Главная » Произведения » Русская литература » Проза второй половины XX века: В.С. Гроссман
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Проза второй половины XX века: В.С. Гроссман

Творчество В. С. Гроссмана характеризуется трагической эволюцией: от романтических взгля­дов на революцию и советское государство писатель переходит к резкой критике и революции, и тоталитаризма.

Первая публикация Гроссмана — рассказ «В городе Бердичеве» — относится к 1934 году.

В годы войны он пишет замечательные очерки о Сталинградской битве, а также повесть «Народ бессмертен» (1942). В 1952 году выходит роман «За правое дело», а с 1953 по 1960 год Гроссман работает над романом «Жизнь и судьба». Два эти романа составляют дилогию. Но в 1961 году, в период «оттепели», роман был арестован и стал не фактом литературы 60-х годов, а одним из произведений «возвращенной литературы».

Исследователи сопоставляют «Жизнь и судьбу» Гроссмана с «Войной и миром» Л. Н. Толстого. «Война и мир» и «Жизнь и судьба» — большие эпические полотна, изображающие жизнь нации в переломный момент: в годы Отечественной войны 1812 года — у Толстого, и в годы Великой Отечественной войны — у Гроссмана. В обеих эпопеях романическое начало связано с жизнями семей — Болконских и Ростовых у Толстого, Шапошниковых и Штрумов у Гроссмана. Смысло­выми центрами произведений являются сражения, изменившие ход войны, ход истории: Бородин­ская и Сталинградская битвы соответственно...

Что касается художественного метода «Жизни и судьбы», то Гроссман верен соцреалистической эстетике. Новые идеи выражены у него в старых формах. Об этом произведении Лейдерман сказал: «Соцреализм с человеческим лицом». «Жизнь и судьба» — панорамный роман соцреа­лизма. В нем 15 сюжетных линий и главных героев, сюжеты которых развиваются параллельно: все — через призму войны. Всего в произведении около 260 действующих лиц. Организационным центром является голос автора и герои, которые выступают рупором его идей. Роман идеологичен, и главная идея — идея духовной свободы человека.

В связи с темой свободы Гроссман исследует проблему массовой покорности людей и антисеми­тизма; показывает разнообразие насилия (коллективизация, фашизм, Лубянка, НИИ); о свободе, насилии и покорности рассуждает автор в лирико-публицистических отступлениях. В изображе­нии Сталинградской битвы как призмы войны — разоблачение вождизма: воюет народ!

Главным конфликтом «Жизни и судьбы» является спор между победившим народом и по­бедившим государством, проблема насилия государства над народом. Сюжетные линии героев противопоставляются: Новиков — Гетманов, Штрум,— ученые в НИИ, Осипов — Ершов, Крымов — Греков. Эти частные цепочки противостояния выливаются в идеи противостояния народа и государства: «соотношение тяжести хрупкого человеческого тела и колоссального государства». Гроссман сказал новое о войне. По мнению писателя, нет разницы между фашизмом Германии и тоталитаризмом СССР. Тогда зачем же война? Кто и за что воюет? Это борьба против сверхтота­литаризма обеих держав. Бой идет за свободу личности.

Лучшие страницы в антитоталитарном романе посвящены теме любви — это линии Жени и Новикова, Штрума и Маши Соколовой, Сережи Шапошникова и Кати, Веры и Викторова. Здесь частное, мелкое (очереди, прописки, автобусы, коммунальные кухни) — как главное. Частная жизнь изображается Гроссманом как главное, иногда — с позиций экзистенциализма (письмо Штруму из гетто, прощание Людмилы Николаевны с сыном на могиле).

В «Жизни и судьбе» Гроссман утверждает идею свободы многообразия жизни. Он отрицает пси­хологию «винтика» и показывает многообразие всего и неповторимость. По Гроссману, это един­ственно возможное условие свободы. При сложной композиции, множестве героев каждому из них (Штрум, Крымов, Даренский, Новиков, Греков и др.) Гроссман дает пережить миг свободы.

Романом «Жизнь и судьба» Гроссман на десятилетия опередил свое время.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Гроссман | Распечатать
07.02.2012 / 12:46 - Произведения » Русская литература

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: