставался для него «загадкой в историческом тумане». Показывается становление характера од­ной из самых ярких и противоречивых личностей русской истории, причем главное внимание направлено на суть противоречий его ха­рактера. В начале романа Пётр — еще подросток, увлекающийся военными играми; «шапка Мономаха», образно говоря, ему еще велика. Постепенно из долговязого и угловатого юноши вырастает государственный деятель, дипломат, полководец, строитель, масте­ровой, владевший четырнадцатью ремеслами. Показана и психоло­гическая неустойчивость его характера, проявляющаяся в крайно­стях: от безудержного веселья к безудержному гневу. По мере раз­вития сюжета и взросления царя к нему приходят опыт, зрелость, уверенность. Характер Петра проявляется не только в его общест­венной и государственной деятельности, но и в личной жизни, где его поведение также отличалось неуравновешенностью и неорди­нарностью (отношения с первой женой, царицей Натальей, любов­ная связь с Анной Монс, возвышение экономки его соратника Алек­сандра Меньшикова, Марты Скавронской — будущей императри­цы Екатерины I). Роман обрывается сценой взятия Нарвы, и в этой сцене Пётр — величественный монарх, вдохновленный высокой го­сударственной целью, суровый, но справедливый, останавливаю­щий мародерство в поверженном городе.

Роман А.Н. Толстого «Пётр Первый» оказал огромное влияние на развитие исторической прозы в русской литературе как в 30-е годы XX века, так и в последующие периоды.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Толстой-Алексей | Распечатать
07.01.2012 / 01:00 - Произведения » Русская литература

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: