Главная » Сочинения » Жить по правде (по повести А. Чехова «Мужики»)
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Жить по правде (по повести А. Чехова «Мужики»)

Правда  необорима, 

если  ее высказывают умело.

Плутарх

Жить правдиво очень трудно. Особенно если обще­ство, в котором ты живешь, насквозь фальшиво. Поч­ти каждое из литературных произведений посвящено борьбе героя за право жить честно, за возможность быть счастливым благодаря той правде, которая соот­ветствует всеобщим нравственным принципам. Рассмотрим тему на примере творчества одного из самых «правдивых» писателей — Антона Чехова.

Примерно с 1887 года до начала 90-х годов писа­тель работает над романом, о котором так говорит в одном из писем: «В основу сего романа кладу я жизнь хороших людей, их лица, дела, слова, мысли и надеж­ды» (А. Н. Плещееву, 9 апреля 1889 г.). Роман этот Чехов впоследствии уничтожит, останутся лишь не­большие отрывки. Но сам факт работы над ним заслу­живает внимания. Мы видим, каким сложным было творчество Чехова второй половины 80-х — начала 90-х годов. С одной стороны, создание «гнетущего впечатления», повесть, где в тюремной «палате» уга­дываются черты всей чиновно-крепостнической Рос­сии. С другой — работа над романом о «хороших лю­дях», об их «мыслях и надеждах». Даже в этот тяже­лый и суровый период творчества Чехов не ограничивается изображением мрачных сторон дей­ствительности, ищет проблески в душе своего героя.

Большие изменения происходят в общественной жизни России: эпоха реакции, воцарившейся в стране после 1 марта 1881 года — убийства Александ­ра II террористами-народовольцами; с середины 90-х годов — новая историческая полоса. В дневниковой записи В. Г. Короленко читаем: «Общество ждет и на­деется» . Почти в тех же словах говорит об этом време­ни Чехов: «Все ждут и на что-то надеются».

Важная тема повестей и рассказов этих лет может быть определена названием одного из его рассказов — «Человек в футляре». Это заглавие вполне сопостави­мо с гоголевским образом — «Мертвые души». «Фут­ляр» становится у Чехова символом всей жизни, «не запрещенной циркулярно, но и не разрешенной впол­не». Если говорить обобщенно, содержанием многих его произведений является борьба «человека» и «фут­ляра».

Повесть «Мужики» вызвала особенно острые спо­ры. Писатели-народники любили изображать дерев­ню как царство доброй и наивной патриархальности, не тронутое «язвами» капитализма. В ней они видели единственное спасение от тлетворного влияния город­ской цивилизации. Беспощадно-правдивое изображе­ние деревни в чеховской повести «Мужики» наносило удар этим фальшивым представлениям.

Н. И. Иванюков, профессор-экономист, писал А. П. Чехову 10 октября 1897 года об этой повести: «Ее читали, обсуждали, по поводу ее много спорили. Впе­чатление от нее было ошеломляющее. Как обухом по голове». Чехова упрекали в том, что он не видит ниче­го светлого в жизни деревни. Однако писатель никак не заслуживал подобных обвинений. Герои его «Му­жиков» действительно невежественны, забиты, но в глубине они человечны. «Да, жить с ними было страшно, — думает героиня повести Ольга, — но все же они люди, они страдают и плачут, как люди, и в жизни их нет ничего такого, чему нельзя было бы най­ти оправдание».

Когда критики спорили о «Мужиках», об отноше­нии писателя к деревне, они не знали, что Чехов рабо­тает над продолжением повести. В ее опубликованной части говорилось о том, как лакей Николай Чикильдеев заболел и поехал с женой Ольгой и дочкой Сашей в деревню, чтобы поправить здоровье. Они попадают в царство бедности, забитости и страданий. Николай умирает, а Ольга и Саша, побираясь, идут в Москву. В продолжении повести, которое осталось у Чехова в виде незаконченных черновиков, описывалась горе­стная жизнь Ольги и Саши уже в Москве. С глубокой любовью, как всегда у Чехова сдержанной, нигде пря­мо не высказанной, рисует он судьбу девочки Саши. Ее путь из детства на самое дно жизни. От матери она унаследовала не только мягкость, доброту, поэтичность, но также: «Терпи и все тут». Незаконченная повесть обрывается в тот момент, когда Ольга, служа­щая в меблированных комнатах, уволенная, исчеза­ет, а Саша идет на улицу — Чехов обнаруживает ред­костное «двойное зрение»: пристально изучая жизнь и быт, окружающие Сашу сначала в деревне, затем в городе, он внимательно вглядывается во внутренний мир маленькой героини трагической мужицкой и го­родской эпопеи.

Так же, как Саша из «Мужиков», путем страданий и бед проходит героиня повести «В овраге» Липа. Вот пример чеховского реализма — сурового и беспощад­ного. Однако, пройдя, кажется, по всем кругам му­жицкого «ада», Липа не гибнет. В конце повести воз­вращаются с работы «бабы и девки»: «Они пели. Впе­реди всех шла Липа, и пела тонким голосом, и заливалась, глядя вверх на небо, точно торжествуя и восхищаясь, что день, слава богу, кончился и можно отдохнуть».

Как ни страшна жизнь, как ни горестна судьба че­ловека и народа, писатель не ставит окончательной точки в конце произведения, оставляет финал откры­тым. Чеховская правда, верность действительности, суровое изображение самых мрачных ее сторон — все это не отнимает у читателя веры в жизнь, надежды на то, что она может стать иной.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Чехов, сочинение | Распечатать
06.02.2011 / 14:48 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: