Главная » Сочинения » Тема гражданской войны в «Донских рассказах» М. Шолохова (На примере рассказа «Родинка»
Категории
Реклама

Интересно

Тема гражданской войны в «Донских рассказах» М. Шолохова (На примере рассказа «Родинка»

А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
М.Волошин

Рассказ Михаила Александровича Шолохова «Родинка» входит в цикл так называемых «Донских рассказов». Сам автор был родом из казачьей станицы Вешенская. Он хорошо знал жизнь донских казаков. Как и многие другие писатели того времени, Шолохов в своих произведениях стремился осмыслить важнейшие проблемы современной ему действительности, которые были связаны с крушением старого мира. В отличие от простого крестьянства, казаки были особым сословием в России еще со времен Екатерины II. И если беднейшие российские крестьяне принимали революцию хотя бы потому, что им нечего было терять, то люди, жившие по берегам Дона, издавна гордились своим положением в стране. Весь полувоенный уклад их жизни со строгой дисциплиной, подчинением атаманам, присягой на верность царю и стойкими традициями не позволял казачеству быстро принять новую власть. Как мы знаем из истории, донские казаки, в конечном итоге, встали на сторону большевиков, но путь этот был особенно долог, труден и кровав. На примере донского казачества в своих рассказах Шолохов описал трагедию всего русского народа, весь ужас и несправедливость гражданской войны, когда сын шел против отца, а брат против брата.

Сборник «Донские рассказы» — первая книга великого русского писателя Михаила Александровича Шолохова. Она описывает события гражданской войны, которую сам автор знал не понаслышке. Шолохов писал: «С 1920 года служил и мыкался по Донской земле. Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону… и банды гонялись за нами. Приходилось бывать в разных переплетах». Богатый жизненный опыт молодого писателя, бесспорно, послужил основой в выборе сюжетов для его произведений.

«Неслыханные перемены, невиданные мятежи» принесла Октябрьская революция в Россию. Гражданская война разделила народ на два враждующих лагеря: на белых и красных. Особенно остро проблема размежевания казачества встала на Дону, где отец и сын, братья, односельчане вставали по разные стороны баррикад, забывая о родственных, семейных отношениях. Это время тяжелых испытаний, выпавших на долю нашей страны, требовало сильных, волевых поступков. Общечеловеческие истины, идеалы добра, гуманизма, милосердия и сострадания пошатнулись в сердцах непримиримых противников. Разруха и беззаконие, царившие на Донской земле, ожесточили людей. Вот о таком трудном и неспокойном времени и пишет Шолохов.

«Родинка» — такое мирное, ласковое название у первого рассказа сборника. Но в нем скрывается трагедия близких людей, вовлеченных в страшную братоубийственную войну, когда классовое сознание затмило общечеловеческие ценности. Этот рассказ — один из самых сильных и эмоциональных произведений сборника — задает тон всему повествованию.

Главный герой рассказа «Родинка» — красный командир Николка Кошевой. Он — донской казак, ему всего восемнадцать лет, но суровые будни войны уже наложили на него свой отпечаток. «Старят его глаза в морщинках лучистых и спина, по-стариковски сутулая», — пишет Шолохов. Нелегкая судьба была у Николки: отец пропал в Первую мировую, мать умерла, мыкался он по хуторам в батраках, а потом ушел с пехотным полком Красной армии на Врангеля. Перед нами — сильная, волевая, решительная, смелая личность. Война закалила Николку, сделала отважным и целеустремленным. «Пацаненок, куга зеленая, — говорят о нем в эскадроне, — а подыщи другого, кто бы сумел водить эскадрон в бой не хуже любого старого командира?» Но мы видим, что Николка устал от войны. Он думает не о том, как пойдет завтра в бой, а вспоминает о родном доме, о семье. Шолохов сочетает картины мирной жизни в мыслях и воспоминаниях героя и суровые будни войны, усиливая неприятие читателем этого античеловеческого явления.

Так, в прошлом Николки Кошевого — идиллия, гармония, счастье. Отец сажал его на коня, мать радостно смотрела на них из окна стряпки. Но война разрушила эту тихую семейную жизнь, и остались у Николки лишь светлые воспоминания о детстве, любовь к лошадям и отвага, унаследованные от отца, да родинка с голубиное яйцо. Родинка — особая примета, знак счастья. Это то немногое, что связывает его с семьей, но именно родинка станет причиной трагедии, разыгравшейся в финале рассказа.

Николка хочет уехать в город учиться, ведь он даже приходскую школу не закончил. Но мысли о спокойной, мирной жизни прерывает приказ обезвредить банду. Опять мечты главного героя разрушает суровая действительность. Николка устал от войны, осточертела она ему. Опять кровь, опять убийства, опять ему вести на смерть людей. Но он понимает, что нельзя отступиться, и осознает, какая большая на нем лежит ответственность. Ведь от него зависит, придет ли мир на Донскую землю, вернутся ли солдаты в родные семьи или банды будут творить произвол в хуторах и станицах. Поэтому Николка ведет в бой своих казаков, поэтому он так отчаянно скачет навстречу белому атаману.

Трагическая новеллистическая развязка усиливает главную мысль писателя. Шолохов осуждает бессмысленную бойню гражданской войны, когда личностные, общечеловеческие отношения уступают место классовым, идеологическим. Писатель — противник разделения, размежевания народа, и потому он так достоверно рисует картину боя, что хочет показать свое отвращение, свое неприятие этого противоестественного явления. Ненависть к врагу, злоба и жестокость затмили глаза двух непримиримых противников, и в горячке боя они не разглядели родного лица. Им бы бросить шашки, слезть с коней и обняться, но Шолохов заканчивает рассказ гибелью главных героев.

Тем трагичнее эта сцена, что ни Кошевой, ни его отец не хотели воевать. Семь лет атаман не видел родного куреня, и теперь непаханая земля звала его к себе, и эту непреодолимую тягу он заглушал самогоном. Пока Шолохов не ставит вопрос о причинах этого страшного размежевания казаков, он раскроет их позднее в «Тихом Доне». Сейчас его волнует сам факт того, что два родных, любящих друг друга человека по воле случая погибают, в отличие от рассказа «Продкомиссар», где сын сознательно убивает отца по классовым мотивам, разрывая родственные связи. Поэтому Шолохов осуждает эту братоубийственную войну, которая крутит человека, как песчинку, и не оставляет ему права выбора.

В «Донских рассказах» Шолохов смотрит на войну с общечеловеческих позиций: он не довлеет над читателем, не пропагандирует красную идеологию, а оставляет возможность подумать и самому решить, что хорошо, а что плохо. Главной целью писателя является раскрытие трагической судьбы человека, попавшего в вихрь гражданской войны. Высокое художественное мастерство автора, значимость и важность проблем никого не оставляют равнодушным.

Но все же, я думаю, что главная суть рассказа не в том, на чьей стороне правда, а в том, что гражданская война разделила семьи, разрушила самое святое — кровную связь детей и родителей. Даже само название произведения — «Родинка» — весьма символично. Оно ассоциируется со словами «родное», «Родина». Читая рассказ, мы понимаем, что гражданская война лишает человека Родины, его родственных связей, дома и детства. Мне кажется, что рассказ «Родинка» остается актуальным и в наше время. Сколько раз уже за последние годы наша страна стояла на грани начала гражданской войны. Произведения Шолохова позволяет увидеть нам, людям третьего тысячелетия, чем чревато любое политическое несогласие.

 

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Шолохов | Распечатать
04.30.2014 / 18:18 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: