Главная » Сочинения » Темы и образы ранней лирики В. Маяковского
Категории
Реклама

Интересно

Темы и образы ранней лирики В. Маяковского

 

В. Маяковский начал свое творчество в группе футуристов. В футуризме его привлекал анархистский, бунтарский задор, ориентация на быстрый жизненный темп и стремление к новаторству формы. Раннее творчество поэта свидетельствует о сильном, в основном графическом, экпериментаторстве. Будучи не только поэтом, но и художником-авангардистом, он, подобно художникам-кубистам, расчленяет мир на объемы, то есть рассекает отдельные слова на части:

У- 
лица.
Лица
у
догов
годов…

Цветовая гамма в ранних стихах Маяковского также похожа на картины художников-кубистов. Так, например, в стихотворении «Ночь» (1912) мы видим типичные для кубистических полотен цвета — черный и желтый:

Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зеленый бросали горстями дукаты,
а черным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие желтые карты.

За счет игры цвета возникает образ города-игрока. Дукаты напоминают о зеленом сукне игорных столов. Горящие желтые карты — огни фонарей. Зданиям (черным ладоням, оконным стеклам) раздают горящие желтые карты. Перед нами вечерний город, открывающий толпе двери увеселительных заведений.

В поисках художественных средств, которые могли бы дать, возможно, более верную и отвечающую его требованиям картину действительности, Маяковский обращается к смелому соединению различных поэтических пластов и элементов.

Стихотворение «Пустяк у Оки» является примером соединения лирики и сатиры в традициях немецкого поэта Гейне, но с переработкой ее Маяковским. Это стихотворение написано почти в романтическом духе. Его герой — поэт с тонкой, ранимой душой и обычная девушка. Он пытается сказать ей о возвышенной, неземной любви, используя при этом художественные средства романтической поэзии:

А в небе, лучик сережкой вдев в ушко,
звезда, как вы, хорошая, — не звезда, а девушка…
А там, где кончается звездочки точка,
Месяц улыбается и заверчен…

Но девушка в силу своей ограниченной душевной организации не в состоянии понять возвышенных слов поэта. Поэтому романтический настрой лирического героя и всего стихотворения обрывается резко и неожиданно весьма прозаическими словами девушки:

…Ах, зачем вы давите
и локоть и талию.
Вы мне мешаете
у камыша идти.

В этом маленьком стихотворении как нельзя более четко выражена синкретичность стихов Маяковского. С одной стороны, мы видим явно возвышенный настрой души поэта-романтика, который обижен и не понят любимой девушкой и обществом в целом. Можно даже сказать, что ассоциативные нити тянутся к байроническому герою. Тип построения стихотворения, легкость и сам характер использования иронического напоминают Гейне. И уж, конечно, образ шуршащих камышей и звукотип, в основе которого лежит звук «ш», создающий иллюзию ветра, играющего речными камышами, безусловно, связан с русским поэтом-символистом К. Бальмонтом.

Но Маяковский не был бы Маяковским, если бы ко всему заимствованному он не относился с иронией. Так, например, бальмонтовский образ шуршащих камышей поэт намеренно снижает:

Слышите: шуршат камыши у Оки.
Будто наполнена Ока мышами.

Таким образом, соединяется несоединимое: камыши — символ чего-то загадочного и таинственного и простая, обыденная, намеренно бытовая вещь — мышиный шорох, или, лучше сказать, мышиная возня. Как известно, само выражение «мышиная возня» означает нечто несущественное, не имеющее большого смысла. Так, в стихотворение вплетается пародийный элемент. Оно и есть явная пародия на поэзию Бальмонта и вообще на весь символизм со всеми его загадками и условностями.

Однако пародия не самоцель для поэта. Он хочет обратить внимание противоположного ему и не понимающего его мира на то, что он — поэт, что в жизни есть место и чему-то другому, чем обыденные бытовые заботы и проблемы. Поэт бравирует тем, что для него все это не суть важно, и даже использует в названии стихотворения слова «пустяк», однако за этой бравадой угадывается боль тоскующего сердца поэта, который не может быть понят миром, поэта, который жаждет любви и взаимопонимания.

К этому стихотворению очень близко стихотворение «Послушайте!» (1914). Здесь за фамильярными, насмешливыми, пренебрежительными интонациями видна ранимая и одинокая душа. Стихотворение «Послушайте!» — это крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к современникам: «Послушайте!». Именно таким восклицанием мы пользуемся тогда, когда хотим быть услышанными и понятыми.

Лирический герой не просто произносит, а почти «выдыхает» это слово, отчаянно пытаясь обратить внимание людей на волнующую его проблему. Это не жалоба на «равнодушную природу», это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом, обычным героем его сатирических стихотворений — человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя мириться с одиночеством, с безразличием, горем, что нельзя быть таким, каков он есть, современник Маяковского.

Стихотворение построено так, как будто ведется острая дискуссия, но тебя не понимают, и ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься, что тебя поймут. Вот только объяснить надо как следует, найти самые точные фразы и выражения. И лирический герой их находит.

Накал страстей, эмоций, переживаемых героем, становится так силен, что иначе их не выразить, как только этим многозначным емким словом «Да?», обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и обеспокоенность, и ирония, и даже надежда.

В другом сатирическом стихотворении «Нате!» (1913) мы не найдем столь выраженной надежды, а здесь все же она видна. Последняя строфа стихотворения начинается так же, как и первая, с того же слова. Но авторская мысль в ней развивается совершенно по-другому, более оптимистично, жизнеутверждающе по сравнению с тем, как она выражена в первой строфе. Последнее предложение стихотворения вопросительное:

Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

И, действительно, эту фразу можно рассматривать как утвердительную. Ведь это риторический вопрос, который не требует ответа.

На основную идею стихотворения «работают» и все формальные средства, используемые автором. Так, Маяковский, располагая строки лесенкой, добивается того, что слово становится значимым, весомым. Рифма Маяковского — необычная, чаще всего ее можно определить как внутреннюю. Такие сочетания, как «полуденной пыли», «загоралась звезда», организуют ритм, который у Маяковского, в сущности, и есть мысль, идея и образ.

Конечно, стихотворение «Послушайте!» не характерно для дерзкого, уверенного в себе Маяковского, каким его привыкли считать. Здесь нет четко выраженного антиидеала. Он присутствует лишь между строк, но мы без особого труда нарисуем себе коллективный портрет людей, против которых и направлено острие «лирической сатиры» раннего Маяковского. Это обыватели, пустые и равнодушные; они так похожи на героиню из стихотворения «Пустяк у Оки».

Кроме лирического элемента, в данном произведении присутствует и некоторый фантастический элемент, не связанный особенно с типичным для сатиры гротеском или гиперболой. Поэт

врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку…

Глаголы «врывается», «плачет», «просит», «клянется» передают не только динамику событий, но и их эмоциональный накал. Ни одного нейтрального слова здесь нет, все они очень выразительны и экспрессивны. Но основная интонация стиха все же не обличительная, а доверительная и порой даже робкая и неуверенная.

Стихотворение «Послушайте!» — это развернутая метафора, имеющая большой иносказательный смысл. Кроме поиска хлеба насущного, которым занят весь чуждый поэту мир, нам нужны и высокая жизненная цель, духовность, красота. Нам необходимы «звезды-жемчужины», а не «звезды-плевочки».

Практически все дореволюционные стихи Маяковского посвящены теме поэта и толпы. Не случайно одно из его стихотворений носит название «Не понимают». Несовершенство жизнеустройства, резкое несоответствие мечты и действительности порождало недоуменные вопросы. В полном разладе с этим миром появилось стихотворение «Нате!». Маяковский ненавидит мир сытых обывателей, всех тех, кто «смотрит устрицей из раковин вещей», тех, кто не слышит «бесценных слов» поэта.

Как и другие футуристы, Маяковский тяготел к вызывающему антиэстетизму. И здесь мы встречаем шокирующее сравнение толпы со «стоглавой вошью». Он вводит в стихотворение язык улицы: «плюну в лицо вам», «озвереет», «кривляться». Маяковский почти с самого начала отказывается от общепринятой силлабо-тонической системы стихосложения и переходит к свободному, акцентному стиху. Он постоянно ломает строфу и выделяет значимые слова. В этом стихотворении выделено слово «плюну», то есть брошу вам в лицо свой стих.

Каким бы грубым и резким ни казалось это стихотворение, в нем слышится та же боль одинокой и тонко чувствующей души поэта, что и в более лирическом «Послушайте!». За грубыми словами и выражениями скрывается «поэтино сердце» подлинного Маяковского, который мечтал о том, что и люди, и окружающий мир изменятся к лучшему.

 

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Маяковский | Распечатать
04.30.2014 / 18:16 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: