Главная » Сочинения » Идейно-художественное своеобразие повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Идейно-художественное своеобразие повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»

В своих произведениях Н. С. Лесков отразил про­тиворечия времени, его мятежный дух и неутоми­мость в поисках истины. Творческая манера писателя неповторима и самобытна. Герои его произведений необычны и неожиданны. Писателя привлекают бун­тари и чудаки, праведники и одержимые страстями злодеи, странники и изгои — все, кто пытается вы­рваться из серой, будничной жизни, сохраняя в душе неповторимые черты русского национального харак­тера. Многие герои готовы принести себя в жертву во имя счастья других. Одним из них является Иван Флягин — главный герой повести «Очарованный странник».

Уже в названии произведения зашифрован опреде­ленный смысл. Странничество — важный элемент русского национального сознания. Издавна по безгра­ничным просторам Руси ходили «калики перехо­жие» , бродячие, проповедники. Иван Флягин тоже не имеет дома, ищет царства Божия, хотя с детства зна­ет, что он «молитвенный сын», обещан матерью Богу (т. е. предназначен по обету монастырю). Название повести кажется загадочным, звучит поэтично и пе­чально. «Очарованный» — значит, околдованный, тот, на которого снизошло очарование. Эти два слова, «очарованный» и «странник», и составляют сущ­ность главного героя. Всю жизнь суждено главному герою скитаться по свету, не находя покоя душе, пока не попадет он в монастырь. Многое в своей жизни он «не своею волею делал», а «по родительскому обеща­нию». Предначертание влияет на жизнь героя, а его исполнение превращается в сюжет произведения. «Околдованность» составляет вторую сторону образа героя и соотносится с его национальным характером. Рассказчик сравнивает Ивана с русским богатырем: «... он был в полном смысле богатырь, и притом типи­ческий, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца».

В повести соотносятся две линии — национальная и мифологическая. Действие мифологического эле­мента определено заклятием, которое наложил на Ивана-подростка монах, в смерти которого он косвен­но был виновен: «А вот... тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспом­нишь материно обещание за тебя и пойдешь в черне­цы!..» Необычна судьба Ивана: чудесным образом ос­тался жив после падения в пропасть при спасении сво­их господ, состязание в избиении друг друга за право обладания скакуном; годы неволи у татар, служба на Кавказе, жизнь в артистах и как итог — уход в мона­стырь. Нет ничего, чего бы не умел Иван Северьяныч: и нрав самой дикой лошади усмирит, и за грудным ре­бенком присмотрит и вылечит его, совершит побег из плена, переплывет студеную реку под градом пуль.

Читая повесть, поражаешься многогранности об­раза главного героя. Иван равнодушен к собственным детям («они были без всех церковных таинств, и я их за своих детей не почитал»), но искренне привязался к чужому ребенку; чуток к красоте природы и жесток по отношению к животным (способен горевать о неча­янно задушенном голубе и жестоко расправиться с кошкой); умный (разыграл целый спектакль при по­беге из плена); своевольный и в то же время ответст­венный (дарит чужие деньги Груше, отдает ребенка матери). 

Создавая народные характеры, Н. С. Лесков обра­щается к живой русской речи. Флягин считает себя человеком «не из начитанных», но рассказы его глу­боко самобытны, речь постоянно меняется, сохраняя колорит той среды, в которой ему приходилось вра­щаться. В повести два рассказчика: автор и сам глав­ный герой. С помощью специальных языковых средств создается эффект «двухголосия»: речь автора «звучит» правильно и литературно, а речь героя пест­рит ошибками и просторечными выражениями («мой родитель был кучер», «флигеля для приезду.., медве­ди на столбу сидели», «живучи при отце на кучерском дворе... на четвереньках я у лошадей промеж ног по-лозил»). Сказовая форма повествования дает возмож­ность полно и объективно раскрыть внутренний мир героя, а также создает иллюзию реальности происхо­дящего.

Композиция произведения проста: вступление, ос­новная часть и заключение. Вступление и заключение ведется от лица автора, основная часть — от лица ге­роя, превращая таким образом повествование в «рас­сказ в рассказе». Образ Ивана Флягина — единствен­ный «сквозной» образ в повести: рассказ о его жизни включает несколько самостоятельных историй.

Особую прелесть и необычность повести придают такие мифологические эпизоды, как явление монаха, дух цыганки Грунюшки, оберегающий героя, повест­вование о магнетизере, о бесах в монастыре.

Мир повести — яркий, полусказочный, и образ Ивана Северьяныча под стать ему. Это человек цель­ной натуры, богато одаренный, щедрой души, талант­ливый, символизирующий физическую и нравствен­ную стойкость русского народа, рост его духовных сил и развитие самосознания.

Повесть «Очарованный странник» была включена автором в цикл «Праведники». Можно ли считать главного героя праведником? Ведь праведник — это верующий человек, странствующий на богомолье или живущий праведной жизнью, не нарушая законов мо­рали и нравственности. Я считаю, что можно. Ведь Иван даже Грушу убивает, спасая ее душу и губя тем самым свою. Кроме того, все свои грехи герой искупа­ет страданиями, выпавшими на его долю. Иван, полу­чив Божье прощение в финале повести, верит в даль­нейшее свое предназначение — умереть за народ. Он говорит об этом просто, без пафоса («мне за народ очень помереть хочется »).

Н. С. Лесков в образе Ивана Флягина, русского кре­постного человека, воплотил черты русского нацио­нального характера: нравственную и физическую силу, душевную щедрость, способность прийти на по­мощь, любовь к народу, Родине, природе.

Произведение»Очарованный странник» сложного жанрового характера. Повесть включает в себя эле­менты жития, романа приключений и былины. Как житие, которое состоит из отдельных эпизодов жизни святых, произведение состоит из различных историй, взятых из жизни главного героя. Как в романе при­ключений, главным мотивом является мотив странст­вий, а главные события — занимательные происшест­вия. Как в былине, герой — смелый и сильный, всту­пает в бой с иноверцем (татарином Саввакирием) и побеждает его.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Лесков, сочинение | Распечатать
05.31.2011 / 18:14 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: