Главная » Сочинения » Пейзажно-философская лирика И. Бунина (На примере стихотворения «Последний шмель»)
Категории
Реклама

Интересно

Пейзажно-философская лирика И. Бунина (На примере стихотворения «Последний шмель»)

Так знать и любить природу, как умеет Бунин — мало кто умеет.
А. Блок

Свой путь И. А. Бунин начинал как поэт. На первых порах он явился учеником Никитина, Кольцова, отчасти также Некрасова. Молодой поэт следовал за ними в разработке крестьянской тематики, перенимал мотивы их лирики, подражал строю их стихов.

Однако с годами И. Бунин развивается в интересного, самобытного поэта, а его творчество приобретает несколько иную направленность. Он становится настоящим мастером живописания природы. Погружение в нее, в свою очередь, обостряет в поэте понимание вечных законов бытия — будь то жизнь природы или жизнь человека.

И. А. Бунину довелось жить в трудную, переломную эпоху. Не являясь сторонником революционных перемен, он с горечью наблюдал за тем, как рушится понятный ему быт и уходит в прошлое привычная жизнь. Именно поэтому многие произведения автора проникнуты чувством грусти по уходящему.

Воссоздавая картины русской природы, поэт не может освободиться от чувства печали. Он размышляет о том, что слишком быстро и незаметно проходят годы, постоянно думает о кратковременности счастья и самой жизни, остро ощущает собственное одиночество в рушащемся привычном мире.

Стихотворение И. А. Бунина «Последний шмель» уже своим названием настраивает на грустный лад. Оно рождает чувство печали и, может быть, даже уныния. Оно словно пропитано грустью. Словосочетания: «заунывно гудящий», «как будто тоскуешь», «ветер угрюмый» — способствуют созданию такого настроения.

Автор не случайно описывает в стихотворении позднее лето — начало осени. Пока еще «безмятежны и жарки последние дни», природа расцвечена яркими красками, «за окном свет и зной». Все еще вокруг полно движения, но понятно, что вот-вот наступит осень, а за ней и зима, когда все уснет до весны.

Героем стихотворения становится «черный бархатный шмель», который летает и бьется в окно. Он олицетворяет собой осеннюю природу, у него и оплечье «золотое», словно цвет осенней травы и листвы.

Пока еще он жив. Его жизнь ассоциируется со струной. Рука музыканта коснулась ее, и она задрожала, загудела и запела. Но постепенно струна успокаивается, звук становится все тише и вскоре совсем пропадает. Так и «рука» природы коснулась своей частички — маленького шмеля — и он ожил и загудел. Но проходит время, и шмель, словно струна, замирает, уснув в «засохшей татарке».

Частое повторение звука «ж» и внутренние рифмы, связанные с этим звуком («жилье», «безмятежны и жарки»), создают звуковой образ жужжащего шмеля, в то время как звукоряд «ау-у-гу» («заунывно», «гудящий», «будто», «погуди») как бы предвещает появление осеннего ветра, который уже совсем близко. Этот гудящий звук струны, готовой вот-вот оборваться, который мы слышим вместе с лирическим героем и автором, наверное, услышал и Чехов, когда писал свой «Вишневый сад».

Тоскующие звуки скрипки, сливающиеся с жужжанием шмеля и звуком дрожащей струны, звучат в этих строках. О чем поет и плачет она?

Лирический герой стихотворения, глазами которого мы видим картину угасающей осенней природы и последнего шмеля, слышит эту печальную музыку природы. Он представляется не очень молодым человеком, философом по складу своего ума. Он задумывается о жизни и смерти и завидует шмелю, которому «не дано … знать человеческой думы», а, значит, жизнь его легка и приятна.

Последние дни уходящего лета и последний шмель настраивают лирического героя на печальный лад. Он видит, что «давно опустели поля», и знает, что «ветер угрюмый» скоро сдует в бурьян «золотого сухого шмеля».

Период, который Бунин рисует в стихотворении, — своеобразная граница между летом и осенью — воспринимается лирическим героем как граница между жизнью и смертью. Природа еще цветет и купается в лучах солнца, но вот-вот наступит ее гибель.

В стихотворении «Последний шмель» можно выделить несколько смысловых пластов. Печальная картина уходящего лета и уснувшего шмеля — это только первый пласт. Но автор не ограничивается лишь изображением картин природы. Именно поэтому стихотворение является образцом пейзажно-философской лирики. Шмель, ассоциирующийся с самой жизнью человека, такой же быстротечной и мгновенно пролетающей, — это еще один смысловой пласт. Но автор здесь рассуждает и о жизни вообще. Он уверен, что глубинная суть человеческого бытия связана с миром природы, а человек — лишь часть ее. В жизни человека все устроено так же, как и в мире природы: детство — это весна, юность — лето, зрелые годы — осень и зима — смерть. Более того, автор убежден, что и само человеческое общество подчиняется всеобщим законам бытия.

Он с грустью ощущает перелом времени, неизбежность смены эпох, само изменение бытия. Скрипка плачет об уходящей жизни. Что готовит нам новый день? И не порвется ли та струна, которая символизирует связь времен?

В стихотворении «Последний шмель» мы видим печальную картину, но автор все же не выглядит здесь пессимистом. Он пишет о природе, для которой характерна цикличность: лето сменяется осенью, а осень — зимой, но затем вновь приходит весна. Начинается новая жизнь. Кроме того, Бунин называет смерть сном, а известно, что после сна наступает пробуждение.

 

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Бунин | Распечатать
04.30.2014 / 17:33 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: