Главная » Сочинения » В чем своеобразие характера главного героя в романе Ф. Достоевского «Идиот»
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

В чем своеобразие характера главного героя в романе Ф. Достоевского «Идиот»

Ф. М. Достоевский сказал однажды, что произведе­ния Гоголя «...давят ум глубочайшими, непосильны­ми вопросами, вызывают в русском уме самые беспо­койные мысли...». Пожалуй, этими же словами мож­но охарактеризовать и прозу самого Достоевского. Самые главные, самые трудные вопросы затрагивает он в своих произведениях, самыми беспокойными мыслями наполнено его творчество. Жизнь писателя была богата тяжелыми потрясениями, внутренними драмами, а время его было насыщено борьбой старых и новых социальных сил, открывающей новые стра­ницы истории. Произведения, создаваемые Достоев­ским, преисполнены глубочайшего смысла: с одной стороны, они освещают социальные и нравственные конфликты современности, с другой — раскрывают личные трагедии отдельно взятой личности. «Пому­тилось сердце человеческое»,— говорил Достоевский, размышляя о своей эпохе, наблюдая нравственное па­дение человека. Эти размышления подтолкнули писа­теля к созданию нового образа, отличающегося от ге­роев предыдущих произведений и противопоставлен­ного образу человека той эпохи. Автор задумал «изобразить вполне прекрасного человека. Труднее этого... быть ничего не может, в наше время особен­но». В мировой литературе уже существовал опыт соз­дания подобных героев: Дон-Кихот Сервантеса, «бед­ный рыцарь» Пушкина, Жан Вальжан Гюго.

Появление князя Мышкина в России, встреча с пе­тербургским обществом, полным эгоистичных стрем­лений, вызывает некоторые ассоциации со «вторым пришествием» Христа в суетливую, греховную жизнь людей. По замыслу автора князь Мышкин должен вы­полнить особую миссию — исцелить пораженные без­духовностью и эгоизмом души людей, возродить поте­рянную веру в высшее добро. Его появление, деятель­ное участие в человеческих судьбах должно было пробудить в людях ответное желание творить добро. Именно эта идея, по мнению великого писателя, ле­жит в основе христианской морали. В отличие от дру­гих героев романа князь Мышкин преисполнен есте­ственной «детскости» и выходящей из нее «непосред­ственной чистоты нравственного чувства». Поражая всех своей наивностью, он не признает условностей, проявляющихся в сословных разграничениях. Уже в приемной Епанчиных он беседует с лакеем, как с рав­ным по происхождению, что вызывает у того чувство некоторого презрения: «...князь просто дурачок и ам­биции не имеет...». Но, в то же время, «князь ему по­чему-то нравился», и «как ни крепился лакей, а невозможно было не поддержать такой учтивый и вежливый разговор».

У князя Мышкина полностью отсутствует то ущербное самолюбие, которое устанавливает барьер для свободных проявлений души человека. Светское общество Петербурга, отображенное в романе, слиш­ком зависимо от принятых условностей. Всякий, кто считает себя светским человеком, боится проявить ес­тественные чувства и прослыть нелепым, смешным. В противовес этому князя Мышкина не страшат подоб­ные перспективы, кроме того, не оскорбляет его и то, что по общепринятому мнению считается унизитель­ным, обидным. Это видно из эпизода с пощечиной, по­лученной князем от самолюбивого Гани Иволгина. Главный герой тяжело переживает этот поступок, но переживает он не за поруганное достоинство, а за гря­дущие страдания Ганечки: «О, как вы будете стыдить­ся своего поступка!». Душа КНЯЗЯ Мышкина закрыта для обиды, потому что он болеет не за самого себя, а за душу человека, его обижающего. Человек, попираю­щий достоинство себе подобного, убивает все духовное в себе, подвергает унижению прежде всего себя. И князь хочет помочь людям — участием, добрым сло­вом, состраданием. Ведь «сострадание есть главней­ший и, может быть, единственный закон бытия...».

Прощает князь и людской эгоизм, понимая то, что причинами эгоизма чаще всего становятся одиночест­во и непонимание. Своей доверчивостью, скрытой си­лой души, при кажущейся беззащитности, князь Мышкин в каждом из тех, кто встречается на его пути, пробуждает, хоть на мгновение, самое луч­шее — высокие чувства, благородные порывы. Люди, сами уставшие от злобы и вражды, чудесным образом одухотворяются. Пусть всего лишь на несколько мгновений, но и за это бесценное время человек успе­вает ощутить Князя Христа в своем сердце. Однако, привыкший к фальши, эгоистичный человек не мо­жет простить ни князю, ни себе своих благих поры­вов. И добро, посеянное главным героем, не дает рост­ков, гибнет в атмосфере всеобщей ненависти.

Гибнут одна за другой иллюзии Мышкина. Высту­пая в салоне Епанчиных перед высшим светом, он призывает собравшихся стать «слугами, чтоб быть старшинами», мечтает о возрождении русского дво­рянства. Его встречают смехом, скорее презритель­ным, чем добродушным, и полным непониманием. Так Достоевский безжалостно показывает одиночест­во пророка.

Рушатся надежды Мышкина на личное счастье, не в его силах спасти и обезумевшую Настасью Филип­повну. Финал романа трагичен. Необыкновенной нравственной силы герой вновь превращается в беспо­мощного пациента профессора Шнейдера.

Мышкин — воплощение любви христианской. Но такую любовь не принимают, она слишком высока и непонятна. Если, учитывая замысел Достоевского, сравнивать главного героя романа с Христом, то, гово­ря иносказательно, его распяли вторично.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Достоевский, сочинение | Распечатать
06.01.2011 / 20:44 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: