Главная » Сочинения » Стихотворение А. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» (восприятие, истолкование, оценка)
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Стихотворение А. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» (восприятие, истолкование, оценка)

Все самые тайные и глубокие чувства с необыкно­венной тонкостью и силой выразились в лирике А. С. Пушкина. Для поэта любовь — одно из сильней­ших человеческих чувств, заставляющее трепетать все струны души, вызывающее вдохновение, пробуж­дающее жажду творчества. В нескольких строчках просто и вместе с тем глубоко раскрывается это чувст­во. Примером тому является стихотворение «На хол­мах Грузии лежит ночная мгла...» — небольшое по объему произведение, написанное простым языком, не содержащее ни красочных метафор, ни необычных сравнений и, кажется, легко и просто сошедшее с ав­торского пера.

Однако если рассмотреть фотографию рукописного черновика стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», мы увидим следы напряженной рабо­ты поэта: множество зачеркнутых, исправленных и переделанных строк. Можно сделать вывод, что лег­кость и простота стихотворения явились результатом упорного труда Пушкина и что, следовательно, в тексте нет ни одного лишнего слова: каждое из них на­полнено глубоким смыслом. И оттого такое неболь­шое стихотворение столь выразительно. Так каков же смысл?

Два первых стиха дают пейзажную картину:

На холмах Грузии лежит ночная мгла,

Шумит Арагва предо мною.

Первые строки вводят в сознание читателя образы высоты и глубины, противопоставление двух начал. «Ночная мгла» здесь не просто темнота. В данном слу­чае создается два образа — ночи и лунного света. Ночь, о которой говорит автор,— светлая, проникну­тая примиряющим светом луны, связана с задушев­ными переживаниями автора.

В образах горных вершин, глубокой реки, текущей в темноте, ночной мгле и лунном свете нет ничего про­тиворечивого или трагического, а, наоборот, все носит примиренный характер, что подчеркивается спокой­ной музыкальной организацией стиха.

Картину контрастную и примиренную, и одновре­менно широкую и спокойно-печальную дает обилие и разнообразие согласных звуков, много плавных: «м», «н», «л».

В третьей и четвертой строках раскрывается внут­реннее состояние лирического героя. Оно находится в согласии с окружающим пейзажем. Чувства, испытываемые героем-автором трудносовместимые: «гру­стно и легко». Объяснение их соединению находим в выражении «печаль моя светла». Каким светом про­низана эта печаль? Этому посвящен следующий стих: «Печаль моя полна тобою...».

Имя возлюбленной покрыто тайной, но именно ею полна печаль, и это делает печаль светлой.

Далее интонация меняется, она делается более на­пряженной. Авторский монолог посвящен любви, однако в нем нет местоимения «я» в форме подлежащего. Одновре­менно бросается в глаза наличие безличных конструк­ций: «мне грустно», «мне легко». Место подлежащего здесь занимают слова «печаль», «сердце». Тем более сильно звучит выделенность поэтического «ты».

Любовь, о которой говорит поэт,— любовь самопожертвенная:

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

Поэт сам не может объяснить, отчего он любит, и просто смиряется с неизбежностью этого безнадежно­го и бескорыстного чувства. Но именно наивность мо­тивировки делает ее полной глубокого значения: лю­бовь не нуждается в причинах и хитроумных объясне­ниях.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: сочинение, Пушкин | Распечатать
12.05.2010 / 20:04 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: