Главная » Сочинения » Идея подвига во имя общего счастья в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
Категории
Реклама

Интересно

Идея подвига во имя общего счастья в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе.
Д. С. Лихачев

М. Горький вошел в русскую литературу в самом конце XIX века. Это время — 80–90-е годы — было отмечено в России ожиданием перемен и обновления действительности. В письме Чехову М. Горький писал, что настало время «нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого… чтобы было не похоже на жизнь, а было выше ее, лучше, красивее». Одним из важных эстетических принципов писателя стало возвыситься над серой обыденностью, найти в искусстве то, чего нет в окружающем мире. М. Горький создает целый ряд рассказов («Макар Чудра», «Легенда о Марко» и другие), в центре которых исключительно сильные духом люди. У них, по словам писателя, «солнце в крови» и горящие сердца.

Рассказ «Старуха Изергиль» (1898) как раз и является ярким примером таких произведений в раннем творчестве М. Горького.

Один из главных героев рассказа — Данко — наделен выраженными героическими чертами. Именно он, в груди которого бьется горящее сердце, способен вести людей своего племени, попавшего в темный лес и непроходимые болота, к свободе и свету. А когда всех охватывает отчаяние, потому что они не видят выхода из черной чащи, смелый юноша вырывает из груди свое сердце. Он высоко поднимает его, как факел — символ любви к людям. «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца».

Но героическое в рассказе Горького идет рядом с трагическим. Дело даже не в том, что Данко умер, а прежде всего в том, что неблагодарные люди, «радостные и полные надежд, не заметили смерти его», а один осторожный человек наступил на горящее сердце и превратил его в искры. По всей видимости, мотив трагического очень важен в романтической концепции писателя. Он не только отражает закономерность жизни, как понимал ее Горький, но и по-особому оттеняет красоту героического.

Фоном для поступка Данко служит также и сопоставление его с другим легендарным героем рассказа — Ларрой. «Каменное сердце» Ларры и «огненное сердце» Данко выражают два разных взгляда на жизнь. Ларра — воплощение крайнего индивидуализма и безграничного себялюбия. Данко — альтруист, и для него нет ничего важнее помощи людям.

Ларра тоже очень сильный человек. Ларра и вольнолюбив не меньше, чем Данко. Не случайно автор делает его сыном смертной женщины из могучего племени и орла. Но такие прекрасные качества, как гордость и свободолюбие, унаследованные им от родителей, искажаются, потому что герой презирает людей. Только тогда, когда жизнь человека посвящена другим людям, наполнена гуманизмом, можно его уважать. Так считает Горький. Ларра не останавливается даже перед убийством. И люди наказывают его, обрекая на полное одиночество. Измученный, превратившись в тень, он стремится к людям, а они уходят от него. Таким образом, здесь утверждается и еще один важный аспект в горьковском понимании свободы: абсолютная свобода одинокого человека не делает его счастливым. Если поступать, как Ларра, то не добудешь счастья ни себе, ни людям. В этом и состоит смысл легенды старухи Изергиль.

Данко тоже стремится к свободе, но это стремление порождено любовью к людям своего племени, попавшим в дебри непроходимого темного леса. В отличие от Ларры, Данко находит свое счастье, пусть на очень краткий миг, но все же находит. «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо».

Оба героя гибнут, но каждый по-своему. Вечное одиночество, постигшее Ларру, как наказание за жестокость, куда хуже смерти Данко. Тысячу лет мыкается он неприкаянной тенью, напоминая людям о ценности общения и дружбы. Смерть Данко же была не напрасной. И пусть люди сначала не оценили его героического поступка, тем не менее, искры от пылающего сердца героя остались, искры, горящие в «черной и страшной» степной дали. А сам Данко продолжает жить в легендах, вызывая восхищение своей смелостью, силой духа и самопожертвованием.

И Данко, и Ларра — яркие личности, вступившие в конфликт с окружающей действительностью. Но смысл этих конфликтов становится в рассказе выражением авторского понимания подвига. Ларра хочет брать от жизни, властвовать над людьми. «Он презирал людей и думал, что может обойтись без них». Данко всего себя отдает людям. Позиция Горького вполне понятна: герой не тот, кто подчиняет себе более слабых и ставит себя выше других, а тот, кто живет ради других.

В образе Данко Горький славит не просто отважный поступок, а подвиг своего героя во имя людей, во имя их жизни и счастья. И Ларра, и Данко — романтические личности, возвышающиеся над окружающими людьми, но у Горького они выражают не столько романтическую идею, которая заключается в неизбежности конфликта яркой личности со всем остальным миром, сколько идею необходимости самопожертвования во имя общего счастья.

Особую смысловую нагрузку несет образ самой рассказчицы — старухи Изергиль. Она сама похожа на романтическую героиню: «…живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня». Свободолюбивая и независимая, она жила для себя, наслаждаясь своей красотой и молодостью. «Жадную жизнь» старухи Изергиль можно сравнить с жизнью эгоиста Ларры. Жизнь пролетела. А былая красота, незаурядность натуры исчезли без следа. Наступила одинокая старость. У нее нет ни мужа, ни детей. Однако она гордится тем, что всегда отдавала свое сердце и свою любовь только сильным и благородным людям. Образ старухи Изергиль связывает далекое прошлое и настоящее в рассказе.

Изергиль жила на свете очень долго, много видела и потому может, по мнению писателя, воплощать народное представление о жизни и подвиге. Именно она делит всех людей на «стариков от рождения» и «красавцев, которые любят», выражая тем самым народную мечту о герое. Когда она рассказывает о каре, настигшей Ларру, она опять-таки привносит в рассказ народное убеждение в том, что за всякое зло наступает расплата. Именно Изергиль говорит о том, что «в жизни … всегда есть место подвигам», а те люди, которые не находят их, «те просто лентяи и трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней».

Мысли героини рассказа о подвиге, видимо, близки и писателю. В служении людям для него заложен смысл человеческого существования. Отдать свою жизнь для людей — вот величайшее счастье, доступное человеку. Данко погиб, но он вывел людей к свету, осветив людям дорогу своим сердцем. «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь…»

Данко видит людские пороки и слабости, он понимает, что, скорее всего, будет забыт людьми. Но он и не ждет никакой ответной благодарности. Это удел сильных и отважных героев.

Романтические рассказы Горького зовут к подвигам и великим свершениям, они воспитывают в людях любовь к окружающим. Они поражают своей искренностью. И в этом их главная ценность.

 

 

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Горький | Распечатать
04.30.2014 / 17:52 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: