Главная » Сочинения » Проблема человеческого достоинства в драме А. Н. Островского «Гроза»
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Проблема человеческого достоинства в драме А. Н. Островского «Гроза»

А. Н. Островский определил жанр своего произве­дения как драму, подчеркивая этим широкую распро­страненность конфликта пьесы, повседневность собы­тий, изображенных в ней. Основная тема «Грозы» — столкновение между утеснителями (Кабаниха, Ди­кой) и утесняемыми (Катерина, Тихон, Борис, Кули­гин и другие) органически связана с ее конфликтами: между старыми социально-бытовыми принципами и прогрессивными проявлениями свободы человече­ской личности, семейным, общественным.

В городе Калинове власть принадлежит самоду­рам, и основана эта власть на моральной и материаль­ной зависимости людей. О порядках, царящих в семье Дикого, читатель узнает из диалога Бориса и Кудря­ша:

Кудряш: Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь ос­нована на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни од­ного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы он унялся. А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается.

Борис: Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!»... А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он об­ругать не смеет; тут уж домашние держись!

Кудряш: Батюшка! Что смеху-то было! Как-то его на Волге, на перевозе, гусар обругал. Вот чудеса-то творил!

Борис: А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам.

Похожая ситуация и в семье Кабановой, только там «все под видом благочестия». Кулигин так отзы­вается о Кабанихе: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Домочадцы Кабанихи не смеют противоречить ей. Тихон во всем соглашается с матерью и лишь авторские ремарки («вздыхая, в сто­рону: Ах ты, господи!») помогают понять истинное от­ношение к постоянным нравоучениям. Варвара, его сестра, выработала свою линию поведения: она тоже не перечит матери вслух, а про себя комментирует: «Не уважишь тебя, как же!» У нее свой взгляд на жизнь: «А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто».

Каждый герой по-своему приспосабливается к жизни в Калинове. Варвара поучает Катерину: «...Ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том (на лжи) держится. И я не обманщица была, да выучи­лась, когда нужно стало».

Тихон от безысходности пьет втихую, Борис лишь вздыхает: «Эх, кабы сила!». Кулигин советует Борису «угождать как-нибудь» Дикому, а себя утешает мыс­лью о том, что скоро разбогатеет, изобретя перпету­ум-мобиле: «Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион! Тогда я поговорю!» Не­много другая позиция у Кудряша, который в городе считается грубияном. Он сожалеет, что в городе мало «парней-то на мою стать, а то бы» Дикого «озорни­чать-то отучили»: «Вчетвером этак, впятером в пере­улке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался. А про нашу науку-то и не пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывал­ся». Возможно, и прав был Кудряш, говоря о таком методе борьбы с «ругателем» Диким. Ведь мы видим, что с равными себе, например, с Кабановой, Савел Прокофьевич ведет себя совсем по-другому. Как гово­рится, сила чувствует силу. Марфа Игнатьевна, не це­ремонясь, обрывает Дикого: «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе доро­га!». И Дикой меняет тон, оказывается, разговаривать умеет по-человечески: «Постой, кума, постой! Не сердись...».

Но Кудряш готов бороться с Диким и другими ме­тодами (причем низкими и подлыми): «Жаль, что до­чери-то у него подростки, больших-то ни одной нет... Я б его уважил. Больно лих я на девок-то!».

Лишь Катерина смеет в открытую заявлять свекро­ви о своем человеческом достоинстве: «Напрасли­ну-то терпеть кому ж приятно!» Завязка драмы опре­деляется литературоведами по-разному. А. И. Ревякин считает завязкой признание Бориса в любви к Катерине в сочетании с ответным признанием герои­ни. Более распространенной и, по моему мнению, пра­вильной является полный чувства собственного дос­тоинства ответ Катерины на придирки свекрови: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не до­казываю».

Кабаниха, видя такое сопротивление со стороны невестки, пытается сломить ее, унизить. Чего стоит сцена, когда Кабанова заставляет давать Тихона на­казы жене! Возможно, это и стало последней каплей, и Катерина решилась на измену. Но эта измена тяж­ким грузом легла на душу Катерины и приводит ее к самоубийству.

По поводу самоубийства Катерины тоже можно по­размышлять. Что это: слабость или протест, попытка вырваться из неволи? Конечно, в поведении главной героини есть и слабые, и сильные стороны, но в целом она единственная, кто отвергает принципы домостро­евской нравственности, пусть и ценой своей жизни, скорее подсознательно, чем осознанно, в порыве чувств, но все же это — протест против устоев окру­жающего мира.

Катерина могла бы приспособиться, как Варвара, продолжать встречаться тайком с Борисом, продолжая обманывать семью. Но это значило бы, что Кате­рина примирилась со своей долей и стала такой же, как другие — порочной и лживой. Катерина, несмот­ря на измену, остается чистой в душе.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Островский, сочинение | Распечатать
06.06.2011 / 18:04 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: