Главная » Сочинения » Индивидуалистический бунт Раскольникова (Вариант: Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»)
Категории
Реклама

Интересно

Индивидуалистический бунт Раскольникова (Вариант: Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»)

Презирать людей не трудно,
презирать суд собственный — невозможно…
А. С. Пушкин

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» принадлежит к числу тех произведений, актуальность которых с течением времени не уменьшается. В центре этого романа находится вопрос о возможных путях развития человеческой личности в суровых жизненных условиях. Основное содержание «Преступления и наказания» составляет история преступления и его нравственные последствия для главного геоя. Психологический анализ состояния преступника нельзя рассматривать отдельно от философской теории Раскольникова, являющейся во многом порождением среды, из которой он вышел.

Раскольников — студент, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учение. Его мать, вдова провинциального чиновника, живет после смерти мужа на скромную пенсию, большую часть которой она отсылает сыну, чтобы тот мог как-то существовать. Сестра Раскольникова Дуня вынуждена поступить на работу гувернанткой в семью богатых помещиков. Она подвергается там обидам и унижениям, но продолжает работать, так как считает своим долгом помогать матери и брату.

Раскольников очень беден. Он живет в тесной каморке, похожей на гроб, на пятом этаже многоквартирного петербургского дома, неподалеку от Сенной площади. Сам пребывая в ужасной бедности, он еще и каждодневно видит жизнь самых бедных слоев Петербурга. Это и спившийся чиновник Мармеладов, и его жена Катерина Ивановна, умирающая от чахотки, и многие другие бедные люди этого мрачного города. Жизнь обездоленных людей Петербурга ничем не отличается от жизни таких же «униженных и оскорбленных» бедняков в провинции. Такова судьба сестры и матери Раскольникова, которые в результате социальной несправедливости живут в бедности. Осознание главным героем романа своего положения отверженного в обществе и близости своей судьбы судьбам других бесправных людей приводит Раскольникова к социальным мотивам его преступления.

В романе изображен главный торговый район современного автору Петербурга — Сенная площадь и окружающие ее мрачные улицы и переулки. Глазами главного героя мы видим жизнь бульваров, закусочных, трактиров. Тяжелая атмосфера города-убийцы, города-соучастника убийства давит на психику, травмирует душу живущего в нем человека, способствует развитию в его голове различных фантастических идей и иллюий, не менее кошмарных, чем сама жизнь.

Раскольников сознает, что не только он сам, но и тысячи других людей неизбежно обречены на нищету, бесправие и раннюю смерть. Но он человек умный и потому не может просто смириться с существующим положением вещей. И это порождает в нем постоянную работу мысли, стремящейся найти выход из сложившейся несправедливой ситуации.

Встреча с Мармеладовым производит на Раскольникова очень большое впечатление. Исповедь пьяного чиновника, его рассказ о судьбе жены и детей, особенно Сони, вынужденной, чтобы прокормить семью, пойти «по желтому билету», подтолкнула Раскольникова к преступлению, которое давно уж зрело в его голове, уверила его в необходимости борьбы с «хозяевами жизни», такими, как Алена Ивановна, старуха-процентщица, Лужин и Свидригайлов.

Но собственные страдания Раскольникова и горе других бедных людей не являются главными причинами его преступления. «Если б я только зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь счастлив был», — с горечью и болью говорит он. Корни преступления Раскольникова не в желании поправить свое материальное положение. Все дело здесь в созданной им теории — «идее», которую он считает своим долгом проверить. Размышляя о причинах неравенства и несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что различие между людьми существовало всегда. Более того, все люди, по его мнению, делятся на два разряда — это обыкновенные люди и выдающиеся. В то время, как большинство людей всегда молчаливо подчиняется существующему порядку, в истории человечества время от времени появляются «необыкновенные» люди: Магомет, Ликург, Наполеон. Они не останавливаются перед насилием и преступлением для того, чтобы навязать человечеству свою волю. Проклинаемые современниками, такие выдающиеся личности, по мнению главного героя, затем будут оправданы поомками, признающими их героями.

Из этой теории, которую Раскольников изложил в газетной статье за год до совершения убийства, складываются философские мотивы его преступления. «Вошь я, как все, или человек?.. тварь ли я дрожащая или право имею?» — таков главный вопрос, мучавший героя Достоевского долгие годы.

Раскольников не хочет повиноваться и терпеть. Он должен доказать себе и окружающим, что, подобно другим «необыкновенным» людям, он не «тварь дрожаая», а имеет право переступить и уголовный, и нравтвенный закон. Этот вывод и приводит Раскольникова к совершению преступления.

Раскольников решил, что старуха-процентщица станет подходящим «материалом» для проверки его теории. Она отравляет жизнь всем бедным людям и даже своей родной сестре. Она мерзкая и отвратительная. Если она умрет, то, по мысли героя, всем только легче станет.

Раскольникову удается совершить задуманное убийство. Но трагический «эксперимент» привел его к иному результату, чем тот, которого он ожидал. На своем опыте и на примере других людей Раскольников шаг за шагом убеждается в том, что мораль «необыкновенных» людей ему не по плечу. И дело здесь не в слабости героя, как ему казалось поначалу. Он понимает, что действия этих самых «необыкновенных» людей, в сущности, ничем не отличается от норм поведения «хозяев жизни», с которыми Раскольников стремится бороться.

До совершения убийства герою казалось, что он обдумал и рассчитал все обстоятельства преступления. Но получается так, что жизнь всегда сложнее любых теоретических построений. Вместо одной старухи Раскольников вынужден убить и не вовремя возвратившуюся ее младшую сестру, кроткую и забитую Лизавету, которая никому не делала зла, да и страдала не меньше, чем все окружающие героя бедные люди.

Но еще больше ошибся герой в себе самом, думая, что преступление никак не повлияет на его отношение к внешнему миру. Раскольников считал, что общественное мнение для него безразлично, что он ответственен за свои поступки только перед собой. Но он с удивлением обнаруживает в себе чувство разобщенности с людьми, так как своим поступком он поставил себя вне общепринятых правил и законов. Он думал убить бесполезную и отвратительную старуху, а «убил себя». Вот почему после длительной борьбы с собой он понимает неосуществимость своей теории и по совету Сони отдает себя в руки правосудия.

Герой Достоевского бунтует против существующего жизненного порядка. Он пытается разрушить его и мечтает о роли освободителя человечества, но бунт его индивидуалистический по самой своей сути. Он хочет прежде всего утвердиться сам, отстоять свое право на причастность к «необыкновенным» людям.

Достоевский предлагает Раскольникову выход из духовного кризиса. Автор видит спасение человечества не в индивидуалистическом самоутверждении, а в стремлении к нравственной чистоте и душевному спокойствию. Соня Мармеладова и является идеалом этих стремлений. Она с ужасом слушает рассуждения Раскольникова, который пытается оправдать убийство ростовщицы. Соня призывает его отказаться от страшной идеи «сверхчеловека» и покаяться перед людьми, искупив тем самым свою вину. Раскольников тянется к этой открытой и светлой душе, и только любовь и подержка Сони помогают ему встать на путь нравственного очищения, Ф. М. Достоевский разоблачает несостоятельную, антигуманную теорию Раскольникова. По мысли автора, не бывает хороших преступлений, все преступления бесчеловечны, Писатель-гуманист осудил теорию сильной личности, так как она ведет к страданиям человеческим. Нравственное возрождение личности Достоевский видел в обретении единства с людьми. Ведь человеческое братство — важнейшая норма жизни, ибо в нем есть душевное общение, чуткость, сострадание, любовь.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Достоевский | Распечатать
04.30.2014 / 16:47 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: