Теория соцреализма жила своей келейной жизнью. А искусство шло своими путями. Прорыв из-под глыб тоталитарного сознания в годы «оттепели», расшатывание жесткой парадигмы соцреализма и поиски иных путей художественного освоения действительности уже не удалось остановить в годы политического застоя и идеологических «заморозков».
Творчество Леонида Мартынова демонстрировало новое качество литературы, созданное в произведениях «шестидесятников», убеждения которых разделял поэт. В поэзии Мартынова — вера в социализм и революционные идеалы, вера в нравственную утопию (а не в классовую утопию), и вера очень искренняя: «И лишь тогда душа моя заплачет, / Когда все сны исполнятся сполна, / И ничего уже не переиначит / Застывшая в величии страна, / И новый день уже не будет начат. / И, постарев, пойму я: это значит, / Что и себя я исчерпал до дна» (1965). Отсюда ратование за общечеловеческие нормы и идеалы. Очень сильно чувство личной ответственности поэта за судьбу Родины и народа: «Чувствую я, / Что творится / За спиною у меня, — / Что поется, говорится / За спиною у меня. / Суетня идет, возня / И ужасная грызня / За спиною у меня. / Обвиняют, упрекают, / Оправданий не находят / И как будто окликают / Все по имени меня. / Кажется, / Что происходит / Это все / Внутри меня» (1964). Таким образом происходит гуманизация утопии.