Мцыри как романтический герой (По поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри») » Сочинения, ЕГЭ по литературе 2017
Главная » Сочинения » Мцыри как романтический герой (По поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)
Категории
Реклама

Интересно

Мцыри как романтический герой (По поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)

 

Романтическая поэма «Мцыри» (1839) является одной из вершин художественного наследия М. Ю. Лермонтова. В поэме использованы строки из более ранних произведений автора — поэм «Исповедь» и «Боярин Орша». В частности, в «Исповеди» герой, заключенный в темницу, провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов. Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, приводит Лермонтова к созданию поэмы «Мцыри», повторяющей многие стихи из предшествующих стадий работы над тем же образом.

Романтический метод в искусстве и в литературе состоит в стремлении автора противопоставить не удовлетворяющей его действительности необычные образы и сюжеты, рожденные мечтой художника. В чем же состоял замысел Лермонтова, когда он задумывал поэму «Мцыри»? «Написать записки молодого монаха семнадцати лет. С детства он в монастыре... Страстная душа томится. — Идеалы». Лермонтову самому было семнадцать лет, когда у него родился этот замысел. Самое трудное для его воплощения заключалось в последнем слове «идеалы».

Прошло восемь лет, и Лермонтов воплотил свой замысел в поэме «Мцыри». Родной дом, семья, родина, свобода, жизнь, борьба — все соединено здесь воедино. Гимн романтическому горению — вот что такое поэма «Мцыри».

Эта поэма об идеальном герое, проникнутом страстной жаждой жизни. Перед нами действительно романтический герой. Его переживания гиперболизированы. Он настолько силен, что «рукою молнии ловил». В Мцыри нераздельно слились мятежно-могучая сила, твердая, как сталь, воля, героическая мужественность и душевность, мягкость, лирическая нежность.

Однако, в отличие от многих романтических героев, том числе и от Демона, Мцыри не индивидуалист, и не эгоист. Его гордое одиночество в плену — это средство самозащиты, выражение протеста. Он тоскует по родному аулу, по общению с людьми, близкими ему по духу. Романтическая идея свободы сочетается в поэме Лермонтова с патриотической идеей, так же, как это можно видеть в творчестве поэтов-декабристов. Автор не разделяет этих понятий: в одну, но «пламенную страсть» сливается любовь к родине и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими — стены, трусливыми и жалкими — стражи-монахи, сам он ощущает себя рабом и узником. Его желание узнать, «для воли иль тюрьмы // На этот свет родимся мы», обусловлено страстным порывом к свободе. Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти дни, проведенные на воле, он называет блаженством. Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них.

В «Мцыри» Лермонтов почти полностью исключил любовный мотив, игравший столь значительную роль в «Исповеди» (любовь героя-монаха к монахине), потому что все здесь подчинено одной идее — идее свободы, слившейся с идеей патриотизма, Этот мотив отразился лишь в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы.

Мцыри не просто любит отчизну. Он готов сражаться за нее. И поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты юноши. Поэма не раскрывает до конца стремлений героя, но они ощутимы в намеках. О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает, прежде всего как о воинах: не случайно ему снятся сражения, в которых он побеждает, недаром мечты влекут его в «чудный мир тревог и битв». Он убежден, что мог бы быть «...в краю отцов // Не из последих удальцов». Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит: «Ты помнишь детские года: // Слезы не знал я никогда». Волю слезам он дает лишь во время побега, потому что никто их не увидит. Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, наполнило его сердце чувством родства с грозой.

 

Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляются в битве с барсом. Его не страшила могила, потому что он знал: возвращение в монастырь — это та же смерть, а может быть, это и хуже смерти. Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбивого патриотизма. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы «...рай и вечность променял» за несколько минут жизни среди близких. Побежденный непреодолимыми обстоятельствами, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы, а его мужественность, цельность, героизм являлись укором бездеятельным современникам поэта.

Поэма, романтическая по своей сути, рисует и необычный, романтический кавказский пейзаж. Но пейзаж этот служит, главным образом, средством раскрытия характера героя. Презирая свое окружение, Мцыри чувствует родство лишь с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с бледным листком, выросшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову, когда озолотился восток. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Ему понятны спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, он видит зубцы далеких гор и бледную полосу «меж темным небом и землей», ему чудится, что его «прилежный взор» мог бы следить через прозрачную синеву неба за полетом ангелов.

Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою «душу» в рассказе-исповеди, воспринимается как подлинно романтический герой. Однако Лермонтов, писавший поэму «Мцыри» в те годы, когда создавался и реалистический роман «Герой нашего времени», вносит таие черты в свое произведение, которых нет в более ранних его поэмах. Если прошлое героев «Исповеди» и «Боярина Орши» остается совершенно неизвестным, и мы не знаем тех социальных условий, которые сформировали их характеры, то строки о несчастливом детстве и отрочестве Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для романтических поэм, связана со стремлением глубже раскрыть душу героя. Этот психологизм произведения, детализация переживаний героя естественны для поэта, который в то же время создавал социально-психологический роман.

Романтическая поэма и образ Мцыри свидетельствовали о росте реалистических тенденций в творчестве Лермонтова. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций А. С. Пушкина и поэтов-декабристов и вместе с тем как новое звено в цепи развития русской культуры. По словам В. Белинского, он внес в национальную литературу свой, «лермонтовский элемент».

 

 

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Лермонтов | Распечатать
04.30.2014 / 13:57 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: