Главная » Сочинения » Смысл заглавия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Смысл заглавия пьесы А. Н. Островского «Гроза»

«Эко, братец ты мой, точно клубком туча-то вьется, ровно что в ней там живое ворочается. А так на нас и ползет, так и ползет, как живая» — так Кулигин гово­рит о грозе, надвигающейся на город Калинов. Гроза дважды собирается над Калиновым, вызывая разные чувства у героев. Жители города боятся ее, прячутся, так как считают, что, гроза «в наказание посылает­ся». Катерина, главная героиня пьесы, тоже боится ее, но это не страх смерти. Она так объясняет свой страх: «Как, девушка, не бояться! Всякий должен бо­яться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими гре­хами, со всеми помыслами. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, вот что страшно. Что у меня на уме-то! Какой грех-то!» Страх Катерины обусловлен религиозным воспитанием и сознанием своей греховности, ведь она полюбила Бориса.

Лишь Кулигин воспринимает грозу как «благо­дать» : «Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каж­дая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! У вас все гроза!» Это и неуди­вительно.... Почему Кулигин не боится грозы, понят­но: ведь он., механик-самоучка, понимает физиче­скую природу этого явления. Более того, он пытается обезопасить город, избавить жителей от этого вечного страха смерти от грозы — построить громоотвод. Но Дикой на это предложение самоуверенно отвечает: «Какое там елестричество! Ну какой же ты не разбой­ник! Гроза нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами каки­ми-то, прости господи, обороняться».

Но было бы неправильным считать, что лишь при­родное явление имел в виду автор, вынося слово «гро­за» в название пьесы. Ведь в речи Тихона оно тоже встречается. Он перед отъездом говорит Катерине: «Да как знаю я теперича, что недели две никакой гро­зы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?» Что же следует понимать под словом «гроза»? Тихон подразумевает круглосуточ­ную материнскую опеку, попреки, поучения, которые задавили в нем личность, мужчину. Ведь в доме Каба­нихи даже дышать свободно невозможно. И такая об­становка царит не только в этой семье. Вот как Кули­гин характеризует обстановку в купеческих семьях этого города: «Жестокие нравы, сударь, в нашем горо­де, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите».

Слово «гроза» имеет символичное значение. Это и гроза в душе Катерины, и социальное потрясение. Ведь ее самоубийство прогремело над городом как грозное потрясение, всколыхнуло это показное спо­койствие и наигранное благочиние.

Основная тема пьесы — столкновение между ста­рыми традициями и новыми веяниями, стремления­ми к свободе, проявлению человеческих прав. А кон­фликт предполагает потрясение.

Покончив жизнь самоубийством, Катерина заяви­ла о своем праве на любовь, независимость. Ведь Каба­ниха, Дикой и им подобные больше всего боятся пере­мен в жизни, то есть боятся потерять власть над людь­ми, морально или материально зависящими от них. А как раз это и происходит. Но как бы им ни хотелось жить по-старому, устои крепостничества трещат, на­чинается период общественного подъема. А. Н. Ост­ровский отразил в драме подъем общественного дви­жения, те настроения, которыми жили передовые люди эпохи 50-60 годов.

Убегает из материнского дома Варвара, вырывает­ся из «темного царства» Катерина, и даже Тихон, без­ответный, не имеющий собственного мнения, не смеющий перечить матери, в финале пьесы бросает Кабановой в лицо: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы...».

И хотя пьеса заканчивается смертью главной ге­роини, у нас, читателей, не остается тягостного впе­чатления, как после грозы, когда воздух становится чище, свежее.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Островский, сочинение | Распечатать
06.06.2011 / 17:50 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: