Главная » Сочинения » Тема коллективизации в романе М. Шолохова «Поднятая целина»
Категории
Реклама

Интересно

Тема коллективизации в романе М. Шолохова «Поднятая целина»

Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей… 
Ф. М. Достоевский

Роман М. А. Шолохова «Поднятая целина» был начат в 1930 году, а закончен в 1960 году. Он посвящен полной драматизма и трагичности эпохе коллективизации. Сейчас много говорят о том, что Шолохов исказил реальную действительность в своем произведении. «Поднятую целину» порой сравнивают с «Котлованом» Платонова и другими произведения сходного характера, утверждая, что Шолохов смотрел на процесс коллективизации под нужным власти углом зрения. И все же это не вполне так. Книга Шолохова стала одним из первых крупных произведений, достоверно отразивших то, что происходило в советской деревне, и если читать «Поднятую целину» внимательно, то можно увидеть, что произведение это не настолько «лакировочное», как это кажется на первый взгляд. Кстати, первоначальное название книги было «С потом и кровью», что достаточно ясно говорит о точке зрения писателя на коллективизацию. Название книги было изменено не Шолоховым, а редакцией, которая начала печатать ее.

Как бы то ни было, но писатель постарался отразить в романе трагические события коллективизации на Дону. Люди в Гремячем Логе, где происходит действие романа, живут очень трудной жизнь. Писатель порой приоткрывает нам завесу над прошлым его героев, и мы ужасаемся, насколько трагично оно было. Так, например, у Андрея Разметнова из-за его ухода к красным погибла жена, а затем умер и ребенок, то есть человек потерял самых близких и дорогих людей.

Не только прошлое, но и настоящее в романе также трагично. На хутор одновременно приезжают белогвардеец Половцев и рабочий-путиловец Давыдов, который оказался в числе тех двадцати пяти тысяч человек, посланных в деревни и села, чтобы оказывать содействие коллективизации. Таким образом, на Дону не прекращается противостояние белых и красных. Каждый из героев становится лидером определенной группы людей. Давыдов, конечно же, опирается на беднейших крестьян, а Половцев начинает втягивать в борьбу зажиточного хозяина Якова Островного.

Давыдов приступает к работе по созданию колхоза. Шолохов показывает, насколько разное отношение к коллективизации было у крестьян. Так, например, Николай Люшня подчеркивает, что колхоз — это добровольное дело, и идти туда должен лишь тот, кто хочет. Хуторские бедняки убеждены, что нужно добро богачей обобществить. Тяжелые психологические переживания крестьянина, который готов идти навстречу советской власти, но интуитивно не ощущает целесообразности во многих ее действиях, показаны на примере образа Кондрата Майданникова. Он решается идти в колхоз и отдает туда свою скотину. Но как же тяжело ему расстаться с тем, что было нажито его трудом. Очень выразителен эпизод, когда ночью Кондрат глядит в темноту и ощущает теперь бесперспективность своей жизни. Писатель приводит очень верные рассуждения Кондрата по поводу коллективизации. Будучи трудовым человеком и хорошо зная крестьянский труд, Майданников говорит о том, что единоличник не защищен от засухи и неурожая, а в колхозе никто не будет смотреть за скотиной, как за своей. Сомневающихся в романе много. Но на фразу одного из казаков: «Ты нас не силуй», Давыдов отвечает: «Таких, как ты, всех угробим». Так оно впоследствии и вышло. Никто не ждал от людей добровольного и легкого согласия.

Таким образом, в «Поднятой целине» автор запечатлел один из самых драматичных моментов коллективизации. Крестьянство разделилось: кто-то вел свою скотину в колхоз, кто-то убивал коней и коров, чтобы только не достались они колхозникам.

Когда Шолохов пишет про раскулачивание, нельзя не сочувствовать семьям, которые были лишены крова, имущества, изгнаны с хутора.

Очень интересен в романе образ Макара Нагульнова. Это честный человек, искренне верящий в мировую революцию. Он старается все сделать для крестьян, но пропасть между ним и жителями деревни неуклонно растет. Возникает конфликт между мечтой героя и той действительностью, в которой он живет. Макар готов насильно заставить людей быть счастливыми. В его образе отразились черты многих фанатично настроенных революционеров этого периода, бряцающих оружием, запугивающих людей. Этот конфликт усиливается глубокими личными переживаниями. Макар стремится жить аскетично, как настоящий революционер. Он отрицает семью, обычный уклад жизни с его простыми радостями. Теоретически для него радость лишь в борьбе. Но сам он страстно любит Лушку. Разрывая с ней отношения из-за имеющихся у него принципов, он глубоко страдает.

Макар Нагульнов воплощает собой в романе перегибы эпохи коллективизации. Давыдов говорит ему, что он нарушает линию партии, называет его «левым загибщиком», предупреждая, что такое понимание долга не лучше, чем контрреволюция.

Трагический разлад между убеждениями и реальной жизнью героя еще более усиливается, перерастая в огромный конфликт, когда за перегибы его исключают из партии. Сейчас Макар готов на все, вплоть до самоубийства.

При всей кажущейся простоте, а порой и карикатурности, образ Макара весьма сложен. Он настолько убедителен, что читатель не может не сочувствовать этому герою. Над Макаром порой хочется смеяться, а иногда делается жутко от его фанатичной убежденности, но главное, что привлекает в нем, — его искренность. Он сам верит в то, что он делает, к чему стремится.

Не менее достоверным получился у Шолохова и главный герой Давыдов. Он показан автором во всех его противоречиях. С одной стороны, это очень хороший человек. Нельзя не оценить его широкую душу и доброе сердце. Он всем готов прийти на помощь, искренне сопереживает крестьянам. Но с другой стороны, он представитель командно-административной власти и должен вести себя соответственно. С его образом связано множество драматических моментов.

Вообще трагического в романе немало. Это и сцена «бабьего бунта», это и большое количество смертей на страницах произведения. В финале погибают главные герои — Давыдов и Нагульнов. Когда же Островнов садистки убивает свою мать, то становится совершенно ясно, что жизнь в деревне вошла в какой-то трагический виток. Крестьянство находится в подавленном состоянии, потому что разрушены все старые устои, а новых не создано.

Но Шолохов показывает не только мрачные стороны жизни. В роман введен и комический элемент, который подтверждает мысль о том, что в жизни всегда есть и темные, и светлые стороны, вселяющие пусть маленькую надежду на то, что все переменится к лучшему. Комическое, конечно, более всего связано с дедом Щукарем. Фигура деда Щукаря, деревенского «балобона», оттеняет серьезное, делая его более понятным и рельефным.

Как бы ни упрекали Шолохова критики, все же если смотреть объективно, то роман «Поднятая целина» можно назвать реалистическим произведением. В нем писатель правдиво отразил коллективизацию и все те процессы на деревне, которые ее сопровождали.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Шолохов | Распечатать
04.30.2014 / 18:23 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: