Главная » Сочинения » Тема философского осмысления природы в лирике Ф. Тютчева (На примере стихотворения «Певучесть есть в морских волнах…»)
Категории
Реклама

Интересно

Тема философского осмысления природы в лирике Ф. Тютчева (На примере стихотворения «Певучесть есть в морских волнах…»)

 

Одно из замечательных явлений русской поэзии — это стихотворения Ф. И. Тютчева о природе. С удивительной точностью и любовью поэт создал незабываемые картины «осени первоначальной», весенней грозы, летнего вечера, ночного моря, утра в горах. Все в природе представляется поэту живым, полным глубокого значения, все говорит с ним «понятным сердцу языком».

Пейзажную лирику Тютчева, если быть точным, нужно назвать пейзажно-философской, так как картины природы, мысли о ней и ощущение взаимосвязи жизни природы и человека здесь сплетены воедино.

Стихотворение «Певучесть есть в морских волнах...» как раз и представляет собой замечательный образец такой лирики. В нем, как и во многих других произведениях поэта, речь идет о водной стихии. Тютчев часто обращается к образам моря, реки, ручья, фонтана: движение воды, по мысли поэта, сродни человеческой душе.

Читая стихотворение, мы представляем себе лирического героя — мыслящего и творческого человека, умеющего тонко чувствовать. Он стоит на морском берегу и любуется открывающимся ему морским пейзажем.

Конкретного описания моря поэт не дает. Лишь через ощущение лирического героя мы представляем его то спокойным, «струящимся», то бурным и штормящим «в стихийных спорах».

Тютчев по праву считается мастером пейзажной лирики. Но сам по себе пейзаж у него возникает довольно редко. Чаще образы природы служат поэту для воплощения его дум о человеке, о смысле и устройстве жизни. В данном стихотворении морской пейзаж является отправной точкой, поводом для рассуждения лирического героя о природе и человеке. Мерный звук морского прибоя невольно настраивает на размышления.

Латинский эпиграф к стихотворению — «Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниах» — в сущности показывает отношение поэта к природе. По его мысли, природа совершенна, и челоеку никогда не возвыситься над ней:

Невозмутимый строй во всем, 
Созвучье полное в природе…

Тютчеву в высокой степени доступна передача эмоциональных ощущений, вызванных в человеке явлениями внешнего мира. В стихотворении «Певучесть есть в морских волнах...» мы явно ощущаем преклонение лирического героя перед миром природы. В шуме морского прибоя ему слышится удивительная музыка. Она рождается волнами, движением моря, его жизнью:

Певучесть есть в морских волнах, 
Гармония в стихийных спорах,

 

И стройный мусикийских шорох 
Струится в зыбких камышах.

С помощью сочетаний звуков «ст», «сп» и повторения звука «ш» поэту удается добиться передачи звукового фона моря. Весь ритм стихотворения, подчеркнутый аллитерациями и ассонансами, вызывает слуховое ощущение движущейся морской стихии. Шум моря сливается с совершенной музыкой, рожденной им. Звукопись, в свою очередь, является основой построения зрительной картины. Тютчеву удалось добиться синтеза нескольких видов искусств: поэзии, музыки и живописи. В стихотворении всего несколько строк. Но стоит закрыть глаза, и каждый из нас сможет представить себе свой морской пейзаж и будто наяву услышит музыку моря.

Природа в стихотворении предстает неким мыслящим живым существом. Она не статична, она все время в движении. У нее есть душа, которая открывается не всем, и язык, понятный не каждому. Море поет, а «мыслящий тростник» ропщет. Звуки, сливаясь воедино, опять рождают удивительную гармонию.

 Совершенная природа, воплощенная здесь в морской стихии, не может не заставить человека задуматься о том, почему все не так гармонично в его жизни. Возникает противопоставление природы и человека. С природой связаны такие слова и словосочетания, как «гармония», «стройный», «невозмутимый строй», полное «созвучье». Причем гармония эта рождается не только состоянием покоя природы, она есть и в буйстве стихий. Именно поэтому автор рифмует слова «море» и «в хоре», желая подчеркнуть свою мысль о том, что в мире природы миллионы звуков стихий сливаются в единый и стройный хор.

С человеком же, напротив, ассоциируется слово «разлад». Лирический герой ощущает свой разлад с природой. «Душа не то поет, что море», — констатирует он и задается вопросом: «Откуда, как разлад возник?» Будучи частью природы и ее порождением, человек отделился от нее, утратив понимание мира природы, потеряв слияние с ней, а, значит, по мысли поэта, он потерял глубинное, сокровенное знание о жизни, то самое знание, которое, возможно, позволило бы построить человеческий мир на более верных и гармоничных началах.

Казалось бы, теперь, оторвавшись от природы, человек получил хотя бы одно достижение — свободу от нее и возвысился над миром. Но и это не так. Сама рифмовка «природа» — «свобода» подчеркивает эту мысль Тютчева. Свободу же человека автор называет «прозрачной», потому что, в сущности своей, слишком мал и неопытен человек перед лицом природы.

Стихотворение «Певучесть есть в морских волнах...» рождает печальное, если не сказать, грустное настроение. Мы явно ощущаем здесь тревогу поэта за то, что ожидает мир. Быть может, многие наши беды отого, что мы оторвались от природы, что человек стал фальшивой нотой в стройном «общем хоре». Если бы мы научились понимать и ценить природу, то, возможно, и жизнь наша стала бы более гармоничной. Образами природы Ф. И. Тютчев выражает свои сокровенные мысли и чувства, сомнения и мучительные вопросы.

 

 

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Тютчев | Распечатать
04.30.2014 / 14:24 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: