Главная » Сочинения » Человек и природа в лирике А. Фета (На примере стихотворений «Я пришел к тебе с приветом…», «Шепот, робкое дыханье…»)
Категории
Реклама

Интересно

Человек и природа в лирике А. Фета (На примере стихотворений «Я пришел к тебе с приветом…», «Шепот, робкое дыханье…»)

Пойми живой язык природы — и скажешь ты: прекрасен мир… 
И. Никитин

А. А. Фет снискал в литературе славу тончайшего лирика. Ни эпический, ни драматический род литературы не был его призванием. Он был одним из самых крупных поэтов так называемой школы «чистого искусства», резко противопоставившей себя представителям гражданского направления в литературе, писателям-демократам, соратникам Чернышевского и Некрасова. Отворачиваясь от трагических сторон действительности, от тех вопросов, которые волновали его современников, Фет ограничил свое творчество тремя темами: любовь, природа, искусство.

«Стремясь от людей утаиться», поэт уходит в мир природы, чтобы обрести гармонию. Фет сумел очеловечить природу, найти в ней отзвук своим настроениям и чувствам, передать красоту родного пейзажа. «Природы тайный соглядатай», поэт обладал острым поэтическим зрением и слухом, что дало право П. И. Чайковскому указать на певучесть и музыкальность лирики Фета: «...Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Это не просто поэт, скорее, поэт-музыкант».

Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом...» — одно из ранних в лирике Фета и одно из самых популярных. Темы любви и природы, затронутые здесь,— вечные темы поэзии, Однако Фет сумел сказать в своем произведении нечто новое. От его поэтического шедевра веет свежестью. Оно ни на что не похоже. Для Фета это вообще характерно и соответствует его поэтическим установкам. Фет писал: «Поэзия требует новизны, под новизной я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства».

Необычно уже само начало стихотворения: «Я пришел к тебе с приветом, рассказать...». Для нас сегодя эта строка удачна с художественной точки зрения, но во времена же Фета это воспринималось как поэтическая дерзость. Сам же поэт шутливо и не без гордости называл свои произведения стихами «в растрепанном роде».

Неточные слова и как бы «растрепанные» выражения создают в стихах Фета не только неожиданные, но и яркие, волнующие образы. Начальные слова «Я пришел к тебе с приветом...» кажутся особенно органичными и естественными для живой речи, Создается впечатление, что поэт не задумывался специально над словами, а они сами сложились в его голове.

Стихотворение заканчивается строками:

…не знаю сам, что буду 
Петь, — но только песня зреет.

Эти строки тоже о естественности поэтического слова.

Опорными, ключевыми в стихотворении являются слова: «привет», «солнце», «свет», «трепет листьев». По эмоциональному смыслу они близки друг другу, создают представление о сильном переживании: о радости, счастье, любви и весне. Они похожи на звонкий музыкальный аккорд, который нарастает, усиливается.

Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом...» отличается удивительной цельностью. Все в нем внутренне связано друг с другом, оно произносится в едином порыве чувства, точно на одном дыхании. Лирический герой видит рассвет и луч солнца, который бежит по листьям:

Лес проснулся, 
Весь проснулся, веткой каждой...

Птицы начинают петь. Оживает природа — оживает и душа лирического героя. Природа и чувства героя соотносятся, и все это находится в движении: радость героя и мир, залитый солнцем, проснувшийся лес, жаждущий весны, и человеческое сердце, открывшееся счастью и готовое ему служить, и зреющая в душе торжественная песня.

Цельности стихотворения способствуют и повторы, которые скрепляют слова и приводят их в движение. Через равные периоды во втором стихе первой строфы и в первом стихе всех последующих строф повторяется слово «рассказать»: «Рассказать, что солнце встало...», «Рассказать, что лес проснулся», «Рассказать, что с той же страстью...», «Расказать, что отовсюду...» Именно это слово является скрепляющим строфы элементом, придает всему стихотворению ощущение единства. Есть и другие слова-повторы: «лес проснулся» — «весь проснулся»; «веткой каждой» — «каждой птицей». Многократное повторение союза «что» придает стихотворению плавность.

В стихотворении можно выделить яркие эпитеты, помогающие создавать радостно-приподнятое настроение, например, «горячий свет», «весенняя жажда». Фет также использует и олицетворения: «лес проснулся», «солнце встало».

Логическим ударением автор выделяет главное смысловое слово стихотворения — любовь, радость жизни и пробуждающаяся природа вызывают в душе человека песню. Это песня о весне в природе и о зарождающихся чувствах человека. Как лес «весенней полон жаждой», так и душа лирического героя открыта счастью.

Фет большое значение придавал концовке стиха, считая, что именно здесь должна сосредоточиваться вся сила стихотворения: она должна быть такой, чтобы к ней нельзя было прибавить ни одного слова. Именно такова концовка данного стихотворения. Она действительно завершает лирический сюжет. Стихотворение заканчивается песней. Песня — это высший взлет, высшая точка радости. Для песни еще нет слов, но сама мелодия уже есть, она просится наружу.

Молодой поэт заявил о себе в русской литературе этим стихотворением. Он пришел рассказать о блеске солнечного утра и страстном трепете молодой, весеней жизни, о жаждущей счастья влюбленной душе и неудержимой песне. Он принес этим стихотворением романтическое дыхание весны в поэзию.

В стихотворении «Шепот, робкое дыханье...» темы любви и природы также слиты воедино. Здесь получила наиболее яркое отражение такая особенность фетовской лирики, которую критики назвали «безглагольность», Действительно, в стихотворении нет действия — лишь быстрая смена картин:

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.

Картины, возникающие перед читателем, статичны — в них самих нет движения. Фет использует тот принцип, который можно было бы назвать принципом перебирания фотографий. Смена этих картин придает стиху удивительную динамичность и воздушность, помогает изобразить тончайшие переходы из одного состояния в другое. На фоне картин природы «милое лицо» изменяется.

Читатель будто наяву видит свидание в саду. Ночной полумрак. Поют соловьи, и цветут пурпурные розы. Ничего не происходит, но поэту удается через серию картин передать напряженное лирическое переживание, эмоции героя, момент любви. «Пурпур розы» в финале плавно перетекает в цвет зари. Это символ света, любви, высшее выражение душевного подъема:

И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

В основе эстетико-философской концепции Фета лежит мысль о тесной взаимосвязи человека и природы. Лирический герой его поэзии стремится стать частью природы, что позволит ему обрести радость в душе и абсолютную свободу. Он растворяется в мире природы и потому видит ее душу, ее тайну. Поэзия Фета — поэзия намеков, догадок, умолчаний, Его лирические миниатюры отличаются богатством оттенков, нежностью, душевной теплотой. Их назначение передать не столько мысли и чувства поэта, сколько его «летучее» настроение.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Фет | Распечатать
04.30.2014 / 14:22 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: