Главная » Сочинения » Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе «Обломов»
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе «Обломов»

Роман И. А. Гончарова построен по принципу изо­бражения двух противоположных жизненных судеб: Обломова и Штольца. Объединяет этих героев образ Ольги Ильинской, которую они оба любили. Жанр этого произведения близок к художественной биогра­фии. Содержание его направлено на осмысление жиз­ни личности, поиск истоков общественно значимой деятельности в индивидуальном биографическом опыте.

Композиция романа: сон — пробуждение — сон. Авторская манера повествования в этих частях зави­сит от того, о каком из героев идет речь. Там, где автор пишет об Обломове — юмор в соединении с лириче­ским элементом, зачастую ирония; где о Штольце — строгий повествовательный тон. В первой части рома­на действия очень мало, Обломов все лежит на диване, принимая визитеров. Герой занимается исключи­тельно «мыслительной» деятельностью. Он вот уже несколько лет обдумывает план преобразований в 06-ломовке («Он, как встанет утром с потели, после чая ляжет тотчас на диван, подопрет голову рукой и обду­мывает, не щадя сил, до тех пор, пока, наконец, голо­ва утомится от тяжелой работы и совесть скажет: до­вольно сделано сегодня для общего блага... Никто и не знал и не видел этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, только лежит да ку­шает на здоровье, и что больше от него нечего ждать; что едва ли у него вяжутся и мысли в голове...»)

Большое значение в композиции романа играет гла­ва «Сон Обломова», в которой автор, используя прием обращения к памяти героя, показывает детство Ильи Ильича. Истоки «обломовщины» — в детстве Обломо­ва. Условия помещичьего быта и дворянского воспита­ния и загубили в нем живой ум, стремление к ка­кой-либо деятельности и породили апатию и безволие.

Во второй части романа показана сильная и гармо­ничная личность Штольца, описано его русско-не­мецкое воспитание. Все попытки Штольца вернуть Обломова в активную жизнь разбиваются о непод­вижность, боязнь перемен и равнодушие к собствен­ной судьбе Ильи Ильича.

В четвертой части описывается «выборгская обло­мовщина» . Здесь Обломов после разрыва с Ольгой же­нится на Агафье Матвеевне Пшеницыной, снова по­гружается в спячку, а затем умирает. Эта часть явля­ется постпозицией романа.

Композиция произведения полностью соответству­ет идее: показать условия, которые и породили лень, проследить,  как человек превращается в мертвую

душу. Все внимание автора сосредоточено на тончайшей отделке характеров героев.         

Первая часть романа и две первые главы второй части представляют собой экспозицию, в которой И. А. Гончаров показывает условия, в которых фор­мировалась личность главного героя, а также просле­живает его эволюцию (а точнее деградацию).

Завязка действия — знакомство Обломова с Ольгой Ильинской, зарождающаяся любовь (III и V главы второй части). XII глава третьей части, где Илья Иль­ич объясняется в любви Ольге, является кульминаци­ей. Но неспособность пожертвовать ради любви своим покоем приводит к разрыву. Этому посвящены XI-XII главы третьей части.

«Обломов» относится к психологическому направ­лению в литературе. В характере главного героя выде­ляются доминирующие черты (лень, апатия); в главе «Сон Обломова» прослеживается влияние социаль­ной среды на героя. В образе Обломова И. А. Гончаров совместил социальное обобщение с изображением ин­дивидуализированной личности. Имя Обломова стало нарицательным. Писатель осуждает, разоблачает сво­его героя, выносит приговор обломовщине, но в то же время с симпатией относится к герою. Обломов не по­хож на помещиков, ранее изображенных Н. В. Гого­лем, И. С. Тургеневым. В нем нет деспотизма и жесто­кости, напротив, он кроток, добр, благодарен.

В эпилоге романа читатель узнает о смерти Ильи Ильича, прослеживает дальнейшую судьбу Захара, Штольца, Ольги.

По поводу сюжета романа нет единой точки зрения. Некоторые литературоведы утверждают, что в романе две сюжетные линии: Обломов — Ольга и Штольц — Ольга. А профессор А. Г. Цецтлин считает, что в рома­не одна сюжетная линия и все события подчинены одной цели — показать постепенное превращение в « мертвую душу»; те главы, в которых изображены от­ношения Ольги и Штольца, призваны оттенить судь­бу Обломова.

Язык романа отличается легкостью и чистотой. Ав­тор не использует украшающих эпитетов, метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, напро­тив, она обогащена научно-публицистическими сло­вами 40-50-х годов. Своеобразен язык каждого из ге­роев. Хотя каждый из главных героев — Ольга, Обло­мов, Штольц — говорит правильным литературным языком, у каждого язык связан с чертами внутренне­го облика.

В произведении очень мало описаний пейзажа, но там, где автор изображает летнюю Обломовку, парк, где встречаются Ольга и Илья Ильич, язык необычай­но ясен и выразителен.

И. А. Гончаров показывает жизнь героев в момен­ты взлетов и падений, раскрывает борьбу Обломова с самим собой — и все это дано в ярких картинах жиз­ни, авторские рассуждения сведены до минимума.

И. А. Гончаров использует несколько «сквозных» художественных деталей, которые служат средством дополнительной характеристики героя, раскрывая состояние его внутреннего мира. Сирень в романе символизирует возможность изменений к лучшему. Ветка сирени, брошенная Ольгой и подобранная 06-ломовым, им обоим помогает понять чувства друг дру­га. Но так же, как отцветает сирень по весне, уходит в прошлое и любовь молодых людей. Все в жизни пре­ходяще, и Обломов знает это: «Сирени отошли,., вче­ра отошло, и ночь с призраками, с удушьем тоже ото­шла... Да! И этот миг отойдет, как сирени!.. Что ж это такое?.. И — любовь тоже... любовь? А я думал, что она, как знойный полдень, повиснет над любящими и ничто не двигнется и не дохнет в ее атмосфере: в любви нет покоя, и она все меняется, все движется ку­да-то вперед...» Сирень и на могиле Обломова: «Ветви сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой. Да безмятежно пахнет полынь».

Роман имеет свою «музыку». Это опера Casta diva, исполненная Ольгой и забыть которую Обломов не мо­жет, даже вторично погрузившись в сон. Любовное чувство в романе развивается по законам музыкаль­ного произведения. В истории отношений Ольги и Ильи Ильича есть и «унисоны», и «диссонансы», и «контрапункты». Сюжет этой оперы предсказывает трагический конец любви.

Портретное описание героя в романе является важ­ным элементом в создании его образа. Например, Обло­мов и Штольц — люди одного возраста, но разительно отличающиеся по интересам, образу жизни. И столь различное отношение к жизни повлияло и на внеш­ность героев. У Обломова «господствующим и основ­ным выражением» лица была мягкость, которую «не могли ни на минуту согнать» ни усталость, ни скука, «цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразлич­ный... », а сам он «как-то обрюзг не по летам». Тело его, «судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, ма­леньких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины»; «движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью».

Штольц — полная ему противоположность. «Он весь составлен из костей, мускулов и нерв, как кров­ная английская лошадь. Он худощав; щек у него поч­ти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни при­знака жирной округлости; цвет лица ровный, смугло­ватый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные.

Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно».

Портреты обоих героев отражают их характеры. Обломов — человек мягкий, великодушный, добрый, но вместе с тем апатичный, ленивый, равнодушный к себе, своему здоровью. Он не имеет цели в жизни и ин­тереса, дорожит только своим спокойствием, совер­шенно не подготовлен и не приспособлен к жизни.

Штольц же не видит смысла жизни без труда, он предприимчив и необычайно работоспособен: «Он бес­престанно в движении: понадобится обществу по­слать в Бельгию или Англию агента — посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспосо­бить новую идею к делу — выбирают его. Между тем он ездит и в свет, и читает...» Даже в лице его — сила, энергия и спокойствие. Но в Андрее нет мечты, по­эзии, он буржуазный делец, стремящийся лишь к личной независимости.

При описании быта героев И. А. Гончаров также использует мелкие детали. В образе Ильи Ильича Об­ломова «говорящей деталью» является его халат. Он становится неотъемлемой частью быта своего хозяи­на, так как обладает тьмой «неоцененных достоинств: он мягок, гибок; не чувствуешь его на себе; он как по­слушный раб, покоряется самомалейшему движению тела». Халат то исчезает, то появляется вновь — в за­висимости от жизненных обстоятельств Обломова. После знакомства с Ольгой Ильинской и как следст­вие — пробуждения к жизни — халат исчез: «Тарантьев увез его с собой к куме с прочими вещами». Нет и длинных, мягких и широких туфель, в которые попа­даешь ногой сразу. Теперь Обломов «сидит... в домаш­нем пальто; на шее надета легкая косынка; воротнич­ки рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе...» Да и сам Обломов уже не лежит на диване целыми днями, а «весел, напевает...». Но по­сле разрыва с Ольгой и переезда на Выборгскую сторо­ну халат вновь появляется заботами Агафьи Матвеев­ны. Во время финансового кризиса в жизни Обломова одной из примет нужды также является халат. Он «истаскался, и как ни заботливо зашивались дыры на нем, но он расползается везде и не по швам: давно бы надо новый».

Очень подробны описания интерьеров, особое вни­мание автор уделяет бытовым подробностям. Напри­мер, кабинет Обломова «поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью». «Комната... с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шел­ковою материею, красивые ширмы с вышитыми не­бывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, брон­за, фарфор и множество красивых мелочей.

Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы толь­ко желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них... Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, негра­циозными стульями красного дерева, шаткими эта­жерками. Задок у дивана оселся вниз, наклеенное де­рево местами отстало...

По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, ка­ких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина та­релка с солонкой и с обглоданной косточкой да не ва­лялись хлебные крошки.

Если б не тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, ле­жащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, — так все запылилось, полиняло и во­обще лишено было живых следов человеческого при­сутствия. На этажерках, правда, лежали две-три раз­вернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожел­тели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнут в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем ис­пуганная муха». Все это напоминает гоголевского Плюшкина, превратившегося в «прореху на челове­честве». Наверное, и Обломов бы стал такой же «про­рехой», если бы не участие в его судьбе Штольца и лю­бовь к Ольге, пробудившая (хоть на время!) Илью Ильича к жизни.

Мотив еды — один из основных в романе. В Обломовке «главною заботою были кухня и обед. Об обеде совещались целым домом... Всякий предлагал свое блюдо: кто суп с потрохами, кто лапшу или желудок, кто рубцы, кто красную, кто белую подливку к со­усу... Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась!.. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!» Основная задача матерей в Об­ломовке заключалась в том, чтобы «выходить здоро­венького ребенка, беречь его от простуды, от глаза и других враждебных обстоятельств...», а также «чтобы дитя было всегда весело и кушало много». Еда в Обло­мовке несет не только физическое, но и в какой-то сте­пени духовное насыщение. Приготовление обеда — это целый обряд, любимое занятие всей семьи, дворовых. В обеденных хлопотах в Обломовке «все суети­лось и заботилось, все жило такою полною, муравьи­ного, такою заметною жизнью».

Основы жизни, заложенные с детства в сознание Ильи Ильича, повлияли на всю дальнейшую жизнь его. Он стремится к тихой, спокойной семейной жиз­ни без хлопот и потрясений. В мечтах Обломова, наря­ду с прекрасной погодой, купанием в реке, составле­нием букета для жены, вкусный завтрак: «Чай го­тов... Какой поцелуй! Какой чай! Какое покойное кресло! Сажусь около стола; на нем сухари, сливки, свежее масло...»

При сравнении жизни в Обломовке и в предпола­гаемом будущем Ильи Ильича просматривается явное сходство. В Обломовке «в воскресенье и в празднич­ные дни... стук ножей на кухне раздавался чаще и сильнее; баба совершала несколько раз путешествие из амбара в кухню с двойным количеством муки и яиц; на птичьем дворе было более стонов и кровопро­литий. Пекли исполинский пирог...».

И Обломов находит свой идеал жизни — в доме Ага­фьи Матвеевны Пшеницыной. Благодаря ее заботам у Ильи Ильича по утрам «кофе такой же славный, сливки густые, булки сдобные, рассыпчатые». Кроме этого, хозяйка еще постоянно угощает его то домашней вод­кой на спирту, то пирог с луком да морковью (опять же «не хуже наших обломовских», как замечает Захар).

Роман И. А. Гончарова был высоко оценен совре­менниками, вызвав многочисленные критические от­клики. Нельзя не согласиться с оценкой И. С. Турге­нева, заметившего после его прочтения: «Пока оста­нется хоть один русский, — до тех пор будут помнить Обломова». Используя художественные средства, Гончаров мастерски передал характеры и образ жиз­ни героев романа. А характер и судьба главного героя заставляют читателей размышлять о сложнейших во­просах жизни, о своем назначении в ней.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Гончаров, сочинение | Распечатать
06.01.2011 / 21:10 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: