Главная » Сочинения » Покажите человеку человека (по пьесе А. Чехова «Чайка»)
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Покажите человеку человека (по пьесе А. Чехова «Чайка»)

Человек   по   своей   природе

есть существо общественное.

Аристотель

В записных книжках Антона Павловича Чехова есть небольшая заметка: «Тогда человек станет луч­ше, когда вы покажете ему, каков он есть...» Это опре­деление, как всегда у Чехова краткое, вводит нас в ат­мосферу его художественных и духовных исканий. Звучит здесь вера в то, что человек способен на изме­нение, что нравственное пробуждение скрыто в нату­ре каждого, что понятия чести и достоинства прису­щи разным людям.

В те годы среди литераторов было модно расписы­вать дурные свойства человеческой души, находить в ней звериное начало. Чехов, рассматривая внешне от­рицательных героев, всегда видел в них ростки высо­кого. Тут, кстати, проходит граница между Чеховым и модным тогда Мопассаном, которому так часто не хватало веры в то, что человек станет лучше.

Чеховская вера в человека не отрывается от прав­ды: читатель должен увидеть себя в литературе та­ким, «каков он есть». Иначе говоря, не выдуманным, не сочиненным, не «отредактированным» писателем. Чехов убежден, что подлинному писателю противопо­казано навязчивое комментирование поступков сво­их героев. Он должен убеждать читателей и зрителей не рассуждениями, не декларациями, а правдивым изображением.

Много скрыто в чеховской заметке, состоящей из одной короткой фразы. Воедино слиты в ней вера в че­ловека, в честь и достоинство этого человека и худо­жественная правда. «Современные драматурги, — писал А. П. Чехов брату Александру, — начиняют свои пьесы исключительно ангелами, подлецами и шутами — пойди-ка найди сии элементы во всей Рос­сии! Найти-то найдешь, да не в таких крайних видах, какие нужны драматургам».

Вот против этих «крайних видов», против умозри­тельного высветления или, наоборот, неоправданного очернения героев последовательно выступает Чехов. Изображенные им характеры правдивы, а потому не­исчерпаемы. Например, Ольга Ивановна — героиня рассказа «Душечка», очень ограниченна, у нее нет сво­его мнения, она живет тем, что повторяет чужие вы­сказывания. Но не торопитесь ставить на ней крест. Она добра и отзывчива, способна к бескорыстной люб­ви, к самопожертвованию. Насколько же она симпа­тичней всех своих торопливых, занятых только собой спутников! А за чужого ей мальчика Сашу «она отдала бы всю свою жизнь, отдала бы с радостью, со слезами умиления. Почему? А кто ж его знает — почему?»

Многие литераторы 80—90-х годов показывали не­одолимо гнетущее влияние среды, их герои уныло по­вторяли: «Среда заела!» Чехов же сосредоточивает свое внимание на том, как человек противостоит сво­ей среде, как он выбивается из-под гнета раз и навсе­гда заведенных правил, условностей, привычек; ина­че говоря, как он противоборствует укладу жизни, за­щищая интуитивно собственное достоинство.

Художественные приемы Чехова, его реализм не все­гда были понятны читающей публике, воспитанной на душещипательных романах. Провал «Чайки» на Алек­сандрийской сцене прекрасно отразил предвзятость чи­тательского вкуса того времени. Суровое и сдержанное творчество, лишенное авторских излияний и указок, с мощным подтекстом не сразу пробило дорогу к публи­ке. Но уж зато потом триумф пьесы в Московском худо­жественном театре был ослепительным.

Действие в «Чайке» все время переходит от одного персонажа к другому. Сюжет пьесы строится на душевном разладе героев и мучительных «несовпадени­ях». Учитель Медведенко любит Машу, но она, даже выйдя за него замуж, не отвечает взаимностью — все ее душевное внимание отдано Треплеву. Он, в свою очередь, любит Нину, но она увлечена Тригориным, который вскоре бросает ее и возвращается к Аркади-ной. Даже в таком кратком пересказе ощущается со­вершенно непривычная для тогдашних зрителей но­визна построения пьесы, вся ее трагикомическая про­тиворечивость .

Идеи пьесы о противостоянии грубой жизни, о по­исках нового в искусстве не просто провозглашались, но оказывались итогом резкого столкновения мне­ний, манер поведения, символических образов. И сквозь все действие проходил образ подстреленной чайки, мощный символ, как и в последней пьесе Че­хова — «Вишневый сад» — образ вырубаемой красо­ты. Много грустного в пьесах Чехова, но «печаль его светла», а финалы всегда лишены «конечности», от­крыты будущему.

Чехов уверен в скрытых достоинствах любого чело­века, он уверен, что достаточно подвести героя к лите­ратурному зеркалу, чтоб эти достоинства пробуди­лись.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Чехов, сочинение | Распечатать
06.02.2011 / 14:45 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: