Главная » Сочинения » Идейный смысл рассказов о грешниках (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Идейный смысл рассказов о грешниках (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

Не покорность тупая — Дружная сила нужна. В поэме Н. А. Некрасова три главы: «Про холопа примерного — Якова верного», «О двух великих грешниках», «Крестьянский грех» —объединены те­мой греха. Сам автор считал эти части произведения очень важными и энергично возражал против запре­щения цензором рассказа «Про холопа примерного — Якова верного». Вот что писал Некрасов начальнику управления по делам печати В. В. Григорьеву: «...при­нес некоторые жертвы цензору Лебедеву, исключив солдата и две песни, но выкинуть историю о Якове, чего он требовал под угрозою ареста книги, не могу — поэма лишится смысла».

В этой главе показаны два образа — господина По­ливанова и его верного слуги Якова. Помещик «жад­ный, скупой... с крестьянами был... жесток...». Не­смотря на это, у Якова «только и было... радости: Ба­рина холить, беречь, ублажать», причем не видя от хозяина никакой благодарности («В зубы холопа при­мерного, Якова верного, Походя дул каблуком»). Все прощал Яков своему барину:

Люди холопского звания

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

Не стерпел лишь, когда барин отдал в рекруты его племянника, увидев в нем соперника. Автор показы­вает, что конфликт, существующий между помещи­ком и крестьянином, нельзя решить мирным путем:

Как ни просил за племянника дядя,

Барин соперника в рекруты сбыл.

Настолько жесток помещичий произвол, что даже рабски преданный своему господину, потерявший че­ловеческое достоинство  Яков  решается  на месть. Месть жестокую, страшную:

Яков на сосну высокую прянул,

Вожжи в вершине ее укрепил,

Перекрестился, на солнышко глянул,

Голову в петлю — и ноги спустил!..

Яков не стал «убийством руки марать», а покончил жизнь самоубийством на глазах у обезножевшего ба­рина.  Такой протест заставил помещика осознать свой грех:

Барин вернулся домой, причитая:

«Грешен я, грешен! Казните меня!»

В главе «О двух великих грешниках» речь идет о двух грешниках: разбойнике Кудеяре и пане Глуховском. Кудеяр был предводителем двенадцати разбой­ников, вместе они «много...пролили Крови честных христиан». Но «вдруг у разбойника лютого Совесть господь пробудил».

Услышав мольбы о прощении, бог указал путь к спасению: тем ножом, которым убивал, срезать дуб вековой. Спустя годы у этого дуба Кудеяра встречает пан Глуховский. Услышав историю старца, «пан ус­мехнулся: 

Спасения

Я уж не чаю давно,

В мире я чту только женщину,

Золото, честь и вино.

Жить нужно, старче, по-моему:

Сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю и вешаю,

А поглядел бы, как сплю!

Отшельник, охваченный гневом, убивает пана. Что же заставило раскаявшегося в прежних убийствах разбойника снова взяться за нож? Его гнев был рож­ден сочувствием к крестьянам пана Глуховского, ко­торые вынуждены терпеть издевательства своего хо­зяина. Вновь звучит тема жестокого обращения с кре­стьянами. Но решение этой проблемы уже иное. Убив пана, Кудеяр получает прощение:

Только что пан окровавленный

Пал головой на седло,

Рухнуло древо громадное,

Эхо весь лес потрясло.

Рухнуло древо, скати лося

С инока бремя грехов!..

Раскаявшийся   грешник   нашел   свое   спасение, встав на путь заступничества за народ.

Такой концовкой автор утверждает моральное пра­во народа на расправу с тираном, так как история рас­каяния Кудеяра не оказывает влияния на Глуховско-го, его совесть остается глуха к призывам старца.

Герой рассказа «Крестьянские грехи» те же: барин («аммирал-вдовец») и крестьянин (слуга его, Глеб). Но здесь уже барин совершил добрый поступок перед смертью, подписав вольную всем своим крестьянам:

«Из цепей-крепей на свободушку

Восемь тысяч душ отпускается!»

Но Глеб, соблазнившись на посулы наследника, «загубил»   восемь  тысяч  душ  крестьян:  позволил сжечь завещание.

В этой главе рассматривается уже тема крестьян­ского греха. Староста Глеб ради собственной выгоды предает своих же земляков, обрекая их на рабство:

На десятки лет, до недавних дней

Восемь тысяч душ закрепил злодей,

С родом, с племенем; что народу-то!

Что народу-то! С камнем в воду-то!

И этот грех — грех предательства интересов народа в самой крестьянской среде — оказывается самым тяжким. Автор показывает, что не видать «свободушки», «вечно маяться» народу, пока среди них будут предатели и пока крестьяне терпят их:

Ой, мужик! Мужик! Ты грешнее всех,

И за то тебе вечно маяться!

Н. А. Некрасов, пытаясь ответить на вопрос, как сбросить цепи рабства и угнетения, — обращается к православной религии, приписывая христианской этике совсем другие черты, нежели официальная цер­ковь. Автор не зовет прощать врагов, жить в страхе и покорности, а благословляет великий гнев человека, рожденный состраданием и сочувствием к угнетен­ным. Рассмотрев внутреннее единство всех трех глав, можно увидеть центральную проблему поэмы: пути выхода крестьян к свободе и счастью. В этих главах за­ключена главная мысль, которую автор хотел донести до читателя: за свободу и права необходимо бороться.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Некрасов, сочинение | Распечатать
05.30.2011 / 21:35 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: