Главная » Сочинения » Стихотворение А. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» (восприятие, истолкование, оценка)
Категории
Реклама

Интересно

Стихотворение А. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» (восприятие, истолкование, оценка)

Все самые тайные и глубокие чувства с необыкно­венной тонкостью и силой выразились в лирике А. С. Пушкина. Для поэта любовь — одно из сильней­ших человеческих чувств, заставляющее трепетать все струны души, вызывающее вдохновение, пробуж­дающее жажду творчества. В нескольких строчках просто и вместе с тем глубоко раскрывается это чувст­во. Примером тому является стихотворение «На хол­мах Грузии лежит ночная мгла...» — небольшое по объему произведение, написанное простым языком, не содержащее ни красочных метафор, ни необычных сравнений и, кажется, легко и просто сошедшее с ав­торского пера.

Однако если рассмотреть фотографию рукописного черновика стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», мы увидим следы напряженной рабо­ты поэта: множество зачеркнутых, исправленных и переделанных строк. Можно сделать вывод, что лег­кость и простота стихотворения явились результатом упорного труда Пушкина и что, следовательно, в тексте нет ни одного лишнего слова: каждое из них на­полнено глубоким смыслом. И оттого такое неболь­шое стихотворение столь выразительно. Так каков же смысл?

Два первых стиха дают пейзажную картину:

На холмах Грузии лежит ночная мгла,

Шумит Арагва предо мною.

Первые строки вводят в сознание читателя образы высоты и глубины, противопоставление двух начал. «Ночная мгла» здесь не просто темнота. В данном слу­чае создается два образа — ночи и лунного света. Ночь, о которой говорит автор,— светлая, проникну­тая примиряющим светом луны, связана с задушев­ными переживаниями автора.

В образах горных вершин, глубокой реки, текущей в темноте, ночной мгле и лунном свете нет ничего про­тиворечивого или трагического, а, наоборот, все носит примиренный характер, что подчеркивается спокой­ной музыкальной организацией стиха.

Картину контрастную и примиренную, и одновре­менно широкую и спокойно-печальную дает обилие и разнообразие согласных звуков, много плавных: «м», «н», «л».

В третьей и четвертой строках раскрывается внут­реннее состояние лирического героя. Оно находится в согласии с окружающим пейзажем. Чувства, испытываемые героем-автором трудносовместимые: «гру­стно и легко». Объяснение их соединению находим в выражении «печаль моя светла». Каким светом про­низана эта печаль? Этому посвящен следующий стих: «Печаль моя полна тобою...».

Имя возлюбленной покрыто тайной, но именно ею полна печаль, и это делает печаль светлой.

Далее интонация меняется, она делается более на­пряженной. Авторский монолог посвящен любви, однако в нем нет местоимения «я» в форме подлежащего. Одновре­менно бросается в глаза наличие безличных конструк­ций: «мне грустно», «мне легко». Место подлежащего здесь занимают слова «печаль», «сердце». Тем более сильно звучит выделенность поэтического «ты».

Любовь, о которой говорит поэт,— любовь самопожертвенная:

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

Поэт сам не может объяснить, отчего он любит, и просто смиряется с неизбежностью этого безнадежно­го и бескорыстного чувства. Но именно наивность мо­тивировки делает ее полной глубокого значения: лю­бовь не нуждается в причинах и хитроумных объясне­ниях.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: сочинение, Пушкин | Распечатать
12.05.2010 / 20:04 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: