Главная » Произведения » Русская литература » Шолохов Михаил Александрович
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Шолохов Михаил Александрович

Михаил Александрович ШОЛОХОВ (1905-1980)

М. Шолохов пришел в литературу с фронтов гражданской вой­ны. Именно поэтому в первых его произведениях, вошедших в сбор­ники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь», речь идет о тех со­бытиях, свидетелем которых он сам был, а именно — о жестокой классовой борьбе на Дону в 1917—1920 гг., когда зачастую не толь­ко соседи или близкие друзья, но и родственники: брат с братом, отец с сыном — оказывались в противоположных лагерях, и их столкновение приводило к кровавому, трагическому исходу (рас­сказы «Родинка», «Смертный враг», «Чужая кровь», «Коловерть», «Червоточина», «Шибалково семя»).

В ранних рассказах М. Шолохова четко расставлены классовые акценты, не существует полутонов. Критика сразу же отметила своеобразие стилистики писателя, умело соединяющего в едином повествовании высокопоэтическую литературную речь с ядреным казачьим просторечием.

В 1920-е годы молодежь взрослела и мудрела рано, поэтому нет ничего удивительного в том, что М. Шолохов достаточно быстро после успеха ранних своих рассказов переходит к работе над круп­ным эпическим полотном и в 1929 году выпускает первую книгу романа-эпопеи «Тихий Дон», работа над которым будет продол­жаться в целом около 15 лет. И только в 1940 г. роман будет оконча­тельно завершен. В промежутке между написанием 3-й и 4-й книги романа «Тихий Дон» Шолохов пишет роман «Поднятая целина», произведение злободневное, рассказывающее о коллективизации на Дону, фактически в тех же местах, где развивалось действие «Ти­хого Дона». Несмотря на некоторые недостатки идеологического плана, роман также отличается яркостью и выразительностью на­родных характеров, многоплановостью повествования, выразитель­ностью и точностью языка — неотъемлемыми чертами художест­венной манеры М. Шолохова.

В период Великой Отечественной войны М. Шолохов, как и мно­гие другие представители советской литературы, работал военным корреспондентом. Наиболее известным его очерком был «Наука не­нависти», фабульная основа которого в послевоенные годы легла в основу рассказа «Судьба человека». В конце 50-х годов увидела свет 2-я книга романа «Поднятая целина». Роман о Великой Отечествен­ной войне — «Они сражались за Родину» — закончен не был, но на основе сохранившихся глав был создан С. Бондарчуком одноимен­ный фильм, оставивший заметный след в истории отечественного кинематографа. Творчество М. Шолохова с вниманием и понимани­ем принималось не только в России, но и за рубежом. В октябре 1965 года Нобелевский комитет, рассмотрев 89 кандидатур на соискание премии по литературе, присудил ее автору «Тихого Дона».

Роман-эпопея «Тихий Дон»

Сюжетно-композиционную основу «Тихого Дона» составляют трагические судьбы нескольких казачьих семей, проживающих на хуторе Татарский: Мелеховых, Коршуновых, Астаховых. Роман состоит из 4-х книг, каждая из которых, в свою очередь, делится на две части.

В первой книге поэтично и вдумчиво рисуется столетиями нала­женный, разумный и гармоничный, подчиненный природным цик­лам мир донского казачества.

Глава семьи Мелеховых — Пантелей Прокофьич — защитник старых казачьих устоев, крепкий хозяин, благородный и гордый человек, горячего нрава, унаследованного от матери-турчанки. Его жена Ильинична — олицетворение русского национального жен­ского характера с его высокими нравственными качествами: по­этичностью, добротой, мудростью. Она подлинная душа семьи, хра­нительница семейного очага, растворяющая свою личность в хлопо­тах по хозяйству, заботе о детях и внуках, поддержании мира и по­рядка среди многочисленных домочадцев. Главный герой романа — Григорий Мелехов, чья трагическая судьба вызывала и вызывает много споров и разночтений, сочувствие и повод для раздумья.

Первая мировая, затем гражданская война вносят крупные пере­мены в сложившийся семейно-бытовой уклад жизни казаков, разру­шают привычные родственные связи, традиционную мораль, систе­му нравственных и социальных ценностей. В романе усиливается эпический размах, расширяется пространство повествования, появ­ляются массовые сцены военных действий, опустошительным смер­чем прошедших по Дону. Вымышленные события и персонажи со­четаются с историческими фактами и реальными деятелями рево­люции и гражданской войны. Подлинные события, точно датирован­ные и подкрепленные документами: приказами, резолюциями, теле­граммами, листовками, — письма, действительные маршруты воен­ных походов подкрепляют творческую фантазию писателя, его раз­мышления о судьбах казачества в сложную, переломную эпоху.

В отличие от ранних рассказов, М. Шолохов в «Тихом Доне» не дает окончательных ответов на волновавшие общество вопросы о роли ка­зачества в революции, о месте казаков в строительстве новой жизни, широко используя в обрисовке персонажей и ситуаций толстовский принцип «диалектики души» применительно к народным характерам. Глубина и сложность переживаний, чувств и мыслей, которые счита­ются обычно свойством натур избранных, интеллигентных, обладаю­щих тонкой организацией психики, высокой культурой, в романе Шолохова присущи обычным людям, живущим в соответствии с за­конами природы, циклами сельскохозяйственного года и занимающи­мися каждодневным нелегким трудом земледельца.

Финал романа — «открытый»: Григорий Мелехов на перепутье. Он не хочет больше воевать ни на стороне белых, ни на стороне красных: «от белых отбился и к красным не пристал». Поэтому он и бросает винтовку в реку, полагая, что она ему больше не понадо­бится. Этот эпизод имеет символический смысл. Григорий — зем­леделец, созидатель, а не разрушитель. Но впереди его ждет разо­ренный мелеховский хутор, позади бесконечная череда потерь, и единственное, что удерживает его в жизни, — это сын Мишатка, передавший посмертный привет от жены Натальи.

Большая творческая смелость и гражданское мужество потре­бовались М. Шолохову, чтобы так неординарно закончить главное произведение своей жизни в то время, когда набирала силу так на­зываемая «теория бесконфликтности», торжествовал социалисти­ческий реализм, требовавший от писателя под знаком исторической правды показывать обязательную и окончательную победу социа­листических идей в жизни и сознании героев.

Одним из важнейших достижений романа является образ Гри­гория Мелехова. Это открытие нового характера, нового типа лич­ности не только в русской, но и в мировой литературе. Впервые об­раз крестьянина, земледельца по уровню сложности и глубины чувств стал вровень с так называемыми «общечеловеческими ти­пами». Характер его раскрывается многопланово: и в обществен­ном отношении, и в личных, глубоко интимных переживаниях, свя­занных с его искренней, глубокой, трагической и противоречивой любовью к Аксинье, жене соседа Степана Астахова. Личная судьба Григория показана в сложной и многообразной связи с обществен­но-политическими процессами, происходившими на Дону в годы 1-й мировой войны и революции.

Григорий как личность наиболее полно может реализовать себя в привычной, традиционной ситуации — в труде, в семье, в любви. Но жизнь заставляет его постоянно делать выбор в ситуации, в ко­торой ему разобраться сложно, поэтому и мечется он между белы­ми и красными, не найдя правды ни у одних, ни у других. И те, и другие, ожесточенные в своей борьбе, разрушают привычный ему мир, заливая кровью Донщину. Художественная смелость и объек­тивность писателя состояла в том, что он сам никому не отдает пред­почтения, справедливо показывая ожесточение и омертвение лич­ности, попрание ею общечеловеческих законов, если выбор сделан и борьба идет до конца, на примере Михаила Кошевого, Анны Погудко, Бунчука со стороны красных, и Алешки Шамиля, казаков, казнивших экспедицию Подтелкова, Изварина, Листницкого и Митьки Коршунова — со стороны белых. Честный, горячий чело­век, не находя правды ни в одном лагере и не видя выхода из соз­давшегося положения, Мелехов не снимает с себя ответственно­сти за все происходящее: «Неправильный у жизни ход, и, может быть, и я в этом виноватый...» Трагедия Григория Мелехова, не на­шедшего места в жизни, четко разделенной на два враждебных ла­геря, в каждом из которых есть у него близкие и родные люди, — это трагедия мужественного и бескомпромиссного человека, не умеющего идти на сделки с совестью, не умеющего лгать и кривить душой. Если такие люди невостребованы новым обществом, оче­видно, есть в этом обществе серьезные изъяны, немного у него пер­спектив. Что больше мог сказать Шолохов в эпоху «развернутого строительства социализма!»

Художественная система романа тоже весьма примечательна. С первых же строк обращает на себя внимание динамика фразы, живописность картин природы и быта, яркая, включающая в разум­ном пределе диалектизмы речь персонажей. Особенно впечатляют картины природы: замшелые в прозелени меловые горы, «звонкая стеклянная стынь холодеющего неба», Дон, «взлохмаченный вет­ром» и др. Природа не только оттеняет чувства людей, она отзыва­ется на них... В первой книге, когда Григорий только вступает в жизнь, мир для него полон радостных запахов и многоцветен. В фи­нале романа, когда он, похоронив Аксинью, поднимает седую голо­ву, то видит над собой «черное небо и ослепительно сияющий чер­ный диск солнца».

Шолохов широко пользуется фольклорными приемами вырази­тельности: вводит в повествование старинные казачьи песни, по­словицы и поговорки («Вот вам хомут и дуга, а я вам больше не слу­га», «И петь не поет, и спать не дает» и др.), прямой и обратный па­раллелизм («Не лазоревым алым цветом, а дурнопьяном придорож­ным цветет поздняя бабья любовь»).

Творчество М. Шолохова оказало влияние как на современников писателя, так и на литературу последующих периодов, в первую очередь, на писателей-деревенщиков В.Белова, В.Распутина, Б.Можаева, рассказавших о судьбах русского крестьянства Севера, По­волжья, Сибири и других регионов России.
Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Шолохов | Распечатать
07.01.2012 / 01:03 - Произведения » Русская литература

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: