Главная » Сочинения » Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. Чехова «Вишневый сад»
Категории
Реклама

Интересно

Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. Чехова «Вишневый сад»

 

Пьеса «Вишневый сад» была написана А. П. Чеховым в 1903 году. В ней нашла отражение реальная ситуация, сложившаяся в России к этому времени. Чехов показал в пьесе глобальные перемены в жизни людей. Период вишневых садов с их красотой старого помещичьего быта уходит в прошлое. Дворянская усадьба является в пьесе некоей моделью мира. Участь всех «дворянских гнезд» представлена на ее примере.

Прошлое и все, что связано с ним, олицетворяет старшее поколение, которое представлено Гаевым и Раневской. Владельцы вишневого сада являются людьми пассивными и непрактичными. Их жизнь протекала когда-то легко и беззаботно. С одной стороны, они имели возможность заниматься своим образованием и быть высококультурными людьми. С другой стороны, они утратили умение приспосабливаться к жизненным обстоятельствам. Находясь на грани разорения, Гаев и Раневская вынуждены продавать свое родовое имение, с которым у них связаны все лучшие воспоминая и которое, в сущности, символизирует весь их мир, уклад, счастье и покой.

Почему им трудно пойти на продажу вишневого сада, которую предлагает им Лопахин? Не только потому, что они бездеятельны. Им жалко, что пропадет красота, которая воплощена в вишневом саде. Они не могут смириться с тем, что из поэзии сада нужно сделать коммерческое предприятие.

Таким образом, Чехов показывает, что дворянство в России уже утратило свои позиции. Оно потерпело не только экономический, но и духовный крах. Так, например, Раневская и Гаев не в состоянии бороться с новыми жизненными обстоятельствами. Они сами отдают свой сад в руки нового хозяина.

Почему же Раневская и Гаев не в состоянии бороться? Любовь Андреевна Раневская — неглупая и добрая женщина. Лопахин замечает, что она «легкий и простой человек». Она приветлива со всеми окружающими, отдает последние деньги лакеям и нищим. Однако добра ли она по-настоящему? Наверное, нет. К примеру, она сорит деньгами, а дома людям есть нечего. Сама она была занята не семьей, а своим «содержанцем», который затем обобрал ее. Она не может, даже когда имеет деньги, помочь своей приемной дочери Варе, и той приходится наниматься в экономки в чужой дом. И даже старого преданного слугу Фирса забывают в запертом доме по ее недосмотру.

В образе Гаева еще ярче проявляются беспомощность, легкомыслие и лень. Именно он «проел состояние на леденцах». И Гаев, и Раневская ведут себя как маленькие дети — они не могут и не хотят посмотреть в глаза реальности. Они избегают мыслей о возможном спасении имения. Больше говорят о фантастических планах. Может быть, Аня выйдет за богатого, или тетка денег пришлет. Они смирились и уступают без борьбы.

Если в Гаеве и Раневской нет стойкости, энергичности, воли и серьезного отношения к жизни, то всем этим как раз и обладает купец Лопахин. Это представитель буржуазии. Он все время в труде: встает в пять утра и работает до вечера. Он энергичен. Мы узнаем, что Лопахин сумел выбиться из нищеты и всего добиться своим трудом.

 

Однако постоянная необходимость работать вытравила в нем духовность. У него есть деньги, он модно одет, но нет в нем подлинной культуры, нет тех духовных корней, которые есть у Раневской или Гаева. Лопахин уже считает себя хозяином жизни «Идет новый владелец вишневого сада!» — гордо говорит он о себе. Тем не менее, он ощущает свою ущербность, и это рождает в нем дисгармонию. Он не может понять, что вишневый сад — это не только символ прошлого. Это и тонкая ниточка между прошлым и настоящим. А желанием вырубить сад (уничтожить красоту) и настроить здесь дач Лопахин просто рвет эту ниточку. Свои корни рубить нельзя. Это главное, чего не понимает новый владелец. Он покупает сад и уже начинает уничтожать его. Вот связь времен и разорвалась.

Будет ли создано что-то новое? На этот вопрос автор не дает прямого ответа. По всей видимости, будущее в пьесе связано с Петей Трофимовым и Аней. Они придут на смену дельцу Лопахину. Петя Трофимов — это интеллигент, «вечный студент». Он живет своим трудом, и порой ему приходится очень трудно. Однако он не утратил веры в новую счастливую жизнь. Именно Петя видит несостоятельность дворянства, которое ничего уже не способно сделать. Он же дает и верную оценку Лопахину. Он сравнивает представителя буржуазии с хищным зверем, который не жалеет ничего на своем пути. В «привычке размахивать руками» Петя видит жажду наживы, хищничество Лопахина.

Образ Трофимова несколько противоречив. Петя обличает дворянскую привычку жить за счет труда других людей, а сам месяцами живет в дворянской усадьбе. Осудив страсть Лопахина к накопительству, Петя любит в нем тонкую душу. Мало того, у Трофимова есть даже комические черты, снижающие его образ. Раневская называет его недотепой, а Варя — облезлым барином.

Чехов, таким образом, не идеализирует своего героя, изображая его обыкновенным интеллигентом, не лишенным недостатков. Писатель признавал, что этот персонаж у него не доработан в силу цензурных соображений: «Ведь Трофимов то и дело в ссылке, его то и дело выгоняют из университета, а как изобразишь сии шутки?»

Однако мысли о будущем у Пети слишком неконкретны. Он говорит о яркой звезде вдали, но не знает, как ее достичь. Где та сила, которая способна превратить Россию в цветущий сад? Петя заражает своим оптимизмом Аню. Она говорит: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…» Аня решает сдать экзамены за курс гимназии и начать жизнь собственным трудом. Так выразилась страстная мечта Чехова о свободном человеке и прекрасной жизни.

Обычно Аню и Петю связывают в пьесе с будущим. Но станут ли они творцами нового? Они, конечно, вызывают симпатию. Однако Петя смотрит на жизнь слишком поверхностно. И в самом облике его чувствуется какая-то недостаточность. Кроме того, к судьбе сада он относится вполне равнодушно. Получается, что Петю не волнует та проблема, которая тревожит автора. А, может быть, автор и не возлагает на него свои надежды?

Есть ли в пьесе связь времен? Быть может, звук лопнувшей струны — это разорвавшаяся нить поколений? Видит ли автор того, кто сумеет возродить Россию? На этот вопрос каждый из читавших пьесу должен ответить по-своему, так как точного ответа в ней нет.

 

 

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Чехов | Распечатать
04.30.2014 / 17:31 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: