Главная » Сочинения » Тема Великой Отечественной войны в прозе XX века (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Тема Великой Отечественной войны в прозе XX века (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»

Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой. 
А. С. Пушкин

 

Борис Васильев — участник Великой Отечественной войны, талантливый писатель, автор замечательных рассказов и повестей о том страшном времени. В его произведениях, как правило, нет описания крупных военных сражений. Более всего автора интересует психологическое состояние человека, волею судьбы попавшего в круговорот военных действий.

Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» рассказывает о далеких событий 1942 года. В расположение зенитно-пулеметной батареи, которой командует старшина Федот Евграфович Васков, заброшен большой отряд фашистских диверсантов.

Этот факт выясняется почти случайно. Не подозревающий о численности отряда старшина Васков берет с собой пятерых солдат в разведку. Разведка эта поначалу представляется почти формальной. Старшина командует зенитной батареей, которая располагается далеко от линии фронта. Да и все солдаты под его началом — это молодые девушки-зенитчицы. Васков рвется на фронт, пишет начальству рапорт за рапортом, потому что устал он сидеть без дела. Дни старшины проходят в раздражающих его заботах: то разбирайся, почему девушки не в форме, то в расположение взвода не зайди, потому что девчонки кричат, что не одеты. Никакого порядка, одна суета. Даже когда ночью зенитчицы вражеский самолет собьют, то они визжат, обнимаются, то есть ведут себя чисто по-женски, несмотря на то, что они солдаты.

Казалось бы, так и будет жизнь идти неспешно. Но только наступает день, когда старшина становится человеком, принимающим на себя огромную ответственность. Обнаружив в тылу нашей армии подготовленный немецкий отряд диверсантов, Васков понимает, что его главная задача — отвлечь немцев, направить по окружному пути, пока не подойдет помощь, потому что справиться вшестером (когда пятеро — девчонки, и стрелять-то не умеющие) невозможно.

Васков показан в повести как человек высокой ответственности, понимающий, какой огромной важности дело выпало на его долю. С крестьянской основательностью обдумывает Федот Евграфович все свои действия. И мы видим, что этот простой русский человек сумел заставить хорошо обученный фашистский отряд поступать так, как нужно ему, старшине. 

Васков отправляет одну из девушек, Лизу Бричкину, за помощью, но вскоре понимает, что помощь эта не придет — девушка не дошла. Его ответственность увеличивается многократно. Он ощущает, что и от его действий зависит сейчас судьба России, и черпает силы в этой вере. «И такое чувство было у него, словно он, Федот Евграфович Васков, был сейчас ее последним сыном и защитником. И не было во всем мире больше никого — лишь он, враг да Россия».

Васков с честью выполнил свой долг перед Родиной. С крошечным отрядом необученных зенитчиц он сумел не только остановить немцев, но и взять их в плен. С горечью и болью повторяет еле держащийся на ногах от усталости старшина: «Пять было девочек, всего пять».

Все, что в его силах, сделал он и для того, чтобы уберечь от смерти своих солдат. Он сроднился с ними за время операции душой и сердцем. По отношению к ним Васков был больше не командиром, а отцом. Но все его усилия, энергия и огромный опыт оказались тщетными. Девушки-зенитчицы гибнут одна за другой.

Лиза Бричкина нравилась ему больше всех, потому что была, как и он, деревенской. Но Лиза дойти не сумела — утонула в болоте. Женька Камелькова — самая бесшабашная, отчаянная и самая красивая из девчонок — погибла, как герой, отвлекая немцев, принимая удар на себя. Испугавшись, глупо погибает Соня Четвертак. Рита Осянина, получив смертельное ранение в живот, понимает, что долго ей не протянуть. Не желая быть обузой Васкову, на котором лежит ответственность за нейтрализацию фашистского отряда, она стреляет в себя.

Каждая смерть этих героических девчонок воспринимается не просто как утрата, а как непоправимое, чудовищное, противоестественное событие. Васильев, видимо, поэтому и выбирает именно девушек в качестве героинь своей повести, чтобы еще ярче подчеркнуть бесчеловечную сущность войны. Ведь гибнут не просто солдаты, а будущие матери, рожденные для мира. Они должны были рожать и воспитывать детей, но жизнь их обрывается, и виновата в этом война. У каждой из них могли бы быть дети, внуки, а «теперь не будет этой ниточки! Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества».

Васильев рассказывает в своей повести не о грандиозных сражениях. В центре внимания писателя — маленький эпизод Великой Отечественной войны. Автор убеждает читателя в том, что войну выиграл простой солдат, что исход крупных военных операций зависел от успеха вот таких, казалось бы, маленьких по масштабам действий. Но только потому, что каждый на своем месте выполнял свой долг и чувствовал ответственность перед Родиной, наш народ сумел выстоять в этой войне.

 

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Васильев | Распечатать
04.30.2014 / 18:33 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: