Главная » Сочинения » Души «мертвые и живые» в поэме Н. Гоголя «Мертвые души»
Категории
Реклама

Интересно

Души «мертвые и живые» в поэме Н. Гоголя «Мертвые души»

 

Вершиной творчества Н. В. Гоголя стала поэма «Мертвые души». Приступая к созданию этого произведения, автор писал Жуковскому, что «вся Русь явится в нем». И действительно здесь нашло отражение «все хорошее и дурное, что есть в России от нас». (Гоголь).

Сюжет поэмы строится на купле-продаже так называемых «мертвых душ» — крестьян, уже умерших, но числящихся в ревизских списках как живые. Однако, читая поэму, мы понимаем, что понятие «мертвые души» относится не только к умершим людям, но и к тем живым, которые обладают «неподвижным холодом души и бесплодной пустыней сердца».

Главный герой поэмы, плут и авантюрист Чичиков, стремясь прикупить «мертвые души», побывал у пяти помещиков, каждый из которых хуже предыдущего.

Галерея образов помещичьих типов начинается с Манилова. В его облике сначала бросается в глаза именно «приятность», его желание всем нравиться. Любуясь собственными тонкими манерами, гордясь ими, Манилов преисполнен веры в то, что он является носителем подлинной культуры.

Впечатление, которое производит вначале Манилов, по мере более близкого знакомства с ним изменяется. «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: какой приятный и добрый человек! В следующую затем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: черт знает, что такое! И отойдешь подальше; еси же не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную».

Неотразимым по уму и образованности представляется Манилову и сам Чичиков, с первой встречи завоевавший симпатии помещика. Несмотря на то, что Манилов знаком с Чичиковым совсем недавно, он называет его бесценным другом. Нельзя без смеха читать его рассуждения о том, как государь, узнав об их дружбе, пожалует их званием генералов.

Жизнь представляется Манилову чем-то похожим на идиллические пасторали. Никаких столкновений и конфликтов он не видит и видеть не хочет. Знание жизни он подменяет пустыми фантазиями и создает свой иллюзорный мир. В его голове постоянно возникают какие-то фантастические прожекты, но он не способен ни к какому действию. Манилов лишен мысли и всякого живого стремления, а та «возвышенность», которой он так гордится — это всего лишь бессознательный маскарад, скрывающий подлинную «мертвую» суть героя.

Если Манилов пытается рядиться в одежды выспренности, то в образе Коробочки обмельчание человека, духовная нищета предстает в своем естественном состоянии. Помещицу отличает своеобразная, слишком уж незатейливая «простота», которая находит отражение и в ее внешнем облике, и в ее отношениях с людьми. «Эх, отец мой, обращается она к Чичикову, да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи! Где так изволил засалиться?»

Не случайно мы встречаемся с Коробочкой сразу после Манилова. Ее житейская непосредственность контрастирует с внешней утонченностью предыдущего помещика. Образ Коробочки — это выражение прозаизма и обыденности, расчетливого и цепкого практицизма. Все мысли и желания этой помещицы сосредоточены на постоянном накоплении и упрочении своего состояния. Коробочка, в отличие от Манилова, не бездеятельный фантазер, а трезвый, вечно копошащийся у своего жилья приобретатель.

Однако хозяйственность Коробочки помогает обнаружить ее внутреннее убожество. Приобретательские стремления заполоняют все сознание помещицы, не оставляя места ни для каких иных чувств. Из всего она стремится извлечь пользу. Она и крепостными крестьянами торгует с такой же расчетливостью, как продает пеньку, сало или птичьи перья. С такой же мерой она подходит и к предложению Чичикова о продае мертвых душ. Старуху пугает необычность сделки, но и выгоду она упустить не хочет.

Чичиков метко называет Коробочку «дубинноголовой». Сочетание патриархальной замкнутости с грубым стяжательством определяет крайнюю степень бедности ее духовной жизни. Весь мир для нее замкнулся в поместье, вне которого она не видит ничего важного.

Точно так же, как при переходе повествования от Манилова к Коробочке ясно ощущается внутреннее сопоставление этих образов, в главе, посвященной Ноздреву, выявляется контраст между этим новым действующим лицом и Коробочкой. В противоположность мелочной помещице, Ноздрев отличается буйной удалью, «широким» размахом натуры. Он очень активен и подвижен. Ни на минуту не задумываясь, Ноздрев готов заняться любым деом — всем, что только приходит ему в голову. Однако энергия Ноздрева лишена какой-либо направляющей идеи, цели. С одинаковой легкостью он начинает любое предприятие и бросает его, сразу же забывая о том, что еще некоторое время назад привлекало его внимание. Все, что он затевает, кончается либо пустяками, либо разного рода «историями».

Изображая быт этого помещика, Гоголь иронически оттеняет его чрезвычайную привязанность к животным, которые были предметом его особых забот. Очень выразительно дана, например, писателем картина ноздревской псарни. Лишь завидев его, собаки летят ему настречу, а он с ними «как отец среди семейства». Эта замечательная деталь показывает подлинную сущность героя, который никогда и ни в чем не считается с людьми.

Важную черту характера Ноздрева составляет наглость. Со всеми людьми он держится запанибрата, каждого тут же считает другом, но также легко забывает свои слова и свои отношения с людьми. Одного и того же человека Ноздрев называет то другом, то подлеом. Это отсутствие у помещика моральных критериев очень тонко раскрывается Гоголем.

Ноздрев предстает человеком «многосторонним»: он и шулер, и собачник, и хвастун, и кутила, и плут, Однако вся эта многосторонность, замечательно раскрытая Гоголем, лишена какого-либо положительного начала. Писатель показывает Ноздрева как мелкого человека без всяких моральных принципов и представлений о порядочности.

Следующий, с кем мы знакомимся, — Собакевич. Его никак нельзя причислить к людям, которые витают в облаках. Напротив, он обеими ногами стоит на земле, трезво оценивая жизнь и людей. Когда это необходимо, Собакевич умеет добиваться того, чего хочет.

Характеризуя быт этого помещика, Гоголь оттеняет то, что здесь все «было упористо, без пошатки». Физическая крепость и уродливая неуклюжесть видны в портрете Собакевича, похожего на медведя средней величины. Сравнение с медведем дано автором не только с внешней стороны: оно подводит к раскрытию психологических особенностей героя. Животное начало главенствует в натуре Соакевича. Не случайно ему досталась и такая фамилия. Он не помышляет ни о каких духовных запросах. По его мнению, единственным делом может быть только забота о собственном существовании, которое он не склонен усложнять.

Насыщение желудка стоит у Собакевича на первом месте, потому-то и все радости жизни связаны у этого героя, прежде всего, с сытной едой. «У меня, когда свинина, всю свинью подавай на стол, баранина всего .барана тащи, гусь — всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует».

Собакевич враждебно относится к культуре и просвещению. Он считает эти понятия глупой и ненужной людям выдумкой. Однако Собакевич не чужд трезвого и расчетливого практицизма. Он хорошо понимает свою выгоду, знает окружающую его обстановку и людей. Провести такого помещика вряд ли кто сможет. Он неуклонно стремится к обогащению и любого обведет вокруг пальца.

Интересно поведение Собакевича в разговоре с Чичиковым относительно мертвых душ. Чичикову и не пришлось издалека подходить к столь щекотливой теме. Собакевич ничуть не удивился и предложил Чичикову сделку так, как будто речь шла о самом обычном деле.

Практическая хватка, которая выделяет Собакевича среди других помещиков, неотделима от его психологического облика. Он обладает способностью активного действия, но это не только не уменьшает, а как раз усиливает его низменные стремления. Однако и то исчезновение подлинно человеческих качеств, которое дано в образе Собакевича, не исчерпывает меры падения человека. Мелочность, ничтожность достигают предельного выражения в образе Плюшкина, который завершает портретную галерею помещиков в романе. Подобно Коробочке и Собакевичу, Плюшкин поглощен заботами о наколении богатств; подобно им, он находится во власти эгоистических чувств и желаний. Но накопление стаовится единственной жизненной целью этого помеика. Ненасытная жадность ведет к тому, что Плюшкин теряет ощущение значимости вещей, перестает отличать важное от мелочи, полезное от ненужного. Именно на малосущественном и незначительном и сосредоточено внимание Плюшкина. «Он уже позабывал сам, сколько у него было чего, и помнил только, в каком месте стоял у него в шкафу графинчик с остатком какой-нибудь настойки, на котором он сам сделал наметку, чтобы никто воровским образом ее не выпил, да где лежало перышко и сургучик».

Плюшкин превращается в настоящего раба вещей. Жажда накопления толкает его на путь самоограничения. Он не позволяет себе нормально питаться и носить хорошие вещи. Характерно, что при встрече с ним Чичиков долго не мог разобрать, к какому полу принадлежит то существо, которое он увидел, он не мог понять, ключник это или ключница.

Когда-то Плюшкин был нормальным человеком и имел семью. Он отличался опытностью и знанием жизни. В отличие от других персонажей, биографий которых Гоголь не дает, Плюшкин изображен в процессе своего развития. Не случайно именно в этой главе показана наибольшая мера угасания человеческого — наибольшая потому, что Плюшкин был не всегда таким, каким он предстает перед читателем. Эта душа могла бы жить.

Мы понимаем, что, по мысли Гоголя, человек не является плохим от рождения, а становится чудовищем. Ненасытная скупость разрушает связи Плюшкина с людьми. Он не испытывает потребности в чеовеческом общении не только потому, что дружеские, как и все остальные человеческие чувства из него выетрились, но и потому, что общение с окружающими может нанести ему материальный ущерб. Всякое посещение друзей, как и приезд гостей, означает расходы, а их-то Плюшкин боится более всего, Даже о своих детях помещик рассуждает так же.

Но самое интересное, что накопление богатств превращается у Плюшкина в полную его противоположность. В его имении гниют сено и хлеб, материи, если к ним прикоснутся, становятся пылью.

Таким образом, один за другим следуют в поэме образы помещиков, и каждый из них ничтожнее предыдущего: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. Все гоголевские помещики — характеры яркие, запоминающиеся, Но при всем их внешнем разнообразии суть остается низменной: владея живыми душами, сами они давно превратились в души мертвые.

Такими же мертвыми душами предстают перед нами и чиновники губернского города. В сцене бала заметно, что их лица все сливаются в одно, ничем не примечательное, а различаются разве что наличием или отсутствием бородавки. Интерес их сосредоточен лишь на сплетнях, тщеславии и зависти, Они все бездельники и такие же «мертвые души», как и помещики.

Причины омертвления души человека Гоголь показывает в образе Чичикова. Безрадостное детство, служба, на которой процветает взяточничество, общество безнравственных людей — все это сформировало в нем расчетливого подлеца. Если внимательно посмотреть, то Чичиков наглее Ноздрева и черствее Собакевича. Да, он отличается от помещиков своей предприимчивостью, энергией и умом. Он дает людям очень меткие характеристики, Однако Чичиков — «мертвая душа», потому что он не ценит в жизни ничего, кроме денег. В образе Чичикова Гоголь показывает появление в русском обществе нового человека, представителя нарождающейся буржуазии. Все высокие чувства, в том числе и любовь, оцениваются им только с точки зрения материальной выгоды.

Кто же в поэме воплощает живое начало? По выражению А. И. Герцена, Гоголь разглядел в поэме позади «мертвых душ — души живые». Это души крестьян, воплощение русского национального характера. Это и талантливый каретник Михей, и сапожник Телятников, и кирпичник Милушкин и, конечно, плотник Степан Пробка, Все эти люди умерли, но они оказываются живее своих хозяев. Именно для них Гоголь находит теплые слова. Именно о них он думает: «Что вы сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?»

Но самым главным «живым» образом в поэме становится образ Руси. Живая душа русского человека живет в народе, в его языке и песнях, в плодах его труда. В лирических отступлениях Гоголь создает удивительно возвышенный образ Руси и народа, который в конце поэмы перетекает в образ Руси-тройки, несущейся в будущее. Каким будет это будущее, автор не знает, но для него важно, что образ Руси связан с движением, а, значит, он не мертвый, не застойный. Писатель мечтает о возрождении души, о развитии всего того лучшего, что есть в русском народе. И поскольку он пишет о духовном мире, о возвышенном, передачей которого призвана заниматься лирика, он называет свое произведение поэмой.

 

 

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Гоголь | Распечатать
04.30.2014 / 14:48 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: