Главная » Сочинения » Горькая доля народа пореформенной Росси (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Горькая доля народа пореформенной Росси (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

Зрелище бедствий народных

Невыносимо, мой друг...

Н.А.Некрасов

19 февраля 1861 года Александр II издал Манифест и Положение об отмене крепостного права. Казалось бы, вот теперь-то и должен был зажить русский му­жик в свое удовольствие. Крестьянам обещали лич­ную свободу и право распоряжаться своим имущест­вом. Но земля оставалась собственностью помещи­ков. Им вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел, которые те должны были выкупить. Крестьяне, выку­пившие надел, назывались собственниками, а не пе­решедшие на выкуп — временнообязанными. Уста­новление таких временнообязанных отношений со­храняло феодальную систему эксплуатации. Те же крестьяне, которые выкупили землю по цене, вдвое-втрое выше действительной, не могли прокор­миться с этого нищенского надела, и снова им прихо­дилось идти к помещику в кабалу. Все эти преобразо­вания закончились массовым закабалением крестьян и разорением старой деревни.

Н. А. Некрасов трагически переживал события тех лет. Н. Г. Чернышевский вспоминал: «В день объяв­ления воли я пришел к нему и застал его в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали раз­ные части Положения о крестьянах». «Да разве это настоящая воля! — говорил Некрасов. — Нет, это чис­тый обман, издевательство над крестьянами».

Поэт остро чувствовал «больные вопросы» своего времени и живо откликался на события современной ему жизни. Все это подтолкнуло его к написанию по­эмы «Кому на Руси жить хорошо». В этом произведе­нии автор стремился дать читателям полные сведения о русском народе, о духовной жизни крестьян после реформы. Он хотел показать пробуждение крестьян­ских масс и повлиять на их политическое самосозна­ние.

Безрадостен сельский пейзаж:

Широкая дороженька,

Березками обставлена,

Далеко протянулася,

Песчана и глуха.

По сторонам дороженьки

Идут холмы пологие

С полями, с сенокосами,

А чаще с неудобною,

Заброшенной землей;

Стоят деревни старые,

Стоят деревни новые

У речек, у прудов...

Леса, луга поемные,

Ручьи и реки русские

Весною хороши.

Но вы, поля весенние!

На ваши всходы бедные

Невесело глядеть!

...Поля совсем затоплены,

Навоз возить — дороги нет,

А время уж не раннее —

Подходит месяц май!

Не любо и на старые,

Больней того на новые

Деревни им глядеть.

Ой, избы, избы новые!

Нарядны вы, да строит вас

Не лишняя копеечка,

А кровная беда!.. Автор в изображении пейзажа использует противо­поставления: «широкая дороженька», но «песчана и глуха», хороша весенняя природа, но повсюду неуст­роенность. Строки проникнуты тревогой за судьбу крестьянина, предчувствием надвигающейся беды и неблагополучия.

Авторская речь сливается с крестьянской. В пове­ствовании поэт использует просторечные формы («Недаром в зиму долгую...»), слова с уменьшитель­но-ласкательными суффиксами, характерные для на­родной поэзии (дороженька, березками, копеечка), повторы («Стоят деревни старые, Стоят деревни но­вые...»), краткие прилагательные (нарядны, глуха, песчаны). В текст включены устойчивые синтаксиче­ские формы («как им легко ли, трудно ли...»), загадки («пришла весна — сказался снег!.. Летит — молчит, лежит — молчит, Когда умрет, тогда ревет...»), пого­ворки («солдаты шилом бреются...»), сказочный при­ем — обращение к избам как к живому существу.

Такая связь с народным творчеством и живой кре­стьянской речью делает поэму близкой и доступной слушателю-крестьянину, придает стихам подлинно народное звучание.

Названия деревень говорят сами за себя:

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных,

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень:

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова

Неурожайка тож.

Поп, рассказывая о своей жизни, так описывает край и жизнь крестьян:

Угоды наши скудные,

Скотинка ходит впроголодь,

Родится хлеб сам-друг,

А если и раздобрится

Сыра земля-кормилица,

Так новая беда:

Деваться с хлебом некуда!

Припрет нужда, продашь его

За сущую безделицу,

А там — неурожай!

Тогда плати втридорога,

Скотинку продавай.

... Грозит беда великая

И в нынешнем году:

Зима стояла лютая,

Весна стоит дождливая,

Давно бы сеять надобно,

А на полях — вода!

... Деревни наши бедные,

А в них крестьяне хворые

Да женщины печальницы,

Кормилицы, поилицы,

Рабыни, богомолицы,

И труженицы вечные,

Господь, прибавь им сил! Авторское описание природы, деревень дается в не­разрывном единстве с жизнью крестьянина. Пейзаж рождает ощущение горя, обездоленности:

Не греет землю солнышко.

И облака дождливые,

Как дойные коровушки,

Идут по небесам.

Согнало снег, а зелени

Ни травки, ни листа!

Вода не убирается,

Земля не одевается

Зеленым ярким бархатом

И, как мертвец без савана,

Лежит под небом пасмурным

Печальна и нага.

Жаль бедного крестьянина,

А пуще жаль скотинушку;

Скормив запасы скудные,

Хозяин хворостиною

Прогнал ее в луга,

А что там взять? Чернехонько! Жизнь богатых и бедных селений мало чем отлича­ется.

Вот наконец и Клин.

Селенье незавидное:

Что ни изба — с подпоркою,

Как нищий с костылем;

А с крыш солома скормлена

Скоту. Стоят, как остовы,

Убогие дома. А вот описание богатого села Кузьминское:

Кузьминское богатое,

А пуще того — грязное

Торговое село.

По косогору тянется,

Потом в овраг спускается,

А там опять на горочку —

Как грязи тут не быть?

Две церкви в нем старинные,

... Дом с надписью: училище,

Пустой, забитый наглухо,

Изба в одно окошечко,

... Есть грязная гостиница... Все эти описания свидетельствуют о том, что в «жизни крестьянина, ныне свободного, бедность, не­вежество, мрак». Н. А. Некрасов не идеализирует рус­ский народ. Он показываетне только его достоинства, но и недостатки. В главах «Сельская ярмарка» и «Пьяная ночь» мы видим атмосферу широкого празд­ника:

Хмельно, горласто, празднично,

Пестро, красно кругом!

Штаны на парнях плисовы,

Жилетки полосатые,

Рубахи всех цветов;

На бабах платья красные,

У девок косы с лентами,

Лебедками плывут! Но есть и темная сторона этого безудержного весе­лья — пьянство.

По всей по той дороженьке

И по окольным тропочкам,

Докуда глаз хватал,

Ползли, лежали, ехали,

Барахталися пьяные

И стоном стон стоял! Отчего же пьет русский мужик? На этот вопрос от­вечает Яким Нагой:

Пьем много мы по времени,

А больше мы работаем,

Нас пьяных много видится,

А больше трезвых нас.

...У нас на семью пьющую

Непьющая семья!

Не пьют, а так же маются,

Уж лучше б пили, глупые,

Да совесть такова...

... Видывал

В страду деревни русские?

В питейном, что ль, народ?

У нас поля обширные,

А не гораздо щедрые,

Скажи-ка, чьей рукой

С весны они оденутся,

А осенью разденутся?

...Работаешь один,

А чуть работа кончена,

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

...Нет меры хмелю русскому,

А горе наше меряли? Работе мера есть?

Вино валит крестьянина,

А горе не валит?

Мужик беды не меряет

Со всякою справляется,

Какая ни приди.

Мужик, трудясь, не думает,

Что силы надорвет,

Так неужли над чаркою

Задуматься, что с лишнего

В канаву угодишь? Подтверждением того,  что русский крестьянин трудолюбив, с любовью относится к земле-кормили­це, служит картина коллективного труда в главе «По­следыш»:

Размахи сенокосные

Идут чредою правильной:

Все разом занесенные,

Сверкнули косы, звякнули,

Трава мгновенно дрогнула

И пала, прошумев! Сознание народное — сложное и противоречивое. Это и суеверия:

Старообрядка злющая

Товарке говорит:

«Быть голоду! Быть голоду!

...С тех пор, как бабы начали

Рядиться в ситцы красные, —

Леса не подымаются,

А хлеба хоть не сей!»

— Да чем же ситцы красные

Тут провинились, матушка?

Ума не приложу!

«А ситцы те французские —

Собачьей кровью крашены!

Ну... поняла теперь?..» Процветает деспотизм в семье:

В канаве бабы ссорятся,

Одна кричит: «Домой идти

Тошнее, чем на каторгу!»

Другая: «Врешь, в моем дому

Похуже твоего!

Мне старший зять ребро сломал...» Крестьяне наивны, доверчивы, темны. Об этом го­ворил Яким Нагой («У каждого крестьянина Душа что туча черная — Гневна, грозна, — и надо бы Гро­мам греметь оттудова, кровавым лить дождям, А все вином кончается».), об этом же свидетельствует пове­дение крестьян деревни Вахлаки. Они еще не утрати­ли веру в возможность договориться с помещиками и соглашаются «помалчивать до смерти старика» о том, что крепостное право отменили. Они безропотно и смиренно переносят моральное унижение, терпя вы­ходки Последыша.

В один стожище матерый,

Сегодня только сметанный,

Помещик пальцем ткнул,

Нашел, что сено мокрое,

Вспылил: «Добро господское

Гноить? Я вас, мошенников,

Самих сгною на барщине!

Пересушить сейчас!..»

Засуетился староста:

«Недосмотрел маненичко!

Сыренько: виноват!»

Созвал народ — и вилами

Богатыря кряжистого,

В присутствии помещика,

По клочьям разнесли.

Помещик успокоился.

(Попробовали странники:

Сухохонько сенцо!) Ярким примером холопства является образ Ипата, дворового князя Утятина. Он не верит «Положению» и не хочет воли: «Балуйтесь вы! А я князей Утятиных холоп — и весь тут сказ!» Он не может забыть «бар­ских милостей», которые заключались в следующем:

«Как был я мал, наш князюшка

Меня рукою собственной

В тележку запрягал;

Достиг я резвой младости:

Приехал в отпуск князюшка

И, подгулявши, выкупал

Меня, раба последнего

Зимою в проруби!..». Но крестьянство многосложно, уровень духовного развития каждого различен. Наряду с Ипатом есть и Aran Петров, который возмущен комедией вахлаков, видит в этом проявление мужицкой глупости и не же­лает терпеть моральное унижение. Он вступает в от­крытый конфликт в Последышем:

Цыц! Ничикни!

Крестьянских душ владение

Покончено. Последыш ты! Россия крестьянская бедна, забита, необразован­на, но вместе с тем талантлива, отзывчива к чужому горю. У каждого героя из главы «Счастливые» свое счастье: солдат побывал в двадцати сражениях, «а не убит»; каменотес счастлив тем, что может обеспечи­вать свою семью; надорвавшийся рабочий тем, что «добрел на родину».

Судьба Матрены Тимофеевны, которую прозвали в народе «счастливой», тоже нелегка. На ее долю выпа­ли вечные унижения, деспотизм со стороны родни мужа, постоянная разлука с мужем, потеря первенца, материальная нужда. Сама она говорит странникам: «Не дело между бабами счастливую искать!..» Ее судьба — это судьба любой русской женщины-кресть­янки. В народе живет убеждение:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого!.. Но все же эти невзгоды не сломили ее, и она нахо­дит счастье в своей семье, детях.

В поэме показан рост народного самосознания. Кре­стьяне стремятся осмыслить свое положение. В репли­ке «Добра ты, царска грамота, Да не про нас ты писа­на...» звучит несогласие с пореформенными порядка­ми, скептическая оценка проведенной реформы.

Автору удалось раскрыть народную жизнь в самых разнообразных ее проявлениях. Для поэта русский мужик велик во всем: в рабском терпении, в вековых страданиях, в грехах, разгуле, в жажде воли. Для Н. А. Некрасова главное, что народ и в тягостной, ни­щей, беспросветной жизни сохранил могучие силы. Он видит в нем силу, способную осуществить переуст­ройство жизни, поэтому как гимн Родине звучит пес­ня «Русь», сочиненная Гришей Добросклоновым:

Рать подымается —

Неисчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Некрасов, сочинение | Распечатать
05.30.2011 / 21:39 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: