Главная » Произведения » Русская литература » Проза второй половины XX века: Е.И. Носов
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Проза второй половины XX века: Е.И. Носов

Евгений Иванович Носов прошел войну настоящим окопником — заряжающим второго расчета 1969-го полка отдельной артиллерийской бригады РГК, которая постоянно «жила» и «работа­ла» на танкоопасном направлении, в передовых порядках пехоты. Но война вблизи, «в упор», в ее батальной очевидности, в лобовой сшибке противостоящих сил, равно как и в ее тактической или стратегической сути, связанной с планированием и осуществлением боевых операций, не на­шла отражения в творчестве Носова.

Если расположить рассказы и повести Носова в той последовательности, в какой они соответству­ют хронологии жизни, обнаружится, что все написанное прозаиком, тяготеет, словно к магниту, к одному временному центру — войне. Во всяком случае, в биографиях самых дорогих и близких ему героев те огненные годы занимают вполне определенное место, являясь для них зачастую нрав­ственным ориентиром и в последующей жизни. Станет яснее также и одна из особенностей твор­ческой работы писателя: не повторяясь, по не известному читателю «перспективному плану» он пишет единую книгу о народе на войне и после нее, составляя, подобно художнику-мозаисту, свой рисунок времени из разнородных материалов — рассказов, повестей и очерков. 30-е годы: «Мост», «За триумфальной аркой»; потом — «Усвятские шлемоносцы», рассказ «Тысяча верст», очерк «Парторг», рассказы «Переправа» и «Фронтовые кашевары», «Красное вино победы» и «Шопен, соната номер два»; далее — произведения, затрагивающие острые проблемы 1960-1980-х, однако не свободные от пережитого в войну: «Шуба», «Моя Джомолунгма», «Подпасок», «В чистом поле за проселком», «Шумит луговая овсяница», «Течет речка...», «И уплывают пароходы, и остаются бере­га» и другие, даже чисто пейзажные или анималистические этюды то словом, то образом выдающие в авторе писателя-фронтовика.

Исследуя судьбы крестьян, Носов обнаруживает редкостное духовное зрение, проницаю­щее сквозь невзрачную и обыденную наружность в потаенные сокровища народного характера. В «Усвятских шлемоносцах», например, кажется, ничего необыкновенного: все — быт, все — мелочи... И покос на лугах, и складчина на водку по случаю «больших сенов» и «с устатку», и даже, может быть, посыльный Давыдко с вестью о войне, и оступившие его мужики и бабы, по­том — переживания, мысли и слова Касьяна и других усвятцев, «сходка» новобранцев у дедуш­ки Селивана, хлопоты главного героя по хозяйству, выпечка хлебов, последний семейный ужин, сборы у правления колхоза, напутственные речи, дорога... Ничего особенного, все обыденно, как и в миллионах деревень конца июня 1941 года. И вместе с тем — все необыкновенно.

Предельная ситуация в судьбе народа, избранная Носовым для художественного исследования, исподволь навела писателя на осмысление вопросов войны и мира с той стороны, с какой их понимает сам народ в своих былинах, героических сказках, заговорах, оберегах, плачах и славах, поучениях, исторических песнях и воинских повестях. «Усвятские шлемоносцы», таким образом, аккумулиру­ют в себе огромный пласт народной культуры, связанный с отношением русских людей к Родине — главной ценности каждого человека на земле. Этим обстоятельством определяется и отбор материала для произведения, и характер его типизации — вся поэтическая сила автора направлена не на осве­щение психологии отдельного лица, а на постижение духовного мира народа в целом, не на особенное в человеке, а на общенародное в нем. Не случайно и главный герой «Усвятских шлемоносцев» оставлен Носовым без фамилии и назван в былинном духе Касьяном Тимофеевичем, само имя которого означает «носящий шлем» и содержит «освящение и благословение к подвигам».

В рассказах и повестях Носова есть предельная болевая черта, дойдя до которой герои его за­молкают в сдавленной немоте и ожесточении, уверившись в бессилии, ненужности и ложности слова, а перо писателя останавливается, словно наткнувшись на открытую рану, и начинает, едва касаясь живой ткани, обходить эту рану по рваной закраине. Носов умеет — до физической ощутимости и рельефности — передать самое небытие человеческое, не занятую никем и ничем, не возместимую жуткую пустоту, образовавшуюся с гибелью человека, умеет написать молчание, покой и совершенную тишину своего героя, немота которого столь значительна, психологически насыщена, напряжена, мыслеемка и оглушительна, что читатель в первую очередь только ее и слышит, несмотря на громкие голоса других персонажей. Это и молчание дяди Саши Полосухи­на на открытии обелиска в «Шопене...», и — в особенности — молчание искромсанного вражес­ким железом на куски, собранного заново и замурованного в гипс Копешкина в рассказе «Красное вино победы».

Повестью «Усвятские шелемоносцы» и рассказом «Красное вино победы» Носов прошел по самой границе с войной, взяв ее в некий сакральный круг, который в контексте всего его твор­чества воспринимается как могильная тишина или зияющая зловещей чернотой пропасть, как немотно-напряженное молчание Саши Полосухина, ожесточенный взгляд вдруг замолкнувшей колхозницы, закрывшей лицо грубыми руками с негнущимися пальцами. И эта могильная тиши­на напоминает читателям о тех длинных исторических ножницах, которые разделили жизнь лю­дей на до и после войны и продолжают до сих пор доставать своими острыми концами живущих во исполнение народной мудрости о том, что «не те слезы, что на рать, а те, что опосля».

Слезам «опосля» и посвятил большинство своих произведений Носов, сделав основной упор не на героизме умирать на поле брани, а на во сто крат утяжеленном, вследствие священного подви­га павших, мужестве выживать и оставаться людьми. Именно отсюда берет начало пристрастие писателя к характеру драматическому, к судьбе укороченной и не реализованной в возможностях или навсегда пригнетенной войной, к человеку, в жизни которого «не все сошлось» и многое не осуществилось.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Носов | Распечатать
07.02.2012 / 12:58 - Произведения » Русская литература

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: