Главная » Сочинения » Тема гражданской войны в «Донских рассказах» М. Шолохова (На примере рассказа «Чужая кровь»)
Категории
Реклама

Интересно

Тема гражданской войны в «Донских рассказах» М. Шолохова (На примере рассказа «Чужая кровь»)

Школа несчастья есть самая лучшая школа… 
В. Г. Белинский

 

Война — это большая беда для любого человека. Так было во все времена. Это всеобщее горе, сплачивающее народ в единое целое. В такие времена люди забывали о своих личных проблемах и обидах, объединялись и делали все для победы над врагом. Войны эти называли отечественными, когда люди боролись за свою независимость, и мировыми, когда в них вступало множество стран.

К сожалению, Россия прошла еще и войну гражданскую, войну между людьми одного государства. И это, наверное, самая большая беда. Если есть один общий враг у всего народа, то и правда для всех одна. В гражданскую войну столкнулись две позиции — старая и новая. И обе стороны были правы. Эта война сделала врагами даже родных людей. Революция взорвала Россию. Никто не остался в стороне.

Михаил Александрович Шолохов родился на Дону в 1905 году. Он стал свидетелем ключевых моментов истории страны и в своем творчестве отразил все этапы борьбы и строительства нового государства: гражданскую войну, коллективизацию и Великую Отечественную войну.

Писатель изображает жизнь такой, какой она была. В середине двадцатых годов начинают печататься «Родинка», «Пастух», «Продкомиссар» — произведения, позже объединенные писателем в «Донские рассказы». В них Шолохов покажет беспощадную правду гражданской войны, которая разделила вчерашних друзей, даже членов одной семьи на два непримиримых лагеря. Смертельная схватка между борцами за новую жизнь и теми, кто отстаивал старые порядки, — основная тема этого сборника.

Вообще, в каждом из «Донских рассказов» Шолохова мы сталкиваемся с трагедией, которую принесла людям война. Но она пробуждала не только ненависть, но и такие чувства, как сострадание, милосердие, любовь. О классовом и общечеловеческом повествует один из лучших рассказов цикла — «Чужая кровь».

Обычная старая казачья семья теряет в войну единственного сына. Тоска по нему постоянно терзала стариков, Гаврилу и его жену. Верили они, что вернется Петро и пойдет прежняя спокойная жизнь. Даже хозяйство без него не велось: «Пропал сын — некому стало наживать». Но вскоре приходит точная весть — погиб Петр. Тут становится ясно, что родителям нужна надежда на возвращение сына. «А ежели я не хочу этому верить?!» — багровея, захрипел Гаврила. Необходимо было старикам кому-то дарить свою любовь. И это чувство сделало чудо. Во-первых, исчезла классовая ненависть к продотрядникам: «И глядя на них, уже не ощутил Гаврила в дрогнувшем от ужаса сердце той злобы, что гнездилась там с утра». Во-вторых, старики вернули к жизни полумертвого молодого красноармейца, который пришел отбирать у них хлеб. «Четвертые сутки лежал он в горнице шафранно-бледный, похожий на покойника… На четвертый день с утра на щеках белокурого зарозовел румянец…».

Постепенно так полюбили Гаврила с женой этого красноармейца-рабочего, что даже называть его стали не настоящим именем — Николай, а Петр, как сына.

Так простые человеческие ценности: любовь, милосердие и доброта — победили классовую ненависть к людям другого мира, нарушившим вековые казачьи устои, к людям, пришедшим к ним с бедой. И лишь ужасы войны заставляют заново посмотреть на эти вещи, оценить их. В эти страшные годы проявление заботы и милосердия к своему классовому врагу считалось ненормальным, более противоестественным, чем, например, убийство отца сыном по идеологическим соображениям.

Но не остался Николай в казачьей станице. Чужой была для него жизнь среди казаков. Звал и манил его родной завод, вырастивший и воспитавший Николая человеком «чужой крови». По-человечески он понимал, что благодарен Гавриле и его жене за то, что они вернули его к жизни, полюбили его, как родного сына. Но классовое сознание было сильнее человеческих чувств, и Николай уезжает на родной завод, чтобы продолжать служить идеалам революции.

«Донские рассказы» — это быль казачьих станиц периода гражданской войны. Жизнь станицы, ее интересы разделяются на две половины: одна — за большевиков, за новь; другая — за «казачью честь», за устои самодержавного строя. Рассказы Шолохова композиционно отчетливы, резки, в них не чувствуется растянутости. В большинстве своем они посвящены гражданской войне, сталкивающей, как врагов, отца с сыном, брата с братом, вызывающей в ее участниках, наряду с дикой жестокостью, и готовность пожертвовать собой для блага общего дела, и живое сочувствие к более слабым, ломаемым железной поступью войны.

Именно общечеловеческие ценности Шолохов ставит на первое место в рассказе «Чужая кровь». Автор отвергает чудовищную братоубийственную войну. Несомненной заслугой Шолохова является отсутствие личных симпатий в описываемых ситуациях. Нет у него и таких понятий, как «хорошие» красные и «плохие» белые. Или наоборот. Автор беспристрастен, и рассказы получаются правдивые, искренние, отчего только выигрывает читатель. Да, с одной стороны, Шолохов воевал на стороне большевиков. Но ведь, с другой — он родился и вырос на Дону, и казачья жизнь, старинные традиции казаков для него — неотъемлемая часть его самого. Возможно, именно поэтому Шолохов в первую очередь призывает к всеобщему примирению и согласию.

 

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Шолохов | Распечатать
04.30.2014 / 18:21 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: