Главная » Сочинения » Можно ли строить жизнь по теории Раскольникова?
Категории
Реклама

Интересно

Можно ли строить жизнь по теории Раскольникова?

Ложь перед самим собой, выставляемая за правду, 
губит всю жизнь.
Л. Толстой

Как известно, Родион Раскольников является героем одного из выдающихся произведений русской литературы романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Это произведение и в наши дни не забыто. Так, например, оно скрупулезно изучается во всех крупных университетах США не только как явление мировой литературы, но также с точки зрения психологии и юриспруденции. Особенно много споров вызывают герой «Преступления и наказания» и его знаменитая теория.

«Преступление и наказание» — роман о преступлении, но это не «криминальный роман» и не детектив, с которым его нередко сближали по жанру, а один из величайших философско-психологических романов, да и сам герой здесь — необычный преступник.

Родион Раскольников — это молодой человек, недоучившийся студент с философским складом ума, чуткий и отзывчивый к страданиям окружающих, готовый в любую минуту бескорыстно прийти на помощь другому бедняку. Обожающие его мать и сестра возлагают на него огромные надежды, университетские товарищи признают его превосходство и не без основания видят в нем талант. Перед нами не заурядный человек, а честный и одаренный представитель молодежи, увлеченный мыслью на ложный путь и в результате ставший преступником.

Раскольников беден. Он страдает, зная о горе своей матери и сестры, и горячо хотел бы помочь им. Но собственная бедность, лишения родных, уязвленная гордость не единственные и не главные причины преступления Раскольникова. «Если б я только зарезал из того, что голоден был..., то я бы теперь... счастлив был», — признается он. Раскольников — человек мыси, привыкший анализировать свои чувства и поступки. Задуманное убийство он совершает не безотчетно, а на основании целой системы идей и теоретических соображений, рассматривая его как практическое приложение и проверку созданной им теории.

Философские воззрения Раскольникова излагаютя в статье, содержание которой мы узнаем из его диалога с Порфирием Петровичем. Его теория выстрадана, в ней нет формальных логических противоречий. Она беспощадна и, как мне представляется, по-своему верна даже и в наше время, Каждый день мы слышим о преступности и коррупции в самых высших эшелонах власти. Стоит включить телевизор — и становится страшно от того количества жестокости, несправедливости и насилия, которыми полна наша жизнь. Посмотрев с этой стороны, трудно не согласиться с героем романа Достоевского, что если преступен весь мир, в котором мы живем, то нет и самого понятия преступления.

В чем же именно состоит теория (сам герой называет ее «идеей») Раскольникова? Анализируя причины существующего несправедливого положения, Раскольников приходит к выводу, что в мире всегда существовало различие между двумя разрядами людей. В то время как большинство людей молчаливо и покорно подчинялось установленному порядку вещей, находились отдельные «необыкновенные» люди: Ликург, Магомет, Наполеон, от рождения призванные стать «властелинами судьбы», которые восставали против существующего порядка и при этом смело нарушали все общественные нормы морали, не останавливаясь в необходимых случаях ни перед насилием, ни перед преступлением. Проклинаемые современниками, они были позднее оценены потомками, признавшими их благодетелями человечества.

 Что же, пожалуй, и это рассуждение, на первый взгляд, привлекательно для нас, людей третьего тысячелетия. Сейчас, когда с новой силой вспыхнул интерес к немецким философам, проповедующим индивидуализм, теория Раскольникова многим кажется имеющей право на существование. Она перекликается с работой Макса Штинера «Единственный и его собственность» (мир как собственность мыслящего субъекта), трудом Шопенгауэра «Мир как воля и представление» (мир есть иллюзия мыслящего «Я») и философскими книгами Ницше (идеал «сверхчеловека», идущего на смену современному «слабому» человеку). Достаточно легко согласиться как с авторами перечисленных работ, так и с самим Раскольниковым, что мир несправедлив, его нужно менять и во главе таких перемен должен встать сильный, по-настоящему выдающийся человек.

Однако теории такого рода оказываются отнюдь не безобидными. Из индивидуалистической по своему духу системы идей вытекает та дилемма, к которой должен, так или иначе, прийти любой человек, создавший подобную теорию. Раскольников формулирует ее словами: «...вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Главный герой романа Ф. М. Достоевского не хоет повиноваться и терпеть. Но отсюда, по мысли его героя, возможен лишь один вывод: он должен доказать сее и окружающим, что законы морали, имеющие силу для других людей, не имеют власти над ним, что он не «тварь дрожащая», а прирожденный «властелин», «необыкновенный» человек, которому дано право престуать нравственные законы и нормы, имеющие силу для обыкновенных, рядовых людей. Вот именно здесь-то и выявляется несостоятельность теории Раскольникова, а, значит, и невозможность для нормального человека строить свою жизнь по ней. Ведь не что иное, как «идея», приводит главного героя романа Достоевского к преступлению — убийству старухи-процентщицы. Для всех тех, кто руководствуется подобными принципами, любое преступление (и даже самое страшное — убийство) становится, как и для самого Раскольникова, своеобразным экспериментом, моральным испытанием, необходимым для того, чтобы убедиться, принадлежит ли он к породе «необыкновенных» людей. «Смогу ли я переступить или не смогу?» — так выражает герой романа тот центральный вопрос, решения которого он ждал от своего преступления.

Из всего хода событий романа понятно, что теория Раскольникова ошибочна. Достоевский заставляет героя на личном опыте убедиться, что его бунт против существующей бесчеловечности сам носит бесчеловечный характер. Раскольников вынужден постепенно ощутить это сначала одним голосом сердца, которому его ум продолжает противиться, а затем и всем нравственным существом. Не случайно в романе борьба геоя с законом, в качестве представителя которого выступает следователь Порфирий Петрович, не получает самодовлеющего сюжетного значения. Роман Достоевского убеждает нас, что человек, если он действительно честный и хороший, живущий по теории Раскольникова, будет обязательно мучиться не от страха наказания перед законом, а прежде всего от тяжелых внутренних, моральных раздумий.

Роман Достоевского — это апелляция к человеческой совести и разуму. Идея, которую проповедует автор, заключается в том, что нельзя прийти к благу через преступление, даже если добро во много раз превышает зло. Мы нередко слышим от людей пожилоо возраста о том, что Сталин заслуживает всяческого уважения и даже преклонения. «Пусть он загубил жизни тысяч людей, но ведь это были издержки во благо всей страны», — рассуждают они. По моему глубокому убеждению, люди не могут быть издержками. Никогда нельзя строить счастье на крови. Да, теория Раскольникова во многих своих моментах кажется убедительной, а сам главный герой вызывает симпатию. Но вся судьба и сложный нравственный путь героя убеждают нас, что на его «идее» нельзя строить свою жизнь, так как она ведет к насилию и преступлению. А разве можно стать счастливым или сделать счастливыми людей с помощью преступления?

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Достоевский | Распечатать
04.30.2014 / 16:49 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: