Главная » Сочинения » Тема революции в поэме А. Блока «Двенадцать»
Категории
Реклама

Интересно

Тема революции в поэме А. Блока «Двенадцать»

 

А. Блок — поэт переходной эпохи, русский интеллигент, чье творчество было связующим звеном между русской классической поэзией и поэзией рождающегося революционного мира. Блок — последний великий поэт старой, дооктябрьской России и первый поэт, чье творчество открывает первую страницу русской поэзии нового времени.

Поэма Блока «Двенадцать» (1918) — это первая поэма об Октябре, поэма о гибели старого мира. Время решающих перемен наступило для поэта в конце 1917 — начале 1918 года — в период Октябрьской революции. Свое безоговорочное принятие революции он открыто и бескомпромиссно выразил в статье «Интеллигенция и революция».

Слова: «Сегодня я — гений» — принадлежат А. Блоку, бесспорно, человеку нового рубежа. Творчество Блока сделало его первым поэтом России. Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами. «Переделать все… чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью, — писал Блок. — Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию».

Действие в поэме «Двенадцать» развертывается на фоне разгулявшихся природных стихий.

Ветер, ветер — 
На всем божьем свете!
Разыгралась чтой-то вьюга…

Образы ветра, метели символичны. Они связаны с отражением социальных потрясений эпохи революции. Блок использует прием контраста, который заявлен уже в первых строках поэмы:

Черный вечер.
Белый снег.

Это резкое противопоставление двух миров — старого и нового. Поэт понял и принял революцию как стихийный «мировой пожар», в очистительном огне которого должен был сгореть весь старый мир без остатка.

В первой главе поэмы Блок сатирически рисует образы представителей старого мира: буржуя, «писателя-витии», попа, барыни в каракуле.

Двенадцать красноармейцев выходят из бури, вихря и снега революции. Они дети народной стихии. Двенадцать человек — двенадцать членов патрульного отряда. Другой смысл названия поэмы связан с легендой о двенадцати апостолах, шествующих за Христом. В композиции поэмы двенадцать глав.

С одной стороны, красноармейцы понимают свой долг: 
Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

С другой стороны, они носители стихийной анархической вольницы:

Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи! 
Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!

Как выглядят красноармейцы?

В зубах — цигарка, примят картуз, 
На спину надо б бубновый туз!

В поэме звучит тема революционного возмездия:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую.

Блок рисует как коллективные, так и индивидуальные образы красноармейцев. Нелепое убийство Петрухой своей любовницы Катьки отражает неуправляемость поступков красноармейцев и вносит трагическую окраску. Блок видел в революции не только ее величие, но и ее «гримасы». Революция — это всегда разрушение, а не созидание. Вот почему в главных героях поэмы преобладает анархическое начало.

Величие и правоту «революции-бури», несущей возмездие старому миру, Блок утверждает в заключительной, финальной главе поэмы, где впереди двенадцати красноармейцев — «апостолов» новой жизни — возникает образ Иисуса Христа. Многим он кажется неуместным и случайным. Да и сам автор полностью не был уверен в своем решении: «Мне тоже не нравится конец „Двенадцати". Почему же Христос? Неужели Христос? Но чем больше я вглядывался, тем явственнее я видел Христа. И я тогда же записал у себя: „К сожалению, Христос"». Поэтому возможны различные трактовки этого символического образа. Блоковский Иисус — не церковный герой, а символ высоты и святости Новой жизни (революции), это рождение новой нравственности, чистоты.

Главным для Блока было оправдать революцию с точки зрения высшей справедливости.

В белом венчике из роз — 
Впереди — Иисус Христос.

Он — символ новой религии, символ всеобщего обновления жизни. Туда, в эту новую жизнь, и ведет за собой красноармейцев блоковский Христос.

«Музыка» революции, услышанная Блоком, отразилась в языке и поэтике поэмы. В ней звучат интонации марша («Революцьонный держите шаг!»), городского романса («Не слышно шуму городского…», частушки («Как пошли наши ребята // В красной гвардии служить…»), революционной и народной песни («Вперед, вперед, // Рабочий народ!», уличный язык голытьбы («Запирайте етажи, // Нынче будут грабежи!»). Блок широко использует сниженную лексику и нарастающий, неуклонный ритм державного шага революции к концу поэмы.

 

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Блок | Распечатать
04.30.2014 / 18:01 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: